Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Понятие и виды органов исполнительной власти. Принципы и организационные основы построения системы органов исполнительной власти в РФ. В чем состоит сущность административной реформы?

Файлы: 1 файл

Адм право.docx

— 58.18 Кб (Скачать файл)

Вариант 3

 
Теоретический вопрос  

Понятие и виды органов  исполнительной власти. Принципы и  организационные основы построения системы органов исполнительной власти в РФ. В чем состоит сущность административной реформы? 

Понятие органа исполнительной власти 

 

Специфику любого органа государственной  власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства  и выступает от его имени, наделен  государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве  органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными  для тех, кому они адресованы, и  применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе  меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Исполнительные органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов  государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей  деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.

Органы исполнительной власти, государственного управления образуются в установленном законодательством  порядке — путем избрания или назначения.

Органы исполнительной власти, государственного управления, администрация  являются в пределах своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями, выполняющими определенным штатом людей (государственных служащих) функции  целенаправленного воздействия  на управляемые объекты.

В структуру органа, т.е. во внутреннее его построение, входят: руководство (начальник, его заместители, коллегия, если имеется); подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции  общего управления, отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения  и службы. Структура может быть принтерной, типовой и индивидуальной. Она отражается в штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.

Понятие органа исполнительной власти (органа государственного управления, администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное  самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в  целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

 

Виды  органов исполнительной власти

 

В административно-правовой литературе применяются следующие  критерии для классификации органов  исполнительной власти, государственного управления и сведения их в определенные видовые группы.

По  основаниям образования все органы исполнительной власти, государственного управления подразделяются на органы:

- образование которых предусмотрено конституциями (президентуры — президенты и их администрация, правительства);

- создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

По  порядку образования. Этот критерий позволяет свести все органы исполнительной власти в две родовые группы:

- избираемые (президенты, главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если они занимают эту должность в результате выборов населением);

- создаваемые путем распоряжения, указа, исходящего от уполномоченных органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, ведомства, отделы, управления, администрация и др.).

По  характеру компетенции. По данному критерию органы исполнительной власти подразделяются на органы:

- общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация краев, областей, городов федерального значения, автономных образований);

- отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

- межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.).

По  порядку разрешения подведомственных вопросов. Классификация по данному критерию позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:

- коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение, коллегиально (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и др.).

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.

По  территории деятельности. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. По территориальным масштабам деятельности различаются:

- федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и его Администрация, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

- региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными). Федеральные органы могут осуществлять свою деятельность и в пределах одной административно (государственно)-территориальной единицы (налоговые инспекции, военные комиссариаты и др.). Образование, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующими вышестоящими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с субъектами федерации, на территории которых они действуют. В таком же порядке производится назначение руководителей региональных (территориальных) органов, а их финансирование, как правило, осуществляется за счет средств федерального бюджета;

- органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром). Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, городские, окружные органы отраслевой и специальной компетенции.

По  источнику финансирования. Органы исполнительной власти по данному критерию можно сгруппировать следующим образом:

- бюджетные, не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации;

- осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.

 

Система органов исполнительной власти

 

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией, конституциями республик в составе  России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации  и иными нормативными актами.

В соответствии с принципом  федерализма действующая система  исполнительной власти состоит из следующих  звеньев:

- федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Представляя единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации, федеральные органы и  органы субъектов федерации в  пределах своих полномочий призваны проводить в жизнь социально-экономические  преобразования в России в целом, осуществлять эффективную региональную политику, защищать права и свободы  человека и гражданина, обеспечивать правопорядок.

Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том, что акты федеральных органов  исполнительной власти обязательны  для соответствующих органов  исполнительной власти субъектов федерации, а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации  могут передаватьим осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В то же время органы исполнительной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции самостоятельны. В случае расхождения между федеральным законом и иным нормативным актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения России и ее совместного ведения с субъектами федерации, действует акт субъекта федерации.

К федеральным  органам исполнительной власти относятся:

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Президент Российской Федерации. На должность Президента — главы государства — может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определяется федеральным законом.

Президент Российской Федерации  наделен широкими полномочиями:

- определяет внутреннюю и внешнюю политику России в соответствии с Конституцией и федеральными законами, его полномочия распространяются и на сферу государственного управления;

- создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;

- формирует Правительство Российской Федерации (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, принимает решение об отставке Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров);

- имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации;

- издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;

- вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента;

- назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов исполнительной власти России, повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами субъектов федерации;

- назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"