Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Классификация позволяет также глубже уяснить их сущность, общие и конкретные признаки. Деление актов на виды возможно в зависимости от различных оснований (критериев):
по юридическим свойствам;
по органам, их издающим;
по времени действия;
по порядку издания.

Содержание работы

Дайте классификацию актов управления………………………….……3

Определите основные формы работы исполнительных комитетов…………………………………………………………………8

Задача……………………………………………………………………14

Литература………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

административное 3курс.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный  университет

имени Янки Купалы»

Юридический факультет

                                                                                   Специальность 24 01 02

                                                                                  «Правоведение»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету: административное право

Вариант 7

студентка 3 группы 3 курса 

заочного  отделения

Чернявская  Ольга Витальевна

Гродно, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

  1. Дайте классификацию актов управления………………………….……3

 

  1. Определите основные формы работы исполнительных комитетов…………………………………………………………………8

 

  1. Задача……………………………………………………………………14

 

  1. Литература………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.  Дайте классификацию актов  управления.

Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при  классификации. Классификация позволяет  также глубже уяснить их сущность, общие и конкретные признаки. Деление актов на виды возможно в зависимости от различных оснований (критериев):

  • по юридическим свойствам;
  • по органам, их издающим;
  • по времени действия;
  • по порядку издания.

Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные). Нормативные акты содержат нормы права. Они устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы (правила поведения). Правовые нормы заключают в себе общие обязательные правила поведения. Они не имеют конкретного (персонифицированного) адресата, т.е. не обращены к конкретным лицам, рассчитаны на неопределенный круг лиц. Ими регулируется определенный вид общественных отношений. Нормативные акты рассчитаны на неоднократное, а значит многократное, непрерывное применение.

По Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные акты являются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или должностного лица и с соблюдением предусмотренной процедуры. Все эти признаки присущи для любого правового акта управления. Нормативные акты являются важнейшими источниками права. В них могут находиться нормы не только административного права, а и других отраслей права: гражданского, трудового, экологического, финансового и т.д. Однако в таких актах не может быть норм уголовного и уголовно-процессуального права, которые находятся лишь в законах.

В Республике Беларусь отсутствует  правовой акт, в котором бы назывались государственные органы, а тем  более, должностные лица, уполномоченные издавать нормативные акты. Конкретно такие полномочия определяются в актах, устанавливающих их правовой статус. Это положения, уставы и т.д. В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дан перечень лишь наиболее важных рассматриваемых органов. К ним относятся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, включая и Национальный банк Республики Беларусь.

Впервые определение нормативного акта в правовом документе дано в Положении о порядке осуществления правовой экспертизы правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления. В нем указывается, что: «Под нормативным актом, который подлежит правовой экспертизе в соответствии с данным Положением, необходимо понимать официальный письменный документ, независимо от времени его действия (постоянный или временный) и характера помещенных в нем сведений, принятый Национальным банком, министерством либо иным республиканским органом государственного управления или их должностным лицом с сохранением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры и в рамках компетенции этих органов, который устанавливает, дополняет, изменяет либо отменяет правовые нормы, это означает общеобязательные предписания постоянного либо временного характера, рассчитанные на неопределенное количество лиц и многократное применение, и не носит внутриведомственного характера».

Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам по Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», являются: соответствие их принципам нормотворческой деятельности (конституционности); соответствие актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов; приоритет общепризнанных принципов Международного права; защита прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, научности, согласованности нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами; принятие (издание) их уполномоченным на то органом (должностным лицом) в пределах своей компетенции, в порядке и по форме, установленных законодательством Республики Беларусь, и соответствие акта нормотворческой технике.

Нормативные акты как  правотворческие являются важнейшими в системе правовых актов управления. Они представляют собой административные законы, но, несмотря на это, не теряют качества подзаконности. Рассматриваемые  акты издаются в силу того, что законами детально не урегулированы все стороны общественной жизни, а потребность в таком регулировании существует.

Нормативные акты управления многосторонние. Их можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости  от издающего органа акты неодинаковы  по юридической силе. Акты вышестоящих органов имеют большую юридическую силу, нежели акты нижестоящих. По этой причине акты нижестоящих должны соответствовать актам вышестоящих органов. Вышестоящие могут отменять и изменять акты нижестоящих органов. Акты органов общей компетенции (Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных комитетов) возвышаются над актами отраслевой и межотраслевой компетенции и т.п.

По виду (форме), названию одни акты всегда нормативны, другие имеют  смешанный характер. К первой группе относятся инструкции, методические указания, разъяснения, ко второй – Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, приказы, решения.

Классифицированные  по адресатам, одни нормативные акты относятся к гражданам Республики Беларусь, другие – к иностранным гражданам и лицам без гражданства, третьи – к государственным организациям и общественным объединениям.

На основании нормативных  актов управления издаются индивидуальные акты. Индивидуальные акты не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенного адресата, т.е. персонифицированы. Они вызывают возникновение, изменение или прекращение вполне точных административно-правовых отношений. С их помощью осуществляется применение требований законов и нормативных управленческих актов к конкретным случаям (обстоятельствам), оперативно решаются текущие управленческие задачи. В большинстве своем – это правоприменительные, правонаделительные, распорядительные акты. Среди индивидуальных актов наличествуют и правоохранительные, юрисдикционные акты. Они принимаются в целях обеспечения охраны прав от нарушения либо восстановления нарушенного права, например, постановление о наложении административного взыскания, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности. В таких актах дается правовая оценка поведения субъектов управленческих правоотношений. Издаются они специально уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами), в ряде случаев – судьями по административным делам и исполнительным производствам. Основанием издания таких актов является незаконность поступков, нарушение правовых норм соответствующими лицами – гражданами, служащими (должностными лицами), другими работниками организаций. Установлен определенный официальный порядок их принятия. Нередко требуется предварительное проведение расследования, получение объяснения от соответствующего лица (правонарушителя). Некоторые юрисдикционные акты, например, протоколы об административных правонарушениях, могут служить основанием для издания другого юрисдикционного акта – постановления о наложении административного взыскания; постановление о лишении права на управление автотранспортным средством профессионала-водителя вызывает необходимость издания приказа о переводе его на другую работу или об увольнении. Подобное может быть и при принятии постановления о привлечении к административной ответственности за мелкое хищение, появление на рабочем месте в нетрезвом виде. Рассматриваемые акты обособляются своим содержанием, структурой.

В Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» не указывается, что в  индивидуальных актах отсутствуют  нормы права, но подчеркивается одноразовость  их применения и цель издания –  это осуществление организационных, контрольных и распорядительных мероприятий.

Четкое уяснение сущности нормативных и индивидуальных правовых актов управления имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Так, в ст. 116 Конституции  Республики Беларусь записано, что  Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью лишь нормативных актов. Он не вправе принимать к своему рассмотрению ненормативные правовые акты управления, т.е. индивидуальные акты.

Индивидуальные акты управления должны соответствовать нормативным актам. Это положение также имеет существенное практическое значение.

По одному названию правового  акта далеко не всегда можно определить, является он нормативным или индивидуальным. Все зависит от его свойств, признаков. Нормативные акты доводятся до всеобщего сведения (обнародуются) путем опубликования, об индивидуальных актах делается сообщение, но извещение об их издании возможно и путем опубликования. Опубликование нормативного акта связано, как правило, с вступлением его в действие. Нормативные акты некоторых органов государственного управления (Национальный банк, министерства и иные республиканские органы) подлежат правовой экспертизе (исключая акты внутриведомственного характера). В отношении индивидуальных актов этих органов осуществление правовой экспертизы не требуется.

Нормативные акты не порождают  приобретенных прав, такие права  возникают лишь на основании индивидуальных актов.

Нередко принимаются  акты об изменении отдельных норм (положений), находящихся в других актах, или иные акты признаются утратившими силу и утверждаются другие акты (положения, уставы, инструкции и т.п.). Такие акты следует рассматривать как нормативные или индивидуальные, руководствуясь правилом: если этими актами вносятся соответствующие коррективы в другие нормативные акты, то они являются нормативными, ибо не нормативными актами подобное сделать невозможно. Индивидуальными актами могут вноситься изменения только в им подобных актах.

Правовые акты управления, утверждающие или одобряющие другие акты управления: положения, уставы, инструкции, программы в научной литературе рассматриваются как нормативные акты, так как они действуют длительный срок, а не однократно. Регламенты, инструкции, правила, уставы, программы, различные перечни являются самостоятельными правовыми актами управления и не могут рассматриваться в качестве какой-то части – указа, постановления и т.д., которым они утверждены (одобрены). Индивидуальные акты управления весьма не одинаковы. Их классифицируют на оперативно-исполнительные и правоохранительные (юрисдикционные).

К оперативно-исполнительным относятся акты применения права. Ими реализуется диспозиция нормы права.

Правоохранительными актами управления обеспечивается в сфере управления охрана права от нарушения.

Важное значение имеет деление актов управления по органам, их издающим. Согласно действующему законодательству каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему правовые акты управления.

Президент Республики Беларусь уполномочен  Конституцией Республики Беларусь издавать декреты, указы и распоряжения. Это акты, которые присущи только для Главы государства. С помощью их могут решаться и управленческие вопросы, а, следовательно, такие акты являются правовыми актами управления. В Конституции не определено, когда должен издаваться тот или другой вид актов. Статьей 101 Конституции Республики Беларусь предусмотрено два вида декретов. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. До настоящего времени от Президента подобного предложения не поступало. Следовательно, ему не предоставлено право издавать указанные декреты.

Второй вид декретов Президент может издавать в силу особой необходимости по своей инициативе либо по предложению Правительства. Эти декреты имеют силу закона и являются временными до рассмотрения их палатами Национального собрания. Если они не отменены не менее чем двумя третьими голосов от полного состава каждой из палат, то сохраняют силу и продолжают действовать. Декреты всегда нормативны, и ими регулируются самые разнообразные вопросы государственной и общественной жизни. Издание декретов предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Указы по юридической силе находятся ниже декретов. Ими регулируются вопросы, не требующие вмешательства Парламента, следовательно, менее значимые. Указы могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

Распоряжения по юридической силе ниже указов. Они, как правило, имеют индивидуальный характер и издаются преимущественно по вопросам внутриорганизационного характера.

Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления. Это единственная форма правового акта, который вправе принимать Правительство. Постановления – акты коллегиальные, так как они могут быть приняты на заседаниях Правительства или его Президиума (малого Совета Министров). По особым неотложным вопросам либо вопросам, которые не требуют обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься и путем опроса членов Президиума Совета Министров, т.е. без рассмотрения на заседаниях. Постановления могут быть как нормативными, так и индивидуальными. Они издаются на основании Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и в целях их исполнения.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"