Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

курсовВ Российской Федерации механизм исполнения решений КС РФ к настоящему времени сформировался. В то же время и здесь существуют проблемы, что подтверждается, в частности, длительным неисполнением ряда решений КС РФ, число которых, согласно данным Минюста России, составляет более 50. Следовательно, актуальной остается задача дальнейшего совершенствования названного механизма, его правового закрепления.
Механизм исполнения решений конституционных судов в его функциональной составляющей включает действия по непосредственному исполнению судебных решений, а также по обеспечению их надлежащего исполнения. Его организационный срез представлен органами, организациями, отвечающими за осуществление вышеперечисленных действий, и формами их деятельности в данной области. КС РФ, не обладая полномочиями в области непосредственного исполнения решений, принятых им при отправлении конституционного правосудия, включается в пределах собственной компетенции в работу по обеспечению их исполнения.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1. Конституционный суд Р.Ф.. 5
1.1. Понятие и виды решений Конституционного Суда Р.Ф……………………5
1.2. Конституционные основы публичного права………………………………10
2. Решение Конституционного Суда Российской Федерации коммерческой организации 13
2.1. Юридическая сила решения…………………………………………………13
2.2. Сроки исполнения решения, последствия неисполнения решения……….18
3. Обращение в Конституционный Суд Р.Ф………………………………………...20
3.1.Право на обращение в Конституционный Суд……………………………...20
3.2. Допустимость ходатайства…………………………………………………..26
Заключение 32
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

kr_sud_konst.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Конституционная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации может определяться на основе анализа конституционных положений о предметах ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметов ведения субъектов Федерации (ст.ст.71-73 Конституции), а также Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции).

Конституционная компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации может определяться также федеральным конституционным законом, в соответствии с которым может быть изменен статус субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (ч.5 ст.66 Конституции).

Полномочия федеральных судов не просто конкретизируются, а "устанавливаются федеральным конституционным законом" (ч.3 ст.128 Конституции).

Правило допустимости ходатайства по п.1 ч.1 ст.93 Закона уточняет взаимоотношения Конституционного Суда Российской Федерации с конституционными судами республик, а также (в случае их образования) с уставными судами других субъектов Федерации в том смысле, что он не разрешает споры о компетенции, вытекающие из конституций и уставов субъектов Федерации.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.3 настоящего Закона Конституционный Суд "решает исключительно вопросы права" и лишь на основе федеральной Конституции. С учетом возможности создания конституционных и уставных судов в субъектах Федерации для защиты их конституций и уставов это положение является вместе с тем и условием допустимости ходатайства. Федеральный Конституционный Суд решает только те вопросы права, которые отнесены к его компетенции, но не к компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В силу п.2 ч.1 ст.93 настоящего Закона Конституционный Суд в принципе не может рассматривать споры, о компетенции между федеральными судами, поскольку спор о подведомственности дела судам или о подсудности и есть спор о компетенции с участием судов. Такое ограничение вполне оправданно, ибо означает, что Конституционный Суд как орган конституционного контроля не может претендовать на роль суда между судами. Для разрешения такого рода споров непригодны и согласительные процедуры, используемые Президентом Российской Федерации. Порядок разрешения этих споров урегулирован соответствующими процессуальными законами, и они подлежат рассмотрению в соответствии с этими законами.

В п.3 ч.1 ст.93 Закона сформулировано два условия допустимости ходатайства:

1) спор мог быть, но не был  разрешен иным способом, а именно: путем согласительных процедур в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, другими законами либо договорами о разграничении предметов ведения, или в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства либо в административном порядке;

2) спор не может быть разрешен  иным способом, как только путем  конституционного судопроизводства.7

Лишь в таких случаях ходатайство может считаться допустимым. Например, если возникший конфликт (спор) может быть разрешен политическим способом, т.е. с использованием переговорного процесса, либо путем согласительных процедур, предусмотренных Конституцией или договорами о разграничении предметов ведения, но эти способы не были использованы, ходатайство следует признать недопустимым.

Недопустимым должно быть признано также любое ходатайство в Конституционный Суд в случаях, когда спор может быть разрешен иными судами. Например, дела по экономическим спорам, возникающим из экономических соглашений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, подлежат рассмотрению арбитражным судом (ч.1 ст.22 Арбитражного процессуального кодекса) и не могут быть переданы в Конституционный Суд.

По содержанию заявленного в Конституционный Суд ходатайства можно выделить несколько разновидностей споров о компетенции:

1) когда ходатайствующий орган  государственной власти считает, что принятие другим органом  государственной власти правового  акта или совершение действия  правового характера входит в  компетенцию ходатайствующего органа. Эти споры можно назвать спорами о признании компетенции;

2) когда ходатайствующий орган  государственной власти считает, что спорные полномочия должны  осуществляться другими органами  государственной власти, а последние  также отрицают свои полномочия. Эти споры можно назвать спорами  об отрицании компетенции. Когда в п.4 ч.1 ст.93 Закона говорится об уклонении от издания акта или совершения действия правового характера, то предполагаются именно споры об отрицании компетенции;

3) когда спор о компетенции возник  в связи с принятием субъектом Российской Федерации закона, дублирующего закон Российской Федерации, или же в случае введения в действие актами субъектов Федерации федеральных законов. 8

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 1993г. по делу о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993г. "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" и постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993г. "О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской Республики" отмечалось, что "не соответствует установленному на основе Федеративного договора разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и республиками в ее составе положение, при котором республиканский законодатель воспроизводит в республиканских законодательных актах федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации... Распространение действия федеральных законов на территории республик специальными законодательными актами республик противоречит понятию исключительного федерального ведения и, кроме того, излишне с точки зрения экономии законодательных усилий и законодательной техники".

В пп. 5, 6 ч.1 ст.93 настоящего Закона сформулированы нормы, напоминающие норму о досудебном (претензионном) порядке урегулирования спора, предусмотренную ч.3 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса.

До обращения в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции заявитель должен обратиться к указанным в ч.3 ст.125 Конституции органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией Российской Федерации и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности. Орган, получивший письменное заявление, должен в месячный срок сам устранить указанные в нем нарушения.

  И только если досудебные согласительные  процедуры не увенчались успехом, допустимо рассмотрение ходатайства  в Конституционном Суде. .

Механизм согласительных процедур для разрешения правовых конфликтов впервые в российском законодательстве был предусмотрен ст.VI Федеративного договора с республиками и ст.VII Федеративного договора с краями, областями, г.Москвой и г.Санкт-Петербургом. Эти согласительные процедуры, как и те, которые предусмотрены ч.1 ст.85 Конституции, предназначаются для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. в вертикальных федеративных отношениях.

Закон о Конституционном Суде пошел дальше, предусматривая обязательность применения согласительных процедур между любыми органами государственной власти, перечисленными в ч.3 ст.125 Конституции, в том числе и между федеральными органами государственной власти, т.е. и в горизонтальных отношениях.

Используемые в ч.1 ст.85 Конституции понятия "спор", "разногласие" гораздо шире по объему понятия "спор о компетенции". Спор по смыслу ч.1 ст.85 может быть результатом разногласий между органами государственной власти по различным вопросам. Это могут быть и споры о границах, территориальные, имущественные споры и т.п., рассмотрение которых не подведомственно Конституционному Суду.

Президент Российской Федерации в связи с этим, как следует из ч.2 ст.93 комментируемого закона, может передать на рассмотрение Конституционного Суда только подведомственные последнему споры о компетенции и при условии, что Президент использовал согласительные процедуры, но разногласия не были устранены.

Заключение

Очевидно, что в случае признания Конституционным Судом не вступившего в силу международного договора Российской Федерации или отдельных его положений соответствующими Конституции (п.1 ч.1 ст.91) такому договору открывается путь к введению его в действие посредством любого из способов выражения окончательного согласия на обязательность международного договора, перечисленных в комментарии к ст.89, если этому не будут препятствовать иные обстоятельства, не связанные с рассмотрением дела в Конституционном Суде.

  Если такой договор или отдельные его положения — главы, статьи, формулировки — признаны не соответствующими Конституции (п.2 ч.1 ст.91), то он не может быть введен в действие и применен не только посредством ратификации и утверждения, но и любым другим способом выражения окончательного согласия, указанным в комментарии к ст.89.

Такой запрет действует с момента провозглашения соответствующего постановления Конституционного Суда (ч.2 ст.91); постановление провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно после его подписания (ст.77 комментируемого Закона).

Это правило неукоснительно должно соблюдаться в отношении всех договоров, не вступивших силу, в том числе и тех, которые могут до их вступления в силу применяться Российской Федерацией временно. Возможность, временного применения международных договоров до их вступления в силу предусмотрена как Венской конвенцией о праве международных договоров (ст.25), так и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" (ст.23), которые допускают такое применение, если это предусмотрено самим договором или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор. В случае признания такого договора не соответствующим Конституции он не только не подлежит вступлению в силу, но должно немедленно прекратиться и его временное применение.

Список использованных источников

11

Конституция РФ// Российская газета.-1993.-№ 237 ( 25 декабря ).

22

Закон СССР от 1.12.1988 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР»// Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 49. Ст.727.

33

Закон РФ от 21.07.1994 г. « О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ.1994.№ 13. Ст.1447.

34

Федеральный Закон РФ о Конституционном Суде РФ// Комментарий. М.: Юрид. лит. 1996.

55

Указ Президента РФ от 14.09.1995 г. № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда РФ»// Собрание законодательства РФ.1995. № 38. Ст.3668.

66

История Советской Конституции 1917-1956 г.г. (в документах). М.: Юрид. лит. 1957.

77

Бойков А.Д. Третья власть в России. М.2005.

88

Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. М., 1995.

99

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 1997.

110

Постановлением Верховного Совета СССР « Об избрании членов Комитета конституционного надзора СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 18. Ст.314.

111

Федеральный Закон РФ о Конституционном Суде РФ// Комментарий. М.: Юрид. лит. 1996. С.128.

112

Федеральный Закон РФ о Конституционном Суде РФ// Комментарий. М.: Юрид. лит. 1996. С.297.


 

1

2 Закон РФ от 21.07.1994 г. « О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ.1994.№ 13. Ст.1447.

3 Закон РФ от 21.07.1994 г. « О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ.1994.№ 13. Ст.1447.

4 Федеральный Закон РФ о Конституционном Суде РФ// Комментарий. М.: Юрид. лит. 1996.

5 История Советской Конституции 1917-1956 г.г. (в документах). М.: Юрид. лит. 1957.

6 Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. М., 19

7 Постановлением Верховного Совета СССР « Об избрании членов Комитета конституционного надзора СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 18. Ст.314.

8 Федеральный Закон РФ о Конституционном Суде РФ// Комментарий. М.: Юрид. лит. 1996. С.297.

 


 



Информация о работе Конституционный суд РФ