Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. Как отмечается в многочисленных публикациях, уровень законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящий момент оставляет желать лучшего. В этой связи необходимо предпринимать кардинальные меры по исправлению сложившейся ситуации, а также проводить широкий круг самых различных мероприятий правового, воспитательного, экономического, а также организационного характера и т.д., которые должны комплексно охватить все органы и учреждения системы МВД России, а также каждого сотрудника независимо от занимаемой должности. Только в этом случае мероприятия по обеспечению законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел могут дать положительный результат.

Содержание работы

Введение 3
Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

адм деятельность овд новое.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Контроль  как способ обеспечения законности  и служебной дисциплины в органах  внутренних дел 4

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Как  отмечается в многочисленных публикациях, уровень законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников  органов внутренних дел в настоящий  момент оставляет желать лучшего. В  этой связи необходимо предпринимать  кардинальные меры по исправлению сложившейся  ситуации, а также проводить широкий  круг самых различных мероприятий  правового, воспитательного, экономического, а также организационного характера  и т.д., которые должны комплексно охватить все органы и учреждения системы МВД России, а также  каждого сотрудника независимо от занимаемой должности. Только в этом случае мероприятия  по обеспечению законности и служебной  дисциплины в органах внутренних дел могут дать положительный  результат. Одним из средств, методов  обеспечения законности и служебной  дисциплины в системе МВД России является контроль. Вообще, контроль объективно необходим в любом государстве  и обществе. В этой связи А.В. Куракин  справедливо отмечает, что "...любое  демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. При этом подлинно демократический контроль сводится к контролю государства не только за своими гражданами, но и за всеми без исключения институтами, наделенными властными полномочиями, к одному из которых, в частности, относятся органы полиции1".

Целью данной работы является  рассмотрение контроля как способа  обеспечения законности  и служебной  дисциплины в органах  внутренних дел.

 

 

 

 

Контроль как способ обеспечения  законности  и служебной  
дисциплины в органах  внутренних дел

 

Контроль служебной деятельности органа внутренних дел, а также сотрудников  является в определенной степени  гарантией соблюдения законности и  дисциплины. В этой связи Ш.А. Шукюров в свое время верно отмечал, что "...одним из элементов законности является обеспечение гарантий по ее осуществлению в повседневной практике государственных органов, в социально-политической сфере управления обществом, в том числе и в повседневной практической деятельности органов внутренних дел".

Контроль - это универсальная  правовая, а в некоторых случаях  и управленческая категория, без  которой невозможно представить  себе функционирование государства, работу органов исполнительной власти, их должностных лиц, служащих, сотрудников. Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. "О полиции" государственный  контроль за деятельностью полиции осуществляет Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определенных Конституцией России; за полицией также осуществляется ведомственный общественный контроль2.

Последний вид контроля может  осуществляться институтами гражданского общества, Общественной палатой, а также  общественными и экспертными  советами, сформированными при МВД  России, территориальных органах  внутренних дел по субъектам Федерации. Названный вид контроля не имеет  государственно-властной природы, тем  не менее он может внести определенный вклад в дело обеспечения законности в служебной деятельности сотрудников и служащих системы МВД России. Так, субъекты общественного контроля могут обратить внимание на вопиющие факты нарушения законности, а также нарушение прав граждан со стороны сотрудников полиции. И тем самым будет восстановлена законность, восстановлены права граждан, а виновные должностные лица, в частности органов полиции, привлечены к ответственности или отстранены от исполнения служебных обязанностей и др.

В научной литературе контроль рассматривается в нескольких аспектах.

В частности, В.И. Лукьяненко отмечает, что контроль в демократическом обществе носит многофункциональный характер, и, естественно, в социологической и управленческой литературе выделяются различные его аспекты. Его считают функцией управления, стадией управленческого цикла, формой обратной связи, способом обеспечения законности и дисциплины, процессом, обеспечивающим достижение целей организации. Контроль, безусловно, - это функция управления, а также стадия управленческого цикла, однако контроль является весьма специфической функцией управления.

К.С. Чекалин писал о  том, что "контрольная функция  настолько отлична от других управленческих функций, что позволяет обособить  ее не только в научном, но и в  организационном плане".

Н.Д. Шалякин и Н.Н. Иванов считают, что контроль является "специфической формой получения наиболее объективной количественной и качественной информации, звеном механизма обратной связи, каналом, через который эта информация идет снизу вверх. Эта информация используется всеми звеньями аппарата управления и управляемого объекта в целях совершенствования их деятельности".

Ю.А. Тихомиров, в свою очередь, акцентирует внимание на главной  составляющей функции контроля, в  частности, автор пишет: "...его  главная цель - обеспечить намеченный курс действий, укреплять законность и дисциплину, способствовать высокому качеству работы всех законов исполнительной и муниципальной власти и их служащих3".

А.П. Коренев также отмечал, что среди способов обеспечения  законности и дисциплины в государственном  управлении важное место принадлежит  контролю. "Высокая требовательность, систематический и действенный  контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников исполнительной власти чувства ответственности". Контроль является важной функцией в деятельности органов власти и управления, которая  выполняет целый ряд задач. С.И. Котюргин считал, что "...под функцией контроля в деятельности милиции нужно понимать установление степени соответствия фактического состояния дел в том или ином аппарате милиции заданному направлению и принятие в связи с этим мер, направленных на ликвидацию выявленных и зафиксированных недостатков4".

Таким образом, во многом именно благодаря контролю поддерживается режим законности и дисциплины в  служебной деятельности различных  органов государственной власти. Тем не менее, говорить о том, что  современная система, а также  созданная модель государственного контроля работают эффективно, пока явно преждевременно.

Приходится констатировать, что наличие большого количества контрольно-надзорных органов еще  не является гарантией соблюдения законности и дисциплины. Напротив, должностные  лица контрольных структур в определенной степени стали репродуцировать  различного рода нарушения законности, а также совершать коррупционные  правонарушения. Согласно экспертным оценкам, наибольший коррупционный  доход приносят монопольные функции исполнительной власти: в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности - 34,6%, лицензирования - 34,2%, налогового администрирования - 22%.

В этой связи говорить о  том, что контроль является одним  из самых эффективных средств  обеспечения законности, было бы не совсем верно, однако контрольные мероприятия  позволяют вскрывать большое  количество нарушений и упущений в деятельности того или иного  органа власти и управления, а также  выявлять нарушения в служебной  деятельности сотрудников органов  внутренних дел. В настоящее время отказываться от контроля, а также проведения контрольных мероприятий ни в коем случае нельзя, на повестке дня сегодня стоит задача совершенствовать контрольный механизм того или иного органа власти и управления, а также государства в целом.

Необходимо добиться того, чтобы контроль стал действительно  эффективным средством обеспечения  законности и дисциплины в различных  органах государственной власти и управления, как уже отмечалось, особенно остро эта проблема стоит  в органах и учреждениях системы  МВД России.

Контроль - многогранное явление  или мероприятие, которое имеет  различные аспекты своего проявления, на содержание контрольной деятельности оказывают влияние самые различные  факторы и обстоятельства. В частности, на содержание контроля влияют: сфера  контрольной деятельности, предмет  и объект контроля, субъект осуществления  контроля. От этих и ряда других обстоятельств  зависят форма и методы контрольного мероприятия, а также решения, принимаемые  по его окончании, и др. Контроль как функция и метод деятельности в той или иной степени присущ всем органам власти и управления. Иными словами, контроль осуществляется всеми органами исполнительной власти как федерального, так и регионального  уровня, органами местного самоуправления, а также иными управленческими  структурами в пределах их компетенции  в ходе выполнения поставленных перед  ними задач и функций. Контроль осуществляется непрерывно и систематически, что  дает даже возможность поставить  вопрос о формировании самостоятельной  ветви государственной власти, такой  как контрольная власть. Во всяком случае, тезис о формировании контрольной  власти может вполне успешно развиваться  в юридической науке, импульс  для этого в настоящее время  уже задан и достаточно аргументированно обоснован. Как пишет В.Е. Чиркин, "...мировая практика развития системы контроля за государственным аппаратом пошла по пути выделения четвертой, самостоятельной ветви государственной власти - власти контрольной (наряду с законодательной властью, исполнительной и судебной властью".

Контроль, осуществляемый в  сфере функционирования органов  власти и управления, носит государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер. Соответственно, решения, которые принимаются  в процессе и по окончании контрольных  мероприятий, носят обязательный характер. В этой связи В.Е. Чиркин справедливо отмечает, что "...всякий контроль - это власть5".

Тем не менее, все больший  авторитет приобретает общественный контроль. Так, при органах власти и управления федерального уровня создаются  общественные советы, институты гражданского общества, которые все больше оказывают  влияние на решения, принимаемые  органами власти и управления, что, безусловно, сказывается на уровне законности и дисциплины среди сотрудников  и служащих государственных структур.

Однако, несмотря на развитие различных форм общественного контроля, а также развитие институтов гражданского общества, основным средством обеспечения  законности и дисциплины все же является государственный контроль, который  можно дифференцировать на общий  и специальный контроль. Общий  контроль охватывает все направления  деятельности соответствующего органа, подразделения, службы органа внутренних дел и т.д. Такой контроль получил  такое название, как комплексное  инспектирование, или комплексная  проверка, оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел. При таком  контроле проверяются дела оперативного учета, работа дежурной части, служебная  документация различных подразделений, осуществляющих административную деятельность, кадровая и воспитательная работа, финансово-хозяйственная деятельность органа внутренних дел и т.д.

Специальный контроль направлен  на какую-то относительно самостоятельную  группу общественных отношений или  касается какого-либо специфического направления деятельности органа, подразделения, службы и др. Так, например, специальный  контроль может быть направлен на соблюдение установленных правил делопроизводства, учетной дисциплины, а также режима секретности в соответствующем  органе внутренних дел и т.д.

В зависимости от места  возникновения контрольного правоотношения контроль может быть подразделен  на ведомственный контроль, а также  на контроль, который осуществляется органами (структурами), наделенными  надведомственной компетенцией. Последний вид контроля осуществляется органами исполнительной власти, которые наделены, в частности, межотраслевой компетенцией по осуществлению тех или иных контрольных мероприятий.

Также контроль, который  осуществляется в сфере внутренних дел, может быть классифицирован  как контроль, который осуществляется представительными органами государственной  власти. В частности, парламент РФ (Государственная Дума и Совет  Федерации Федерального Собрания) может  осуществлять контроль за деятельностью органов внутренних дел, это может осуществляться в таких формах, как парламентские слушания, направление депутатских запросов в МВД России и министру внутренних дел, а также другим должностным лицам МВД РФ.

В установленном порядке  должностные лица МВД России могут  участвовать в заседаниях палат  Федерального Собрания, выступать перед  депутатами Госдумы и членами  Совета Федерации с докладами  по проблеме борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, а также  докладами о раскрытии и расследовании  резонансных уголовных дел, связанных  с коррупцией, терроризмом. Президент  России также в пределах своей  компетенции, которая определена Конституцией России, а также и иными нормативными правовыми актами, может осуществлять контроль за деятельностью МВД России и его должностных лиц в целом, а также за деятельностью территориальных органов внутренних дел субъектов РФ. Так, Президент России утверждает структуру МВД России, назначает министра внутренних дел, его заместителей, а также ряд иных высокопоставленных должностных лиц Министерства. Президент России присваивает высшие специальные звания, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания сотрудникам и гражданским служащим МВД России, что является одной из форм контроля.

Президент определяет основные направления деятельности МВД России, ставит Министерству те задачи, которые  в настоящее время имеют наибольшее социальное значение. Президент может  давать поручения министру внутренних дел, а также иным должностным  лицам Министерства, осуществлять контроль за выполнением указов, распоряжений и поручений Президента и др. Такой контроль имеет административно-правовую природу и осуществляется как непосредственно Президентом, так и контрольными структурами его Администрации. Президент для усиления своего контроля за деятельностью МВД России участвует в коллегии Министерства, а также иных мероприятиях, которые проводятся в данном ведомстве.

Подчеркнем, что Президент  России, осуществляя контроль за деятельностью МВД России, тем самым вносит весьма существенный вклад в дело укрепления законности и дисциплины среди личного состава Министерства. Президент в целях укрепления дисциплины в системе МВД России может отправлять в отставку должностных лиц, виновных в служебных упущениях, коррупционных правонарушениях, а также руководителей, которые не справляются со своими служебными обязанностями. Помимо применения мер дисциплинарного воздействия Президент может поощрять сотрудников, отличившихся в выполнении оперативно-служебных задач. Поощрения Президента также вносят определенный вклад в дело укрепления служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.

Правительство также осуществляет административный контроль за деятельностью МВД России в пределах своей компетенции, в частности за соблюдением финансовой дисциплины, а также выполнением должностными лицами МВД России требований нормативных документов, принятых Правительством.

Информация о работе Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел