Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:27, контрольная работа
Вопрос 1. Понятие и особенности административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их классификация.
Вопрос 2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: административное право
Исполнитель: студент(ка)
Направление: экономика
Профиль: экономика труда
Группа ЭМУу - 12КТ
Ф.И.О Н.П.Кудинова
Краснотурьинск
2013
Вопрос 1. Понятие
и особенности
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, оно используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, то есть выполняет карательную функцию. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения.
Мерами административного принуждения защищаются как нормы административного права, так и нормы иных отраслей: земельного, экологического, таможенного, трудового и налогового права. Так, за нарушение законодательства о налогах и сборах Российской Федерации к налогоплательщику (в большинстве случаев это юридическое лицо, организация) могут быть применены такие принудительные меры, носящие денежный характер: взыскание недоимки по налогам и сборам, штрафа, принудительное взыскание пени.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ взыскание недоимки по налогу и пени с юридических лиц осуществляется преимущественно в бесспорном порядке (с учетом изъятий, установленных п. 1 ст. 45 НК РФ) и взыскание же штрафа - исключительно в судебном. В соответствии с п. 16 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.
Статья 114 НК РФ гласит, что "налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения", а "налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов)...".
Меры административно-
На основании ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
Меры административного принуждения разнообразны.
По целевому назначению они могут быть подразделены на три группы:
Административная
В разной литературе термин “административная
ответственность” разные авторы трактуют
по-разному. Например, коллектив авторов
административно-правовой литературы
Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М., Алехин А.
П. представляют административную ответственность
как вид юридической ответственности,
выражающуюся в применении уполномоченным
органом или должностным лицом административного
взыскания к лицу, которое совершило правонарушение.
Авторы считают, что административная
ответственность имеет признаки, характерные
для юридической ответственности.
По мнению Бахраха
Д. Н., административная ответственность
— “это особый вид юридической
ответственности, которой присущи все признаки последней (она
наступает на основе норм права, за нарушение
правовых норм, конкретизируется юрисдикционными
актами компетентных органов, связана
с государственным принуждением). С другой
стороны, административная ответственность
является составной частью административного
принуждения и обладает всеми его качествами”.
Следует знать, что ответственность по
нормам административного права предусматривает
нормы и ряда других отраслей права, таких
как трудового и финансового. Нормы административного
права включают различные виды ответственности:
дисциплинарную, уголовную, собственно
административную и материальную (для
тех лиц, на которых действие норм трудового
права не распространяется), а также на
основе норм административного права
могут использоваться меры общественного
воздействия и иные меры.
Правонарушение — виновное противоправное общественно-вредное деяние деликтоспособного лица. Правонарушение является главным основанием привлечения к ответственности. В зависимости от степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты). Проступки, в свою очередь, подразделяются на административные, дисциплинарные и служебные.
В настоящее время осуществляется подготовка нового уголовного кодекса и нового кодекса об административных правонарушениях, поэтому стоит разграничить для себя понятия “проступок” и “преступление”, а также уточнить свойства этих деяний, чтобы создать возможности для четкого и обоснованного их разграничения (прежде всего это относится к оценке так называемых смежных правонарушений).
Для разрешения данного
вопроса обратимся к
В таком случае административное правонарушение может представлять общественную опасность, и отсутствие или наличие такого признака деяния, как общественная опасность, не может служить границей, отделяющей проступки от преступлений.
Учитывая тот факт, что и проступки могут быть общественно опасными, приходится признавать, что лишь единственное обстоятельство может служить универсальным отличием проступков от преступлений: проступки не могут сопровождаться нанесением тяжких последствий. В конечном итоге разграничение смежных правонарушений, не влекущих за собой тяжких последствий, зависит от решения законодателя, учитывающего обстоятельства функционирования государства и жизни общества. Еще в сороковые годы отмечалась неабсолютная грань между преступлениями и проступками и зависимость ее от законодателя.
Общественно опасными признаются
и такие деяния, которые сами вреда
не причиняют, но создают реальную возможность
его причинения. Является ли проступок
в данном случае общественно опасным?
Чтобы составить достаточно полное представление
о том, как наука административного права
раскрывает в настоящее время содержание
объективной и субъективной сторон административных
проступков, дать правильную юридическую
оценку событий, происходящих в действительности,
следует обратиться к материалам, комментирующим
Общую часть Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, и в частности к разъяснениям
об умышленном и неосторожном совершении
проступка. “В материальных составах
административных проступков умышленная
вина, кроме сознания противоправности
совершаемого действия или бездействия,
включает также отношение нарушителя
к наступившим вредным последствиям“,
— говорится в Комментарии. Лицо предвидит
эти последствия и желает либо сознательно
допускает их наступление.
Неосторожная вина определяется применительно
к материальным составам административных
правонарушений и связывает ее исключительно
с отношением нарушителя “к последствиям
своего действия”.
Важно отметить, что описание материального
состава проступка, которое содержится
в Комментарии, включает в себя причинную
связь действия с его последствием. Данный
признак называется, но сущность его остается
нераскрытой. Остается открытым вопрос,
каким путем нарушение правил и иных норм
приводит к причинению вреда, и, следовательно,
оказывается невозможным воссоздать картину
проступка в том виде, в котором он был
совершен в реальной действительности,
т. е. в единстве действия и его результата.
Несовершенство описания объективной
стороны проступка с материальным составом,
в свою очередь, служит препятствием для
решения двух важнейших проблем их квалификации.
Одна из них — получение ответа на вопрос
о том, может или нет административный
проступок посягать на общественную безопасность
в связи с созданием угрозы причинения
вреда, и если может, то в чем заключается
сущность угрозы, в какой момент развития
объективной стороны она возникает? Другая
— установление действительной формы
вины в совершении проступка.
В приведенной выдержке из Комментария
умысел в совершении проступков рекомендуется
определять по характеру отношения лица
к причинению вреда при осознании противоправности
совершаемого действия. Однако без учета
отношения к самому действию сказанное,
на наш взгляд, теряет смысл. Ведь отношение
к результату проявляется через отношение
к действию в процессе его совершения.
Невозможно, чтобы лицо каким-то образом
проявляло умысел к результату, не совершая
самих умышленных действий. Аналогичный
подход характеризует форму вины при неосторожном
совершении проступка. Налицо “раздвоение
объективной и субъективной сторон административных
правонарушений. Представляется, что в
основе этого лежат исходные положения
концепций “двойной”, “смешанной”, “сложной”
форм вины, различные варианты которой,
относящиеся к оценке преступлений, выдвигаются
уже в течение нескольких десятилетий.
Разница заключена лишь в том, что в уголовном
праве вина “раздваивается” на умысел
к деянию и неосторожность к последствиям,
а в административном — определяется
по характеру отношения к последствиям
проступка без раскрытия отношения нарушителя
к самим действиям, не считая осознания
их противоправности.
Ключ в решении проблемы
выявления состава
Основными нормативными
актами, которыми определяются виды, основания ответственности и меры наказания,
а также порядок их применения, являются:
Уголовный кодекс, Кодекс об административных
правонарушениях, уставы и положения о
дисциплине и прохождении службы.
В нашем государстве действует большое
количество различных административных
правил. К их числу относятся, например,
правила поведения в общественных местах,
правила паспортной системы, дорожного
движения, санитарно-эпидемиологические
правила, противопожарные, правила торговли,
таможенные правила, правила по технике
безопасности и охране труда, правила
охоты, рыбной ловли и охраны окружающей
среды, правила воинского учета, пограничного
режима, режимы чрезвычайного положения
и другие.
Нарушения таких правил
могут повлечь уголовную
Государственные служащие
несут административную ответственность по общим
правилам, наравне с остальными гражданами
Российской Федерации.
Административная ответственность имеет
общие черты с другими видами юридической
ответственности — уголовной, дисциплинарной,
материальной, что выражается в принудительном
характере мер воздействия на нарушителей,
отрицательной оценке их поведения, и
общей цели, которую преследуют все виды
правовой ответственности по воспитанию
нарушителей и профилактике правонарушений.
В то же время она имеет свои специфические
особенности.
Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции и органы исполнительной власти.
Если при дисциплинарной
ответственности между
Большинство составов административных
проступков можно назвать “формальными”:
административная ответственность наступает,
как правило, независимо от того, есть
ли непосредственное отрицательные последствия
от данного нарушения или нет, — достаточно
самого факта нарушения правил, охраняемых
нормами административно-правовых актов.
Основанием административной ответственности
является совершение административного
проступка. Таким проступком признается
посягающее на государственный или общественный
порядок, собственность, прав и свободы
граждан, на установленный порядок управления
противоправное (умышленное или неосторожное)
действие или бездействие, за которое
предусмотрена административная ответственность.
Эта ответственность наступает в том случае,
если конкретное нарушение по своему характеру
не влечет за собой в соответствии с законодательством
уголовной ответственности. Как видно,
объекты административных проступков
отличаются от объектов дисциплинарной
ответственности. Административный проступок
к тому представляют собой посягательство
на общественные отношения, регулируемые
нормами различных отраслей права, а не
только административного.
Административное
Помимо административного проступка основанием административной ответственности может быть и незначительное преступление. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. “О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР” и “О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик”. Предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания. Такое лицо может быть привлечено к административной ответственности вместо уголовной, но лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое, более мягкое наказание.
Административная
Согласно КоАП, ответственности
подлежат лица, достигшие к моменту
совершения административного
Что касается должностных лиц, работающих
в государственных органах, то они, согласно
ст. 15 КоАП, несут ответственность не только
за нарушение общеобязательных правил
своими действиями, но и некоторые правонарушения,
которые считаются упущениями по службе.
Сюда относятся административные правонарушения
(проступки), связанные с несоблюдением
установленных правил в сфере охраны порядка
управления, государственного и общественного
порядка, природы, здоровья населения
и других правил, обеспечение выполнения
которых входит в их служебные обязанности
Информация о работе Контрольная работа по "Административное право "