Контрольная работа по «Административному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Административное право - это отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа АП 00 (2 вариант).doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право» 

Вопрос 1. В чем состоит понятие административного права, его предмет и метод?

Ответ: Административное право - это отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Любая отрасль права  характеризуется двумя аспектами: предметом и методом правового  регулирования. Под предметом отрасли  права понимают круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли, а метод  
это способ регулирующего воздействия на общественные отношения, т.е. на поведение их участников.

При определении предмета административного права следует, прежде всего, выяснить вопрос о том, какие общественные отношения, связанные с управленческой деятельностью, относятся к сфере административного права как отрасли.  
Таким образом, в предмет административного права входят:

1) управленческие общественные  отношения, в рамках которых  реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти, в том числе и переданные органам местного самоуправления;

2) управленческие общественные  отношения внутриорганизационного характера, возникающие изменяющиеся и прекращающиеся в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;  
3) управленческие общественные отношения, связанные с осуществлением судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.

Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:  
1 установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным конкретной административно-правовой нормой;

2. запрещение определенных  действий под страхом применения  соответствующих юридических мер  воздействия (например, дисциплинарной  или административной ответственности);  
3. предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой (метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора);

4. предоставление возможности  действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях (как правило, это имеет место при реализации субъективных прав в сфере государственного управления).

 
Вопрос 2. Охарактеризуйте систему и источники административного права.

Ответ: Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности.  
Рассматривая вопрос о системе административного права, следует отметить, что с общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права - подотрасли (правовые институты) - правовые нормы.

Традиционно в отечественной  правовой науке административное право  включает две части: Общую и Особенную. Это деление легло в основу построения административного права  и как учебной дисциплины. Общая часть включает юридические нормы и институты, регулирующие общественные отношения общего характера, то есть общие для всей системы государственного управления в российской Федерации: принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д. Общая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть представляет собой совокупность правовых норм и  институтов, регулирующих отношения  в тех или иных сферах государственного управления экономической, социально-культурной, административно- политической.  
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

К числу источников административного права относятся:

1) Конституция РФ, многие  нормы которой, например, закрепляющие  основные права и свободы граждан  в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30-35), определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77,110 - 117), разграничивающие предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71-73) и др., имеют административно-правовую направленность, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации:

2) законы Российской  Федерации федеральные законы, касающиеся  предмета административно-правового  регулирования (например, Федеральный  закон от 27 июля 2004 г. 1 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации») и соответствующие законы субъектов Российской Федерации:

3) нормативные Указы  Президента РФ, относящиеся к  предмету административно-правового  регулирования (например, Указ Президента  РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «0 системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), а также соответствующие нормативные акты руководителей субъектов Российской Федерации;

4) нормативные Постановления  Правительства РФ (например, Постановление  Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»), а также соответствующие нормативные акты правительств субъектов Российской Федерации;  
5) приказы, инструкции, распоряжения, постановления и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующие нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует также отметить, что административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях также следует рассматривать в качестве источников административного права (например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г,. В то же время, административное право — это внутренней управленческое право каждого государства и между народные акты в этой сфере являются его источниками скорее как исключение, нежели правило. Но, тем не менее, они есть, и не упомянуть о них вовсе было бы неправильно.  
Многообразие источников административного права, общее количество которых вряд ли подлежит точному исчислению, остро ставит проблему его систематизации вообще и кодификации в частности, поскольку на сегодняшний день административное право относится к числу самых несистематизированных (некодифицированных) отраслей правовой системы Российской Федерации (по существу кодифицирован только один институт административного права институт административной ответственности). Во многом это объясняется многопрофильностью административного права, хотя многие управленческие проблемы регламентированы и кодифицированы в других отраслях права (например, Земельный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.).

 

 
Вопрос 3. В чем сущность понятий государственной службы, государственной должности?

Ответ: Государственная служба является важнейшим фактором устойчивости в обществе, поскольку от эффективности ее функционирования во многом зависит стабильность системы общественных отношений. Отличительной чертой данного вида деятельности являются ее управленческий характер и целенаправленность на обеспечение и реализацию полномочий государственных органов.  
Государственная служба это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.  
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-Ф3 «О системе государственной службы Российской Федерации» систему государственной службы Российской Федерации составляют федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Российской Федерации, которая осуществляется гражданами Российской Федерации на профессиональной основе и включает в себя следующие ее виды: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Должность - это категория, присущая любому служащему, в том числе и государственному служащему: она предоставляется для выполнения возложенных на конкретного служащего, ее замещающего, определенных задач и функций по реализации государственной службы в целом.

Все учрежденные государством в России должности подразделяются на государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной службы Российской Федерации. Первые две категории должностей отношения к государственной службе не имеют, лица, их замещающие, государственную службу не несут и государственными служащими не являются, положения указанных выше федеральных законов о государственной службы на них не распространяются, а деятельность замещающих такие должности лиц регламентируется соответствующими федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. К таковым государственным должностям, в частности, относятся установленные государством должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей обеих палат Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, федеральных судей различного уровня и другие должности, в том числе и учрежденные на уровне субъектов Российской Федерации.

Должность государственной службы - это учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного аппарата, отражающая содержание и объем полномочий замещающего ее лица. Из совокупности должностей как первичных элементов государственного аппарата состоят построенные по функциональному принципу отделы и управления, из которых состоит тот или иной государственный орган, совокупность которых (государственных органов), в свою очередь, образуют государственный аппарат в целом.  

 
Вопрос 4. Расскажите о субъектах административного права, их классификации, понятии правосубъектности.

Ответ: Субъектом административно-правовых отношений именуется тот, кто наделен определенными административными правами и обязанностями.

 

Схема 1. Понятие и вилы субъектов административного права.

 
Вопрос 5. Дайте понятие административной ответственности, ее признаки и основания.

Ответ: Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Основные признаками (характерные  черты) административной ответственности  можно свести к следующему:

во-первых, она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т.п.);

во-вторых, основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной — преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;  
в-третьих, в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной — только физические лица (хотя и идет дискуссия о дисциплинарной ответственности коллективных образований - таких ее появлений, как, например, отставка правительства, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.в.);

в-пятых, процедура (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом);  
в-шестых, административное наказание, как мера административной ответственности, всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая, как и административная ответственность, регулируется в большинстве своем нормами административного права;  
в-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых судей и более 60 видов внесудебных органов и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);

Информация о работе Контрольная работа по «Административному праву»