Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

Содержание работы

1. Основные свойства и виды социального управления.
2. Социальная значимость административного права.
3. Какие категории лиц в юридическом смысле слова являются физическими лицами?
4. Какова структура федеральных органов исполнительной власти?
5.Что такое форма управления? Как различаются формы управления?
Задача 1

Задача 2

Задача 3

Библиографический список

Файлы: 1 файл

административное право печать.docx

— 52.56 Кб (Скачать файл)

Под физическим лицом понимается человек как  биологическое существо. Юридическое  значение понятие физического лица имеет постольку, поскольку оно  соединяется с особенностями  его правоспособности, учитывающей  положение человека как социального  индивидуума, как первоначального  субъекта всего многообразия социальных отношений. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане и лица без гражданства. Гражданин Российской Федерации  характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют таковой связи ни с одним из государств.

Особую  категорию субъектов административного  права образуют физические лица, общегражданский  статус которых одновременно сочетается с особенностями правового положения  тех или иных индивидов, определяемыми  их служебным статусом, выполнением  специфических социальных функций  и другими обстоятельствами. В  подобных случаях административная правосубъектность физического лица как обычного гражданина и его правоспособность в части, связанной со спецификой его статуса, не совпадают. Они дифференцируются в законодательстве. Например, законодательство об административных правонарушениях субъектами одних и тех же правонарушений признает одновременно граждан и должностных лиц. Законодательство об основах организации государственной службы в Российской Федерации, в частности, формирует административную правосубъектность государственных служащих как таковых, а не как граждан.

Субъекты  административного права имеют  собственный административно-правовой статус, состоящий из нескольких элементов.

 

3. КАКИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ В ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ?

 

Физические  лица в общем понимании – это  люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду – homo sapiens, т.е. физическое лицо – это человек, индивид.

Физическое  лицо как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые  определенным образом индивидуализируют  его и влияют на его правовое положение  – его правовой статус. К таким  признакам и свойствам следует  отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол.

В национальном законодательстве Российской Федерации  зачастую происходит подмена понятий  «физическое лицо» и «гражданин» - типичный пример: в п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ понятие "физические лица" использовано как синоним понятия "граждане" (имеются в виду граждане Российской Федерации), также глава 3 ГК РФ носит название «Граждане (физически лица)», разграничивая таким образом физические лица от юридических. В международных соглашениях, а также в законодательстве многих стран понятие «граждане» вообще не употребляется, а используется понятие «физические лица», которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны (или стран).

Не указывая на территориально-гражданственную принадлежность физическое лицо может обозначаться в законодательстве просто как «лицо».

 

Жизнедеятельность человека пронизана частым вступлением  в различные правоотношения. Для  участия в правоотношениях люди должны обладать определенными качествами (правоспособностью и дееспособностью), получившими в праве обобщающее понятие «правосубъектность». В соответствии со ст.17 ГК РФ правоспособностью гражданина является способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособностью обладают все граждане независимо от возраста. Правоспособность гражданина (читай – физического лица) возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Дееспособность  определяется в ст.20 ГК РФ как способность  лица своими действиями приобретать  и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их. Дееспособность – это чисто «человеческая» категория, присущая исключительно физическим лицам. Обладать дееспособностью - означает иметь способность лично совершать  различные юридические действия: осуществлять правомочия собственника, заключать договоры, выдавать доверенности, нести ответственность за свои действия.

Особым  статусом обладают физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Вообще физическое лицо часто рассматривается  в противоположность юридическому лицу. Очевидно, что юридическое  лицо и физическое лицо - это два  разных субъекта права, каждый из которых  обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте  от своего имени и на свой риск, несет  самостоятельную имущественную  ответственность. Поэтому предпринимательская  деятельность гражданина «путем создания юридического лица» невозможна в  принципе. Что же касается предпринимательской  деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином  только непосредственно, без образования  юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

 

Итак, подытожим: физическое лицо – термин в гражданском  праве, употребляемый для обозначения  человека как участника правоотношений, носителя гражданских прав и обязанностей.

Понятие «физическое лицо» шире понятия  «гражданин», т.к. последнее предполагает частное определение физического  лица имеющего определенную связь с  государством (гражданство). Фактор гражданства  является лишь элементом характеристики физического лица.

Правовой  статус физического лица определяется его правовым положением по действующему законодательству. Правовой статус физического  лица, по нашему мнению – это его  возможность вступать в различные  правоотношения, нести права и  обязанности. Правовой статус определяется признаками каждого конкретного человека, такими, как: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол. Например, вступать в брак физическое лицо на территории РФ по общему правилу может только по достижении определенного возраста (фактор – возраст), а также только за представителя противоположного пола (фактор – пол).

Человек - субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. Гражданское законодательство РФ для  обозначения человека как субъекта гражданских прав и обязанностей употребляет понятие «гражданин». Это понятие характеризует, как  мы уже указали выше, человека как  лицо, состоящее в определенной связи  с государством. Следовательно, гражданин - понятие юридическое. Гражданство  определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую  выражение в их взаимных правах и  обязанностях. Гражданское законодательство, употребляя понятие «граждане», имеет  в виду граждан данного государства - Российской Федерации. Вместе с тем иные федеральные законы указанные понятия разделяют, устанавливая особые режимы правового регулирования для каждого из них. Так, в соответствии с пп.23 ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к российским физическим лицам относятся лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из данного определения - гражданин Российской Федерации с точки зрения российского внешнеторгового законодательства не может относиться к иностранным физическим лицам в силу его российского гражданства, если он имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации. Если же он, являясь российским гражданином постоянно или преимущественно проживает за рубежом, то его правовой статус может быть определен в качестве иностранного физического лица. Критерием такого разделения, как видно, является только территория преимущественного проживания человека. Данный вывод, с точки зрения автора, принципиально важен в силу того, что отдельными законодательными актами установлен запрет на участие российских граждан в осуществлении отдельных видов внешнеторговой деятельности.

В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без  гражданства.

 

4.   КАКОВА СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ?

 

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера  и действующее в пределах определенной территории.

Признаки  органа исполнительной власти:

  • является государственным учреждением;
  • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
  • наделен полномочиями государственно-властного характера;
  • решает задачи, определенные государством;
  • обладает соответствующей компетенцией;
  • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
  • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
  • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
  • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
  • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
  • обладает внутренней организацией, структурой;
  • наделен административной правосубъектностью;
  • действует в пределах определенной территории;
  • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

Административная  правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

Классификация органов исполнительной власти

По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство  РФ, федеральные министерства, федеральные  службы, федеральные агентства и  др.); органы исполнительной власти субъектов  РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные  органы исполнительной власти, которые  осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные  органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для  осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:

  • органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
  • органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;
  • органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;
  • органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);
  • органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные  управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

По порядку  и способу образования - создаваемые  органы исполнительной власти, которые  образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов  исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого  или опосредованного волеизъявления.

По порядку  разрешения вопросов - единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

По источнику  финансирования - бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"