Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:58, контрольная работа

Описание работы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
направлено на достижение определенной управленческой цели;
характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

Содержание работы

1. Основные свойства и виды социального управления.
2. Социальная значимость административного права.
3. Какие категории лиц в юридическом смысле слова являются физическими лицами?
4. Какова структура федеральных органов исполнительной власти?
5.Что такое форма управления? Как различаются формы управления?
Задача 1

Задача 2

Задача 3

Библиографический список

Файлы: 1 файл

административное право печать.docx

— 52.56 Кб (Скачать файл)

 

  1. ЧТО ТАКОЕ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ? КАК РАЗЛИЧАЮТСЯ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ?

 

Форма управления — это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно  государственными органами и органами местного самоуправления. Форма управления — это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных  подразделений и должностных  лиц. Каждая форма управления заключает  в себе совершение конкретными субъектами определенных действий, которые специфическим  образом раскрывают содержание управленческой деятельности, самого управленческого  воздействия.

Форма управления может иметь юридическое содержание, т. е. может устанавливаться нормативным  правовым актом; такая форма управления называется правовой. В некоторых  случаях формы управления не устанавливаются нормативно, и, следовательно, их нельзя считать правовыми формами управления.

Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и  функциями государственного управления, о которых речь шла в первой части учебного курса административного  права. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций  управления и достижение целей управления с  наименьшими затратами сил, средств и времени; от форм управления зависит успех управленческой деятельности. По мнению ряда ученых, "организационной  формой административной власти является аппарат", а "юридической формой государственной администрации  — административное право". С  нашей точки зрения, это мнение спорно: едва ли в современных условиях термином "аппарат" можно раскрыть сложнейшую организационную сущность исполнительной власти. Что касается государственной администрации, причем не ее самой, а, очевидно, административных действий, то их правовой формой является не административное право, а, например, административный акт или административный договор.

Управленческая  деятельность государственных органов  и органов местного самоуправления (государственных и муниципальных  служащих, должностных лиц) осуществляется в определенных формах, каждая из которых  обусловлена специфическими задачами и функциями управления и имеет  особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным  содержанием, т. е. конкретными связями, принципами, процессами, участниками  и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

Основными понятиями, позволяющими рассмотреть  термин "форма управления", являются "цели управления", "функции  управления", "задачи управления", "полномочия", "компетенция". Данные понятия обусловливают также и выбор методов управления (способов управленческого воздействия субъекта управления на объекты управления) в конкретной управленческой ситуации. Функции управления определяют основное содержание управленческой деятельности. Целям управления подчинены все используемые субъектами управления формы управления. Посредством форм управления органы управления реализуют свои полномочия, соответствующие установленной в нормативном акте компетенции этих органов. Форма управления есть средство реализации управленческих функций для достижения целей управления.

Таким образом, содержание процесса управления раскрывается понятиями: функции управления, методы управления и формы управления. На этих главнейших категориях базируется теория управления. В непосредственной зависимости от развития этих понятий  находится и практика управления. Форма управления — это внешнее  выражение практической реализации функций и методов управления, самого управляющего воздействия, конкретных действий, осуществляемых в процессе осуществления исполнительной власти, административной деятельности.

Формы управления отличаются от форм деятельности других ветвей власти, т. е. от форм законотворчества (законодательства) и правосудия. Формы  управления обеспечивают возможность  реализации управленческих функций  и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления, во всех сферах государственной и  общественной жизни.

Правовые  формы управления (управленческие действия) классифицируются в зависимости от следующих критериев:

1) по  содержанию — на правотворческие (правоустановительные) и правоприменительные;

2) по  целенаправленности (целям использования)  — на внутренние и внешние;

3) по  способу выражения — на словесные  (письменные и устные) и конклюдентные  (т. е. при помощи знаков дорожного  движения, жестов сотрудника ГИБДД  и т. д.).

На сегодняшний  день складывается следующая система  форм управленческих действий (форм управления):

1) издание  нормативных правовых актов. К  их числу, например, относятся:  Правила организации системы  государственного учета и контроля  радиоактивных веществ и радиоактивных  отходов, Устав службы пожарной  охраны, Боевой устав пожарной  охраны; выпуск государственных ценных бумаг (в том числе облигаций, займов) как федеральными органами государственной власти (например, Правительством РФ, Банком России, Министерством финансов РФ), так и исполнительной властью субъектов Федерации, а также и муниципальными образованиями (например, постановление Правительства РФ от 24 января 1997 г. "О выпуске в обращение облигаций государственных сберегательных займов Российской Федерации"; выпуск муниципальных займов (именных жилищных сертификатов));

2) издание  ненормативных и индивидуальных  правовых актов; 

3) заключение  договоров (например, административных  договоров, международных соглашений);

4) совершение  юридически значимых действий  или действий юридического характера  на основе закона или на  основе изданного правового акта  управления (составление административных  протоколов, проведение государственной  регистрации, осуществление властных  распорядительных и контрольных  мероприятий, выдача официальных  документов, разрешающих осуществлять  определенный вид деятельности);

5) осуществление  организационных действий;

6) выполнение  материально-технических действий.

Из этих форм управления первые четыре являются правовыми, а остальные — неправовыми. Кроме того, правовые формы управления могут быть публично-правовыми и частноправовыми. Публично-правовые формы управления устанавливаются публичным правом и обеспечивают реализацию суверенных управленческих полномочий. Частноправовые формы управления в определенной степени регламентируются и нормами гражданского права, однако они используются для достижения целей публичного управления и решения его задач. (Напомним, что публичное управление может осуществляться и в формах частного права: например, администрация области покупает для себя здание; местная администрация заключает договоры с частной фирмой о проведении определенных работ.)

Представляет  интерес и другая классификация административно-правовых форм:

1) по  степени юридического выражения:  основные (издание правовых актов,  заключение административных договоров,  выпуск ценных бумаг) и базирующиеся в конечном счете на них, т. е. различные опосредствованные правом действия, влекущие определенные юридические последствия и имеющие юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, контрольные, надзорные, лицензионные, пресекательные и пр.). Во всех случаях надлежит учитывать их связь с оформлением юридически значимых документов, влекущих последующее издание правовых актов, заключение административных договоров. Именно поэтому совершение юридически значимых действий (в том числе проведение ревизий, составление протоколов об административных правонарушениях и т. д.) относится к правовым формам деятельности управляющих органов и их должностных лиц, ибо результаты таких организационно-правовых действий и составление юридически значимых документов (акт ревизии, протокол об административном правонарушении) не только предшествуют правовым актам, но и служат юридическим основанием для их издания;

2) по  достигаемым результатам: позитивное  регулирование либо реакция на  негативные явления в сфере  государственного управления;

3) по  направленности: воздействие на  общественные отношения в сфере  государственного управления (внешняя  направленность) либо на деятельность  подчиненного управленческого персонала  (внутренняя направленность);

4) по  объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

5) по  субъектному выражению: односторонне  выраженные (правовые акты) либо  двух- и многосторонне выраженные (административно-правовые договоры);

6) по  инициативе применения: используемые  субъектами исполнительной власти  и местной администрацией по  своей инициативе, либо по инициативе  вышестоящих органов, либо по  инициативе других участников  управленческих отношений (например, по обращениям граждан, сообщениям  средств массовой информации, результатам  спроса населения);

7) по  условиям применения: нормальная  обстановка либо чрезвычайные  обстоятельства, режим чрезвычайного  или военного положения; 

8) по  отношению к другим субъектам  государственной власти: используемые  в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными  органами;

9) по  особенностям объекта управляющего  воздействия: юридические лица  в зависимости от форм собственности,  граждане РФ, иностранцы;

10) по  юридическому содержанию: дозволительные, запретительные, предписывающие;

11) по  характеру и методам решения  вопросов компетенции: процедурные  (например, подготовка и принятие  управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного  производства).

 

ЗАДАЧА  №1

17-летний Иван Дурнев обратился в ЗАГС с заявлением, в котором просил переменить ему фамилию и имя, пояснив, что не желает больше иметь в школе кличку, унижающую его достоинство, а имя является слишком распространенным и не оригинальным. Начальник отдела сказал, что необходимо согласие родителей, без чего он не может удовлетворить его просьбу. Иван пояснил, что родители не считаются с его желанием и рассматривают его как несерьезное. Начальник посоветовал ему подождать еще год или обратиться в суд, который вправе удовлетворить его просьбу.

Районный  суд в принятии заявления отказал.

Разрешите казус на основе действующего законодательства.

 

Право на имя относится к личным неотчуждаемым  правам граждан. Имя, отчество и фамилия  индивидуализируют личность.

В соответствии с п. 2 ст. 19 ГК РФ гражданин вправе взять другое имя в порядке, установленном  законом. Семейный кодекс предусматривает возможность изменить фамилию при вступлении в брак (п. 1 ст. 32), расторжении брака (п. 3 ст. 32), признании его недействительным (п. 5 ст. 30), усыновлении (ст. 134), установлении отцовства (ст. 51). В других случаях имя может быть изменено на основании ст. 58-63 Закона об актах гражданского состояния. На основании ч.3 ст. 58 данного Закона перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия (коим является Иван Дурнев), производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом. Следовательно, как действия начальника отдела, так и совет, данный им Ивану, были правомерными.

В ст. 134 ГПК РФ перечислены случаи, в которых  суд не может принять заявление  к рассмотрению. Судья отказывает в принятии искового заявления в  случае, если:

1) заявление  не подлежит рассмотрению и  разрешению в порядке гражданского  судопроизводства, поскольку заявление  рассматривается и разрешается  в ином судебном порядке; заявление  предъявлено в защиту прав, свобод  или законных интересов другого  лица государственным органом,  органом местного самоуправления, организацией или гражданином,  которым настоящим Кодексом или  другими федеральными законами  не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;

2) имеется  вступившее в законную силу  решение суда по спору между  теми же сторонами, о том  же предмете и по тем же  основаниям или определение суда  о прекращении производства по  делу в связи с принятием  отказа истца от иска или  утверждением мирового соглашения  сторон;

3) имеется  ставшее обязательным для сторон  и принятое по спору между  теми же сторонами, о том  же предмете и по тем же  основаниям решение третейского  суда, за исключением случаев,  если суд отказал в выдаче  исполнительного листа на принудительное  исполнение решения третейского  суда.

Действие  представителей суда были неправомерны, и Иван может обжаловать их в установленном  законом порядке.

 

ЗАДАЧА  №2

Лейтенант Артемьев по окончании военного училища  в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе»  заключил контракт о прохождении  военной службы в воинской части, стоящей под Москвой. Однако в  скором времени часть была передислоцирована  в район Крайнего Севера. После  переезда к новому месту службы Артемьев подал рапорт об увольнении в запас, указав, что его жена не может  жить в северном климате по состоянию  здоровья.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"