Конституционный суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус его судей, требования к ним.
Для успешного достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть само понятие Конституционного Суда, порядок его формирования.
2. Рассмотреть компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь.
3. Определить требования предъявляемые к кандидатам в судьи.
4. Выявить роль Конституционного Суда в защите прав и свобод граждан.

Файлы: 1 файл

Курсовая Конституционный суд РБ.docx

— 57.06 Кб (Скачать файл)

Исправления допущенных в решении неточностей, описок, счётных и других ошибок редакционного характера допускаются только в заседании Конституционного Суда путём вынесения соответствующего решения.

Заключения Конституционного Суда подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Республики Беларусь».

Заключения Конституционного Суда не позднее чем в трёхдневный срок со дня их провозглашения направляются Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору Республики Беларусь, Министру юстиции Республики Беларусь и сторонам по делу. Решения Конституционного Суда могут быть также направлены другим государственным органам и должностным лицам.

Решения Конституционного Суда в форме запроса, требования, а также по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, установленном Конституционным Судом.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. №22, которым утверждено Положение «Об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь» решения Конституционного Суда публикуются в газете «Звязда» (на белорусском языке) и «Народной газете» (на русском языке).[7].

Официальное опубликование решения Конституционного Суда осуществляется на белорусском и русском языках в соответствии с подписанным подлинником. Направление решений Конституционного Суда для официального опубликования осуществляется Секретариатом Конституционного Суда. Согласно Декрету правовые акты Конституционного Суда, направленные уполномоченными государственными органами (должностными лицами) в соответствующие газеты для официального опубликования, должны быть опубликованы не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан

 

Конституция Республики Беларусь закрепляет, что наше государство является социальным (ст. 1). Эта норма, по существу, обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, осуществлять меры по стабилизации экономики. Тем более, что в статье 2 Конституции предусмотрено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

В действующей Конституции Республики Беларусь почти половина статей посвящена правам, свободам и обязанностям граждан. В переходный период особенно важное значение приобретают социально-экономические и социально-культурные права граждан. Это право на труд, на справедливую его оплату, на объединение в профсоюзы, на отдых, на жилище, на охрану здоровья, на достойный жизненный уровень гражданина и его семьи, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом, право на образование, на участие в культурной жизни. К этой категории прав относят и право собственности, хотя нередко в юридической литературе оно рассматривается как неотъемлемое, неотчуждаемое право каждого человека.

Уже сам перечень этих прав свидетельствует об их значимости в повседневной жизни каждого гражданина.[2].

Если для реализации многих неотъемлемых прав человека со стороны государства требуются незначительные финансовые влияния, то в отношении обеспечения социально-экономических и социально-культурных прав и свобод действуют совершенно иные принципы, что накладывает огромную ответственность на Конституционный Суд при принятии им решений по вопросам социально-экономического характера.

В социально-экономической сфере решения Конституционного Суда должны быть не менее взвешенными, чем при рассмотрении иных дел. Беларусь, как и абсолютное большинство вновь образованных государств, пока не может выполнять свои социальные обязанности на том уровне, которые выполняются такими социальными государствами, как Германия или Швеция. На содержание решения Конституционного Суда не может не оказывать влияния уровень экономического развития государства.

В принципе это не исключают и международные документы. Так, в ст.2 ратифицированного Республикой Беларусь Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах предусмотрено, что каждое участвующее в названном Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке, в порядке международной помощи и сотрудничества принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер. Из этого можно сделать несколько выводов:

    1. Обеспечение социально-экономических прав зависит от имеющихся ресурсов государства; при этом они должны использоваться в максимальных пределах;
    2. Государство должно стремиться к наиболее полному осуществлению этих прав всеми способами, включая и правовые.

Важно, что провозглашённые в названном Пакте права должны осуществляться без какой бы то ни было дискриминации как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (ст. 2 Международного пакта).

Соображениями экономического характера могут быть обусловлены решения Конституционного Суда о сроках, с которых не должны действовать признанные неконституционными нормативные акты.

Если в сфере обеспечения неотъемлемых и политических прав и свобод уже сформированы универсальные международные стандарты, то относительно социально-экономических прав требования не могут быть столь общими, хотя здесь есть свои основы.

При осуществлении конституционного контроля, по мнению Василевича Г.А.[2], следует руководствоваться такими важнейшими принципами, как экономическая свобода человека и права предпринимателей, лиц наёмного труда; ответственность государства за выработку и соблюдение правил игры на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения экономической и социальной жизни; обеспечение принципа равенства всех форм собственности; принципом помощи менее трудоспособным, а не тем, кто не желает работать, и т.д.

Можно смело утверждать, что социально-экономические, социально-культурные права и свободы граждан тесно соприкасаются и с иными категориями прав, например, неотъемлемыми правами и свободами. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь о неконституционности нормативных актов Парламента и Правительства, принятых в 1993 году и регламентировавших куплю-продажу квартир и жилых домов, являются тому подтверждением. Суд признал неконституционными нормы, ограничивающие куплю-продажу квартир (домов) как граждан Беларуси, так и иных лиц, постоянно проживающих на её территории. Путём толкования заключения в 1997 году были даны ответы на некоторые возникающие на практике вопросы.

Имея много общего в законодательстве и практике его применения с зарубежными странами, мы можем активно использовать опыт деятельности конституционных судов близких в этом отношении стран.

Речь идёт об использовании практики разрешения аналогичных споров конституционными судами разных стран, прежде всего тех, где законодательство и практика его применения идентичны.

Конституционный Суд Республики Беларусь, признавая акт неконституционным, вправе самостоятельно определять срок, с которого он утрачивает силу и перестаёт быть частью правовой системы. Так, явно неконституционные и незаконные нормативные акты в части замены государственной пошлины нотариальным сбором при проведении эксперимента о частной нотариальной деятельности были признаны не имеющими юридической силы с момента принятия соответствующих нормативных актов, в другом деле Конституционный Суд, установив несоответствие Конституции проверяемого закона, допустил его действие ещё в течение трёх месяцев. В данном случае Конституционный Суд исходил из очевидности того факта, что законодателю необходимо было время для решения некоторых аспектов правого регулирования, без чего могли возникнуть определённые проблемы. В этом и проявляется правосудие.

В связи с тем, что Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью всех нормативных актов, у Конституционного Суда должно быть право проверки в рамках рассматриваемого дела соответствия Конституции всей «иерархии» нормативных актов. Например, ставится вопрос о проверке соответствия ведомственного акта закону, однако Конституционный Суд вправе проверить на соответствие Конституции и названный закон. [2].

Конституционный Суд республики Беларусь использует различные формы его воздействия на формирование правовой системы. В некоторых случаях это реализуется путём внесения соответствующих предложений Главе государства, в органы законодательной и исполнительной власти.

Цель социального правового государства – это эффективная экономика и высокие жизненные стандарты качества жизни.

Задача Конституционного Суда, как считает Василевич Г.А. и с чьим мнением я полностью согласны, состоит в том, чтобы содействовать достижению этой цели.

 

Заключение

 

Институт конституционного правосудия, как известно, существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

Наличие Конституционного Суда и его деятельность по обеспечению верховенства права свидетельствует о демократическом характере нашего государства, стремлении развивать такой конституционный строй, который по своему содержанию отвечает международным стандартам, среди которых наиболее важным является признание прав и свобод высшей ценностью.

Входящие ныне в состав Конституционного Суда судьи обладают необходимым стажем работы в юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в министерстве юстиции, органах прокуратуры республики, судах общей юрисдикции. Их опыт практической деятельности сочетается с теоретической подготовкой, работой в высших юридических учебных заведениях и научных учреждениях.

Вынося свои решения, Конституционный Суд ориентируется не только на современный уровень общественных отношений, но стремится видеть перспективу развития правовых отношений.

Если проанализировать работу Конституционного Суда, то есть основания утверждать, что она лишена налёта какой-либо политической конъюнктуры, основывается исключительно на юридических нормах, как тех, что закреплены в Конституции, так и сформулированных в международных документах. Работа Конституционного Суда протекает публично, основные, наиболее важные его решения, имеется в виду заключения, всегда публикуются, что даёт возможность объективно оценивать его деятельность.

Конституционный Суд Республики Беларусь, как и аналогичные органы других стран, выносит меньше решений, чем иные суды (общие или хозяйственные), но принимаемые им решения затрагивают одновременно тысячи и тысячи людей, часто они имеют судьбоносное для страны значение. Поэтому так важно выносить юридически аргументированные, без налёта политической пристрастности вердикты.

Принимая обязательные для исполнения заключения, Конституционный Суд оказывает влияние на формирование правовой системы, обеспечивает юридически выверенный подход к регулированию общественных отношений, разрешению возникающих споров.

   

 

 

 

   

 

 

 

    

 

 

 

  

 

    

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Конституционный Суд Республики Беларусь: понятие, формирование, принципы.
  2. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
  3. Статус судей Конституционного Суда и требования, предъявляемые к кандидатам
  4. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь
  5. Виды решений Конституционного Суд и требования, предъявляемые к ним.
  6. Порядок принятия и опубликования решений Конституционного Суда
  7. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник для ВУЗов. М., 1997г.
  2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.
  3. Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в РБ // Органы государственной власти в РБ. Мн., 1998.
  4. Василевич Г.А. Конституция и некоторые аспекты защиты прав и свобод граждан. Мн., 1999.
  5. Василевич Г.А. Конституция РБ: научно-практический комментарий. Мн., 2001.
  6. Василевич Г.А. Конституционное развитие: прошлое и настоящее // Сов. Белоруссия. 1999. 16 марта.
  7. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов республики Беларусь // «Право и экономика». Мн., 2001.
  8. Василевич Г.А. Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства. Мн., 1999.
  9. Вишневский А.Ф. «История государства и права Беларуси». Мн., 2000г.
  10. Вишневский А.Ф., Довнар Т.И. «История государства Беларуси (1917 – 1996гг.)». Мн., 1996 г.
  11. Демичев Д.М. Конституционное право: учеб. пособие. Мн., 2004.
  12. Закон Республики Беларусь от 30.03.94г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. Ведомости НС РБ №25-26-97.
  13. Кодавбович В.А., Круглов В.А. Конституционное право РБ. Мн., 2007.
  14. Кодавбович В.А. Конституционное право: учеб.-метод. Комплекс / В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. Мн., 2003.
  15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. М., 2001.
  16. Конституция РБ от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями).
  17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть. В 2 т. / под ред. Страшуна Б.А. М., 1996.
  18. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в РФ. М., 1998.
  19. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. «История государства и права Беларуси». Мн., 2004 г.
  20. Курак А.И. Конституционное право РБ в таблицах, схемах, определениях: справ. Пособие. Мн., 2001.
  21. Малько А.В. Конституционное право России: учеб-метод. пособие. Краткий учебник для ВУЗов. М., 2000.
  22. Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств – участников СНГ о гражданстве. М., 1996.
  23. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. М., 2001.
  24. Сидорчук В.К. Организация местного самоуправления. Мн., 2002.
  25. Смирнов В.С. Внешняя политика и дипломатия РБ: курс лекций. Мн., 1999.
  26. Чиркин В.Е. Основы Конституционного права. М., 1996.

Информация о работе Конституционный суд Республики Беларусь