Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 10:10, контрольная работа
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта норма¬тивного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регули¬рования могут быть различные социальные нормы: морали, права, обществен¬ных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общест¬венные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспе¬чивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
задача
1. Механизм административно-правового регулирования (понятие, элементы). 4
2.Понятие административно-правовой нормы, ее специфика, структура, виды. Реализация административно-правовых норм. 7
3.Понятие и особенности административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений. 12
Заключение. 16
Список используемой литературы. 17
Норма административного права, как и любая иная, имеет свою структуру и включает в себя следующие элементы:
Гипотеза – указывает на условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения. Она может быть абсолютно определенной и относительно определенной. Абсолютно определенная гипотеза содержит конкретные фактические условия, при которых норма права реализуется (например, постановление о наложении штрафа не подлежит исполнению, если оно в течение трех месяцев со дня его вынесения не было обращено к исполнению). В относительно определенной гипотезе содержится лишь общая характеристика условий, при которых норма может быть реализована. Административно-правовые нормы чаще всего имеют относительно определенную гипотезу.
Диспозиция – правило поведения, предусматриваемое нормой. Она определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.
Санкция – предусматривает
последствия нарушения правовой
норм, вид и меру юридической ответственности
для нарушителя ее предписаний. Характерная
особенность административно-
Административно-правовые нормы различны как по своей направленности, так и по содержанию. Поэтому их можно классифицировать по нескольким критериям:
- по целевому назначению
– их можно разделить на
нормы положительного
Нормами положительного регулирования являются те, которые определяют статус органов государственного управления, государственных служащих и т.п. Они направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления, т.е. устанавливают определенные права и обязанности и не содержат санкций.
- по методу воздействия (обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендательные, дефинитивные);
- по юридической силе
(конституционные, нормы
- по адресатам ( регулирующие
правовой статус
По адресатам нормы можно также разделить на общие, относящиеся ко всем гражданам или ко всем органам (организациям), должностным лицам (юридическим лицам), и специальные, касающиеся четко ограниченного круга адресатов, например, военнослужащих, работников органов внутренних дел, органов здравоохранения, или конкретного субъекта права, какого-либо местного исполнительного комитета.
- по содержанию делят
на материальные и
Материальные административно-
Процессуальные
- по действию в пространстве:
а) нормы общего действия распространяются на всю территорию республики;
б) нормы местного действия
распространяют свою силу на определенную
административно-
в) нормы межтерриториального
масштаба действия – это такие
правила, которые распространяют свое
влияние на соответствующую территорию
независимо от административно-
- по действию во времени:
а) постоянного действия – это правила, не ограниченные какими-либо сроками появления. Они действуют до их официального изменения или отмены. По общему правилу нормы не ограничены определенными сроками действия.
б) нормы временного действия – прекращает действие автоматически, когда наступает заранее установленная дата, если ее не отменяют досрочно.
Реализация норм административного права означает практическое претворение в жизнь их предписаний, воли государственного органа. Она проявляется в поведении людей (организаций), в практической их деятельности, в их поступках. Форма реализации норм права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых нормами; от содержания правовой нормы; от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений: от формы внешнего правомерного поведения.
По характеру действий
субъектов административного
Соблюдение как форма
реализации норм административного
права имеет место тогда, когда
субъекты воздерживаются от совершения
действий, закрепленных нормами. Это
пассивная форма поведения
Исполнение – заключается в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно0правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления.
Использование – состоит
в добровольном совершении субъектами
права правомерных действий, которые
связаны с осуществлением субъективных
прав в сфере управления. Путем
использования реализуются
Эти три формы реализации
административно-правовых норм, в ходе
которых юридические нормы
В таких формах реализуются многие нормы права, но не все. Есть немало случаев, когда для обеспечения полной реализации норм требуется вмешетельство в этот процесс компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.
Применение норм административного права – это деятельность компетентных органов по изданию индивидуальных правовых актов в рамках, предусмотренных нормами. Применение – это своего рода исполнение и использование, но оно реализуется в иной форме и может осуществляться лишь субъектами, обладающими специальными властными полномочиями, т.е. соответствующими государственными органами, должностными лицами, представителями власти или иными уполномоченными субъектами. Таким органами могут быть не только органы государственного управления, но и суды, прокуратура.
3. Понятие и особенности административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений.
В обществе возникают, существуют и прекращают свое действие различные правовые отношения, связанные с реализацией конституционных, гражданских, хозяйственно-правовых, семейных и иных прав. Значительная часть этих отношений связывается с реализацией требований норм административного права.
Административно-правовые нормы, оказывая регулирующее воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления, придают им правовой характер.
Административно-правовое отношение – есть урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.
Правоотношение возникает
непосредственно в конкретном случае
между конкретными субъектами, как
правило, в процессе применения административно-правовых
норм, т.е. как следствие издания
полномочным органом
Административно-правовая норма является основой возникновения административно-правовых отношений, т.к. она в общей форме предусматривает, что данное общественное отношение при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов становится административно-правовым.
В административно-правовом отношении, как и во всех других правоотношениях, урегулированных нормами права, одна из сторон обладает правом требовать от другой стороны поведения, предусмотренного административно-правовой нормой (корреспонденция прав и обязанностей).
Нормы устанавливают для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения.
Административно-правовые отношения
обладают всеми признаками правового
отношения. Однако специфическая область
их возникновения – сфера
Особенности административно-правовых отношений:
- они складываются
- их участниками могут
быть разнообразные субъекты: органы
государственного управления, предприятия,
учреждения, граждане, чьи интересы
связаны с осуществлением
- обязательным субъектом
должен быть орган
- невозможность их
- органа государственного
управления или должностное
- они могут возникать
по инициативе любой из сторон,
но согласие другой стороны
не является обязательным
Большая часть административно-правовых
отношений возникает по схеме
«власть - подчинение», когда вышестоящий
орган в норме или
Разнообразие форм административно-правовых отношений позволяет разделить их на несколько групп:
1. В зависимости от
целей, определенных
- регулятивные;
- охранительные (деликтные).
2. По составу участников:
- внутренние – связанные с системно-организационной деятельностью административного органа в сфере реализации им государственно-значимых функций. Субъекты административно-правовых отношений являются частью системы единого административного органа, но обладают, как правило, различным административно-правовым статусом (начальник-подчиненный).
- внешние – связанные
с осуществлением
В качестве предмета субъективных прав и обязанностей участников административно-правовых отношений могут выступать:
- материальные ценности;
- продукты духовного творчества;
- действие (бездействие), то есть поведение человека;
- личные нематериальные блага (здоровье, достоинство).
Основанием для возникновения,
изменения и прекращения
Юридические факты бывают как волевые (возникающие в результате проявления воли людей), так и не волевые (независимые от воли людей).
К волевым правомерным актам относятся акты органов государства.
Информация о работе Контрольная рабоат по "Административному праву"