Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:02, контрольная работа
Актуальность темы. Как отмечается в многочисленных публикациях, уровень законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящий момент оставляет желать лучшего. В этой связи необходимо предпринимать кардинальные меры по исправлению сложившейся ситуации, а также проводить широкий круг самых различных мероприятий правового, воспитательного, экономического, а также организационного характера и т.д., которые должны комплексно охватить все органы и учреждения системы МВД России, а также каждого сотрудника независимо от занимаемой должности. Только в этом случае мероприятия по обеспечению законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел могут дать положительный результат.
Введение 3
Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Содержание
Введение 3
Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Актуальность темы. Как отмечается в многочисленных публикациях, уровень законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящий момент оставляет желать лучшего. В этой связи необходимо предпринимать кардинальные меры по исправлению сложившейся ситуации, а также проводить широкий круг самых различных мероприятий правового, воспитательного, экономического, а также организационного характера и т.д., которые должны комплексно охватить все органы и учреждения системы МВД России, а также каждого сотрудника независимо от занимаемой должности. Только в этом случае мероприятия по обеспечению законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел могут дать положительный результат. Одним из средств, методов обеспечения законности и служебной дисциплины в системе МВД России является контроль. Вообще, контроль объективно необходим в любом государстве и обществе. В этой связи А.В. Куракин справедливо отмечает, что "...любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. При этом подлинно демократический контроль сводится к контролю государства не только за своими гражданами, но и за всеми без исключения институтами, наделенными властными полномочиями, к одному из которых, в частности, относятся органы полиции1".
Целью данной работы является рассмотрение контроля как способа обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел.
Контроль как способ обеспечения
законности и служебной
дисциплины в органах внутренних дел
Контроль служебной
Контроль - это универсальная правовая, а в некоторых случаях и управленческая категория, без которой невозможно представить себе функционирование государства, работу органов исполнительной власти, их должностных лиц, служащих, сотрудников. Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. "О полиции" государственный контроль за деятельностью полиции осуществляет Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определенных Конституцией России; за полицией также осуществляется ведомственный общественный контроль2.
Последний вид контроля может осуществляться институтами гражданского общества, Общественной палатой, а также общественными и экспертными советами, сформированными при МВД России, территориальных органах внутренних дел по субъектам Федерации. Названный вид контроля не имеет государственно-властной природы, тем не менее он может внести определенный вклад в дело обеспечения законности в служебной деятельности сотрудников и служащих системы МВД России. Так, субъекты общественного контроля могут обратить внимание на вопиющие факты нарушения законности, а также нарушение прав граждан со стороны сотрудников полиции. И тем самым будет восстановлена законность, восстановлены права граждан, а виновные должностные лица, в частности органов полиции, привлечены к ответственности или отстранены от исполнения служебных обязанностей и др.
В научной литературе контроль рассматривается в нескольких аспектах.
В частности, В.И. Лукьяненко отмечает, что контроль в демократическом обществе носит многофункциональный характер, и, естественно, в социологической и управленческой литературе выделяются различные его аспекты. Его считают функцией управления, стадией управленческого цикла, формой обратной связи, способом обеспечения законности и дисциплины, процессом, обеспечивающим достижение целей организации. Контроль, безусловно, - это функция управления, а также стадия управленческого цикла, однако контроль является весьма специфической функцией управления.
К.С. Чекалин писал о том, что "контрольная функция настолько отлична от других управленческих функций, что позволяет обособить ее не только в научном, но и в организационном плане".
Н.Д. Шалякин и Н.Н. Иванов считают, что контроль является "специфической формой получения наиболее объективной количественной и качественной информации, звеном механизма обратной связи, каналом, через который эта информация идет снизу вверх. Эта информация используется всеми звеньями аппарата управления и управляемого объекта в целях совершенствования их деятельности".
Ю.А. Тихомиров, в свою очередь, акцентирует внимание на главной составляющей функции контроля, в частности, автор пишет: "...его главная цель - обеспечить намеченный курс действий, укреплять законность и дисциплину, способствовать высокому качеству работы всех законов исполнительной и муниципальной власти и их служащих3".
А.П. Коренев также отмечал,
что среди способов обеспечения
законности и дисциплины в государственном
управлении важное место принадлежит
контролю. "Высокая требовательность,
систематический и действенный
контроль и проверка исполнения являются
эффективным средством
Таким образом, во многом именно
благодаря контролю поддерживается
режим законности и дисциплины в
служебной деятельности различных
органов государственной
Приходится констатировать,
что наличие большого количества
контрольно-надзорных органов
В этой связи говорить о том, что контроль является одним из самых эффективных средств обеспечения законности, было бы не совсем верно, однако контрольные мероприятия позволяют вскрывать большое количество нарушений и упущений в деятельности того или иного органа власти и управления, а также выявлять нарушения в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время отказываться от контроля, а также проведения контрольных мероприятий ни в коем случае нельзя, на повестке дня сегодня стоит задача совершенствовать контрольный механизм того или иного органа власти и управления, а также государства в целом.
Необходимо добиться того,
чтобы контроль стал действительно
эффективным средством
Контроль - многогранное явление
или мероприятие, которое имеет
различные аспекты своего проявления,
на содержание контрольной деятельности
оказывают влияние самые
Контроль, осуществляемый в сфере функционирования органов власти и управления, носит государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер. Соответственно, решения, которые принимаются в процессе и по окончании контрольных мероприятий, носят обязательный характер. В этой связи В.Е. Чиркин справедливо отмечает, что "...всякий контроль - это власть5".
Тем не менее, все больший
авторитет приобретает
Однако, несмотря на развитие
различных форм общественного контроля,
а также развитие институтов гражданского
общества, основным средством обеспечения
законности и дисциплины все же является
государственный контроль, который
можно дифференцировать на общий
и специальный контроль. Общий
контроль охватывает все направления
деятельности соответствующего органа,
подразделения, службы органа внутренних
дел и т.д. Такой контроль получил
такое название, как комплексное
инспектирование, или комплексная
проверка, оперативно-служебной
Специальный контроль направлен на какую-то относительно самостоятельную группу общественных отношений или касается какого-либо специфического направления деятельности органа, подразделения, службы и др. Так, например, специальный контроль может быть направлен на соблюдение установленных правил делопроизводства, учетной дисциплины, а также режима секретности в соответствующем органе внутренних дел и т.д.
В зависимости от места возникновения контрольного правоотношения контроль может быть подразделен на ведомственный контроль, а также на контроль, который осуществляется органами (структурами), наделенными надведомственной компетенцией. Последний вид контроля осуществляется органами исполнительной власти, которые наделены, в частности, межотраслевой компетенцией по осуществлению тех или иных контрольных мероприятий.
Также контроль, который осуществляется в сфере внутренних дел, может быть классифицирован как контроль, который осуществляется представительными органами государственной власти. В частности, парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания) может осуществлять контроль за деятельностью органов внутренних дел, это может осуществляться в таких формах, как парламентские слушания, направление депутатских запросов в МВД России и министру внутренних дел, а также другим должностным лицам МВД РФ.
В установленном порядке
должностные лица МВД России могут
участвовать в заседаниях палат
Федерального Собрания, выступать перед
депутатами Госдумы и членами
Совета Федерации с докладами
по проблеме борьбы с преступностью,
обеспечения правопорядка, а также
докладами о раскрытии и
Президент определяет основные
направления деятельности МВД России,
ставит Министерству те задачи, которые
в настоящее время имеют
Подчеркнем, что Президент России, осуществляя контроль за деятельностью МВД России, тем самым вносит весьма существенный вклад в дело укрепления законности и дисциплины среди личного состава Министерства. Президент в целях укрепления дисциплины в системе МВД России может отправлять в отставку должностных лиц, виновных в служебных упущениях, коррупционных правонарушениях, а также руководителей, которые не справляются со своими служебными обязанностями. Помимо применения мер дисциплинарного воздействия Президент может поощрять сотрудников, отличившихся в выполнении оперативно-служебных задач. Поощрения Президента также вносят определенный вклад в дело укрепления служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.
Правительство также осуществляет административный контроль за деятельностью МВД России в пределах своей компетенции, в частности за соблюдением финансовой дисциплины, а также выполнением должностными лицами МВД России требований нормативных документов, принятых Правительством.