Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:40, контрольная работа
Понятие и виды органов исполнительной власти. Принципы и организационные основы построения системы органов исполнительной власти в РФ. В чем состоит сущность административной реформы?
Вариант 3
Теоретический вопрос
Понятие и виды органов
исполнительной власти. Принципы и
организационные основы построения
системы органов исполнительной
власти в РФ. В чем состоит сущность
административной реформы?
Понятие органа исполнительной власти
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Исполнительные органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.
Органы исполнительной власти,
государственного управления образуются
в установленном
Органы исполнительной власти, государственного управления, администрация являются в пределах своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями, выполняющими определенным штатом людей (государственных служащих) функции целенаправленного воздействия на управляемые объекты.
В структуру органа, т.е. во внутреннее его построение, входят: руководство (начальник, его заместители, коллегия, если имеется); подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции общего управления, отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения и службы. Структура может быть принтерной, типовой и индивидуальной. Она отражается в штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.
Понятие органа исполнительной
власти (органа государственного управления,
администрации) может быть определено
как целостное структурно оформленное
самостоятельное социальное образование,
функционально осуществляющее исполнительную
и распорядительную деятельность в
целях решения задач общества
и государства в социально-
Виды органов исполнительной власти
В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти, государственного управления и сведения их в определенные видовые группы.
По основаниям образования все органы исполнительной власти, государственного управления подразделяются на органы:
- образование которых предусмотрено конституциями (президентуры — президенты и их администрация, правительства);
- создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).
По порядку образования. Этот критерий позволяет свести все органы исполнительной власти в две родовые группы:
- избираемые (президенты, главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если они занимают эту должность в результате выборов населением);
- создаваемые путем распоряжения, указа, исходящего от уполномоченных органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, ведомства, отделы, управления, администрация и др.).
По
характеру компетенции. По данн
- общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация краев, областей, городов федерального значения, автономных образований);
- отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);
- межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.).
По порядку разрешения подведомственных вопросов. Классификация по данному критерию позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:
- коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение, коллегиально (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);
- единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и др.).
Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью, сферой и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.
По
территории деятельности. Этот критерий определяется
федеративным устройством и административно-
- федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и его Администрация, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);
- региональные федеральные органы
исполнительной власти, действующие на
территории определенных регионов, т.е.
на части территории России. Деятельность
этих органов может осуществляться в пределах
нескольких республик, краев, областей
и иных территориальных единиц (в пределах
военного округа, железной дороги и др.).
Такие органы являются межтерриториальными
(межрегиональными). Федеральные органы
могут осуществлять свою деятельность
и в пределах одной административно (государственно)-
- органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром). Администрации подчинены управления, отделы, комитеты, департаменты и иные краевые, областные, городские, окружные органы отраслевой и специальной компетенции.
По
источнику финансирования. Орга
- бюджетные, не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации;
- осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.
Система органов исполнительной власти
Система органов исполнительной
власти базируется на принципе федерализма.
Юридически она закреплена Конституцией,
конституциями республик в
В соответствии с принципом
федерализма действующая
- федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Представляя единую систему
исполнительной власти в Российской
Федерации, федеральные органы и
органы субъектов федерации в
пределах своих полномочий призваны
проводить в жизнь социально-
Единство системы
К федеральным органам исполнительной власти относятся:
Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
Президент Российской Федерации. На должность Президента — главы государства — может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определяется федеральным законом.
Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями:
- определяет внутреннюю и внешнюю политику России в соответствии с Конституцией и федеральными законами, его полномочия распространяются и на сферу государственного управления;
- создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;
- формирует Правительство Российской Федерации (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, принимает решение об отставке Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров);
- имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации;
- издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России;
- вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента;
- назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов исполнительной власти России, повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами субъектов федерации;
- назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"