Конституционный Суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить практику деятельности Конституционного Суда, его полномочия во взаимосвязи с развитием конституционного законодательства, практикой конституционного правосудия, воплощаемого в решениях Конституционного Суда и проблем исполнения этих решений.

Файлы: 1 файл

Курсовая по конституц. праву переделанная.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава IV. Акты Конституционного Суда РФ

§ 1. Общая  характеристика  актов  Конституционного Суда РФ

Конституционный суд РФ по результатам рассмотрения дел принимает постановления, определения, заключения, основным из которых является постановление. Главным образом именно в постановлениях выражаются правовые позиции по рассмотренным конституционным вопросам. Только постановления выносятся именем Российской Федерации. Они обладают отличной от других решений Конституционного Суда юридической природой.

Особым юридическим  феноменом обладают определения  Конституционного суда с так называемым «положительным (позитивным) содержанием». При отказе в принятии обращения к рассмотрению или при прекращении производства по делу данные определения могут: а) основываться на ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ и сформулированных в них правовых позициях. Эти решения уже устранили неопределенность в вопросе о конституционности тех или иных законоположений, поэтому в данных определениях подтверждаются, при необходимости конкретизируются, развиваются ранее принятые правовые позиции; б) в таких определениях на основе интерпретации Конституции указывается на очевидную конституционность оспоренного правоположения, на отсутствие неопределенности в этом вопросе. Однако представляется, что уловить разницу между таким определением и возможным принятием постановления с подтверждением конституционности обжалуемого нормативного акта по этому же вопросу весьма трудно. Между тем, во-первых, конституционность обжалуемых положений далеко не всегда «очевидна», а во-вторых, на практике юридическая сила постановления и высказанных в нем правовых позиций «легче» воспринимаются правоприменителем и решения в форме постановлений лучше защищают права граждан.

§ 2. Решения Конституционного Суда, значение, юридическая сила, порядок исполнения

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими КРФ, не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Если из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, орган, принявший этот нормативный акт, рассматривает вопрос о принятии нового нормативного акта (до его принятия непосредственно применяется Конституция РФ).

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную ФЗ. Решение Конституционного Суда РФ может быть разъяснено только самим Конституционным Судом РФ по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ (о разъяснении решения Конституционного Суда РФ выносится определение).

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:

1) Правительство  не позднее трех месяцев после  опубликования решения вносит  в Государственную Думу проект  нового ФКЗ, ФЗ или ряд взаимосвязанных  проектов законов либо законопроект  о внесении изменений и (или)  дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент,  Правительство не позднее двух  месяцев после опубликования  решения Конституционного Суда  отменяют нормативный акт соответственно Президента или Правительства, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный  (представительный) орган государственной власти субъекта в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта, отменяет признанный неконституционным закон субъекта, принимает новый закон субъекта или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта, признанный неконституционным в отдельной его части.

4) Высшее должностное  лицо субъекта вносит соответствующий  законопроект в законодательный  (представительный) орган государственной  власти субъекта не позднее двух месяцев после опубликования решения. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) высшее должностное лицо субъекта не позднее двух месяцев после опубликования решения отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда высшим должностным лицом субъекта не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

6) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, договор между органами государственной власти субъектов, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог данной работе, хотелось бы отметить, что законодательная модернизация конституционно-правового статуса Конституционного Суда в последнее десятилетие происходила по инициативе Президента РФ, хотя в некоторых случаях и не без участия самого Суда. С ее помощью, с одной стороны, вводились положения, нацеленные на повышение эффективности деятельности Конституционного Суда , а с другой — преобразовывались его различные элементы с позиций, не имеющих достаточного основания, унификации Суда как части судебной системы и «вымывания» его качеств как самостоятельного конституционного органа государственной власти со всеми вытекающими последствиями возможности его влияния на конституционные процессы, происходящие в России.

  Я бы хотела присоединиться к мнению Авакьяна С.А. по поводу совершенствования практики формирования Конституционного Суда РФ; сейчас право внести кандидатуру на пост судьи Конституционного Суда в Совет Федерации есть исключительно у Президента РФ. Кандидатов на пост судьи кулуарно подбирает Администрация Президента РФ, он далее единолично отбирает кандидата; стоило бы как минимум установить, что отобранные кандидатуры должны становиться известными юридическим сообществам, в случае непринятия их возражений от Президента поступает объяснение своей позиции. Следовало бы отменить порядок, по которому опять же Президент РФ теперь предлагает Совету Федерации кандидатуры на должности Председателя Конституционного Суда и его заместителей, причем ему не требуется мнение остальных судей Конституционного Суда Это усиливает зависимость руководства Конституционного Суда от Президента РФ и от Совета Федерации. Прежний порядок выборов руководства самими судьями посредством тайного голосования был демократичным.

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Web: http://www.constitution.ru (20.03.2012г.)
  2. О Конституционном Суде РФ : ФКЗ от 21.07.1994 г. ( в ред. от 28.12.2010 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011 г.) // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; 2001. №51. Ст. 4824.
  3. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации : Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 2 июня 2009 г. N 2-ФКЗ // РГ.2009. 04 июня.
  4. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ //РГ. 2010. 10 ноября.
  5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002.
  6. Авакьян, С.А. Юбилей Конституционного Суда Российской Федерации: некоторые итоги и размышления // Конституционное и муниципальное право. 2011. №10.
  7. Бондарь Н.С. Правовая определенность – универсальный принцип конституционного  нормоконтроля // Конституционное и муниципальное право. 2011. №10.
  8. Журнал Конституционного правосудия. 2010. №6(18).
  9. Кружков В.А. Законодательная модернизация статуса Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. №10.
  10. Моршакова, Т.Г. Зачем отменяют выборы главы Конституционного Суда? URL: http: // www. Lenta.ru/ conf/ morschakova /; Журнал конституционного правосудия. 2011. №1(19).
  11. Круглый стол, посвященный 20-летию учреждения Конституционного Суда РФ (Москва, Российская академия правосудия, 15 декабря 2010 г.)//Журнал конституционного правосудия. 2011. №1.

 

1 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002, с. 653.

2 Авакьян, С.А. Юбилей Конституционного Суда Российской Федерации: некоторые итоги и размышления // Конституционное и муниципальное право. 2011. №10

3 О Конституционном Суде РФ : Федеральный конституционный закон от 21 июля1994 г. ( с изм. и доп., от 09 февраля 2011 г.) // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447; 2001. №7. Ст. 607; 2001. №51. Ст. 4824.

4 О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации : Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 2 июня 2009 г. N 2-ФКЗ // РГ.2009. 04 июня.

5 Кружков В.А. Законодательная модернизация статуса Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. №10

6 Моршакова, Т.Г. Зачем отменяют выборы главы Конституционного Суда? URL: http: // www. Lenta.ru/ conf/ morschakova /; Журнал конституционного правосудия. 2011. №1(19).

7 Круглый стол, посвященный 20-летию учреждения Конституционного Суда РФ (Москва, Российская академия правосудия, 15 декабря 2010 г.)//Журнал конституционного правосудия. 2011. №1

 

8 Бондарь Н.С. Правовая определенность – универсальный принцип конституционного  нормоконтроля // Конституционное и муниципальное право. 2011. №10

9 Журнал Конституционного правосудия. 2010. №6(18).

10 Там же. С.4.

11 Журнал Конституционного правосудия. 2010. №6(18).


Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации