Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:39, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус его судей, требования к ним.
Для успешного достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть само понятие Конституционного Суда, порядок его формирования.
2. Рассмотреть компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь.
3. Определить требования предъявляемые к кандидатам в судьи.
4. Выявить роль Конституционного Суда в защите прав и свобод граждан.
Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется Президентом Республики Беларусь.
Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 части первой ст. 18 Закона.
Стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Председатель Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями.
Председатель Конституционного Суда:
- руководит
работой Конституционного Суда,
распределяет между его
- созывает
Конституционный Суд и
- принимает
меры поощрения и налагает
взыскания на судей
осуществляет общее руководство работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;
- вправе
в любое время подать в
Председатель Конституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Конституционного Суда [12, ст. 19].
Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда, исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его отсутствия или по его поручению.
Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности [12, ст. 20].
Судья Конституционного Суда:
- имеет
право требовать созыва
- участвует
во всех заседаниях
- обладает
другими правами и несет
Судья Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку.
До оглашения решения по вопросам, которые изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде [12, ст. 21].
4. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь
4.1. Виды решений Конституционного Суда и требования, предъявляемые к ним
Полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия им своих решений. Согласно ст. 36 закона о Конституционном Суде Республики Беларусь решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые акты, которые исходят от Конституционного Суда, должны приниматься на совместных заседаниях судей.
В составе Конституционного Суда, как уже отмечалось, 12 судей. Он правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда.
Термин «решения Конституционного Суда» - собирательный. Он включает различные по своей форме правовые акты, которыми Конституционный Суд реализует свою волю. Решения Конституционного Суда могут приниматься по вопросам, относящимся к его компетенции.
В законе и Регламенте Конституционного Суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конституционного Суда. Именно в форме заключений решается вопрос о конституционности нормативных актов, о толковании ранее принятых заключений, об их пересмотре. О начале производства по делу Конституционным Судом принимается решение. Послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности принимается также путём решения. Наряду с ним, как особый вид решений, могут приниматься запросы и требования к государственным органам, должностным лицам, которые принимаются и направляются Конституционным судом для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию, а судьёй Конституционного Суда – при подготовке конкретного дела.
Все иные действия Конституционного суда, например, о вызове свидетелей, внесении предложения о необходимости корректировки актов действующего законодательства, принятии новых нормативных актов, о наложении штрафов на должностных лиц и граждан, проявивших неуважение к Конституционному Суду, и другие – облекаются в форму решения.[7].
К решениям Конституционного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявления, особые мнения судей и т.п.
Помимо решений, принимаемых Конституционным Судом в порядке проверки конституционности нормативных актов, могут приниматься решения и по вопросам организационного характера (об избрании заместителя Председателя Конституционного Суда, о принятии представления о прекращении полномочий судьи, об утверждении Регламента Конституционного Суда, Научно-консультативного совета при Конституционном Суде и др.).
Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно, т.е., за некоторыми изъятиями, выбор формы документа принадлежит Конституционному Суду. В законе изложены требования, которым должно отвечать заключение. Что же касается послания Конституционного Суда, его запросов, требований, а также иных решений по вопросам процедурного характера, то они оформляются в порядке, определённом Конституционным Судом (ст. 37 закона).
При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении. При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.
Есть основания утверждать, что Конституционный Суд, проверяя конституционность нормативного акта, осуществляет казуальное толкование Конституции. Причём по своей юридической силе оно даже выше, чем толкование Парламента, так как по инициативе уполномоченных на то субъектов конституционный закон о толковании Конституции также может быть проверен на предмет его соответствия Конституции Республики Беларусь Конституционным Судом. Прежде чем принять заключение Конституционный Суд анализирует обычно широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, так как без этого трудно сформировать согласованную позицию Конституционного суда.[7].
Конституционный Суд, ориентируясь на практику, при определении своей позиции может критически её оценить и высказать собственный подход к правоприменению.
Согласно части первой ст. 11 закона о Конституционном Суде пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, в соответствии с названным законом, определяет Конституционный Суд. Поэтому, если проверяемые вопросы, содержатся не только в оспариваемом акте (отдельных его нормах), но и иных актах (других нормах), то Конституционный Суд вправе в решении высказать свою оценку на этот счёт.
В ст. 9 закона о Конституционном Суде указано, что признание нормативного акта, либо отдельных его положений не соответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения.
Если же аналогичные признанным неконституционными положения содержатся в другом обладающем более высокой юридической силой акте, чем проверяемый акт, то Конституционный Суд обязан также предложить компетентному органу принять меры для приведения его в соответствие с Конституцией.
Заключение должно содержать:
В случае, если акт, конституционность которого проверяется, признан конституционным в одних частях и неконституционным в других или по одному делу одни акты были признаны конституционными, а другие – неконституционными, об этом указывается в заключении Конституционного Суда.
4.2. Порядок принятия и
Конституционного Суда
Согласно закону о Конституционном Суде и его регламенту итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, которое проводится тайно в совещательной комнате.
В совещании принимают участие только судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания.
В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию. Председательствующий предоставляет слово каждому из судей по рассматриваемому вопросу. На совещании судей допускается обсуждение проекта решения, подготовленного судьёй-докладчиком или другими судьями.
Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путём поимённого опроса судей. Председательствующий голосует последним.
Председательствующий ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.
Решения Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим законом (ст. 18 закона о Конституционном Суде Республики Беларусь).
Если при принятии заключения по делу о конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.[7]
В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.
Протокол совещания судей подписывается всеми судьями, участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению.
Судья Конституционного Суда, не согласный с принятым решением, вправе изложить своё особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Оно по желанию судьи публикуется в качестве приложения к решению Конституционного Суда в «Вестнике Конституционного суда Республики Беларусь» (ст. 39 закона).
В белорусском законодательстве нет прямого ответа на то, могут ли судьи высказать совместно особое мнение или это должен делать каждый судья. В юридической литературе существуют споры о том, допустимо ли публиковать особое мнение судьи. Отдельные авторы утверждают, что этого делать не следует. С этим можно было бы согласиться, если бы закон позволял публикацию итогов голосования (за и против).
Решения Конституционного суда провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом в соответствии с настоящим Законом, они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Конституционный Суд вправе после оглашения решения исправить допущенные в нём неточности в наименованиях и обозначениях, описки, счётные и другие ошибки редакционного характера.