Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2. СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Контрольная по введению в специальность.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине: Введение в специальность.

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Местное самоуправление является непременным  атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное  самоуправление – это такая система  управления местными делами, которая  осуществляется специальными выборными  органами, непосредственно представляющими  население той или иной административно-территориальной  единицы данной страны. Европейская  хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года и являющаяся важной правовой основой самоуправления для всех европейских стран, дает общее определение  местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением  Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ  контролировать значительную часть  общественных дел, управлять ею в  рамках закона под свою ответственность  и на благо населения».

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные  сообщества населения представляют собой один из основных элементов  любого демократического режима, а  право граждан на участие в  управлении общественными делами является составной частью демократических  принципов построения большинства  современных государств.

Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан  в управлении общественными делами самым непосредственным образом  может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных  сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое  управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Сила и влияние органов местного самоуправления в различных странах  отражает степень демократизма существующего  политического режима. Эти органы возникли и развивались как прямой противовес абсолютной власти центра. В силу этого они очень часто  оказывались в оппозиции центральному правительству, и их взаимоотношения  часто характеризовались откровенным  противостоянием по вопросам разделения компетенции, финансово-экономическим  вопросам и т.д. Первоначально эти  органы формировались на основе ограниченного  избирательного права состоятельными гражданами общества при наличии  цензовых барьеров (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы превратились в наиболее массовые и наиболее приближенные к населению.

Значение органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в  повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей  территориальной единице условий  для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической  и политической деятельности определяется центральными органами государственной  власти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что  органы местного самоуправления связаны  организационным единством, имеют  полномочия обладать и распоряжаться  определенной собственностью, заключать  сделки, распоряжаться местным бюджетом и т.д. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимость широкого самоуправления на местах, как правило, поддерживается и защищается большинством населения любой страны.

В настоящее время наиболее существенными  признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении  местных вопросов. Эта самостоятельность  опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных правовых актов  по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

Коммунальное самоуправление, например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных  коммунальных функций, собственной  ответственностью в решении местных  общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные  акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора  и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.

Сложившееся, например, в Латинской  Америке законодательство о местном  управлении было обусловлено рядом  факторов, в том числе влиянием испанского колониального законодательства. История возникновения здесь  органов местного самоуправления берет  начало именно в этот период. Органам  власти на местах предоставлялись, с  одной стороны, довольно широкие  полномочия, а с другой – они  находились под жестким контролем  со стороны центральных властей. Первые подобные учреждения возникли в Мексике еще в 1519 году, и их деятельность регулировалась специальными ордонансами, принятыми испанским  парламентом – Кортесами. Городским  муниципалитетам предоставлялось  имущество в собственность, право  решения местных вопросов, сборов налогов и издания нормативных  правовых актов. Однако руководители муниципальных  органов  – главные алькальды (мэры) или коррехидоры (советники) – считались служащими центральных властей. Так, впервые в Латинской Америке была введена система административной автономии, т.е. значительной самостоятельности местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном самоуправлении, до настоящего времени применяется в Латинской Америке.

Так, статья 29 Конституции Венесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные источники доходов и собирать денежные поступления.

Бразилия, например, включает в себя свыше 4300 муниципалитетов, которые  имеют право самостоятельного управления во всем, что относится к их интересам. Муниципалитеты имеют политическую, административную и финансовую автономию. Вместе с тем, поскольку Федеративная Республика Бразилия построена на принципах  значительной централизации, включающей право центральных властей на самое широкое вмешательство  в дела субъектов федерации, конституции  штатов предусматривают аналогичный  институт вмешательства в дела муниципалитетов. Основаниями могут служить нарушения  муниципальной автономии, задолженность  по федеральным платежам, невыполнение федеральных законов или судебных решений, нарушение прав человека и  т.д. Принцип федерального вмешательства  имеет конституционную основу, он закреплен статьями федеральной  Конституции и конституциями  штатов, в состав которых входят муниципалитеты. Принцип федерального вмешательства рассматривается  бразильскими исследователями как  одна из гарантий сохранения целостности  государства и обеспечения нормального  функционирования конституционных  органов власти, демократического режима и системы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления опираются  обычно на разветвленный чиновничий аппарат, от которого прямо зависит  эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно  осуществляют управленческие функции  на местах, одновременно выступая в  качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти. В настоящее  время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности  элементов управленческой системы.

Юридическая и фактическая самостоятельность  органов местного самоуправления в  ряде современных государств носит  особенный специфический характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность  автономных образований, так как  органы местного самоуправления не обладают законодательными полномочиями, поскольку  они могут действовать только на основе и в рамках законодательных  актов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство. В ФРГ, например, выделяют три условия  правового регулирования местного самоуправления: федеральное законодательство, законодательство отдельных земель и принимаемые самими общинами правовые установления. Нормами федерального законодательства является прежде всего Основной закон ФРГ 1949 г., но ведущее место в правовом регулировании местного самоуправления занимает законодательство земель, хотя в различных землях правовое положение коммун имеет свои особенности. Конституции земель, как правило, дублируют основные положения основного закона ФРГ, а также дополняют и конкретизируют отдельные ее нормы. Большая часть вопросов коммунального самоуправления регулируется законами земель, среди которых основное время занимают уставы о коммунах. Уставы о коммунах имеют все земли ФРГ. Третьим звеном правового регулирования местного самоуправления в ФРГ являются правовые акты самих общин. Они имеют право принимать по местным вопросам свои собственные правовые акты. Все земельные уставы о коммунах содержат положения о том, что каждая коммуна имеет возможность принять собственный устав или положение. Эти уставы определяют возможность введения налогов и их взимание, оформление расходов коммуны, осуществление автономии в области планирования, организации коммунального управления и т.д.

На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное  значение, в ведение органов, избираемых непосредственно населением данной территориальной единицы. В демократических  государствах относительно роли органов  местного самоуправления действует  доктрина «муниципальная власть –  вне политики». Это означает, что  органы местного самоуправления не должны решать политические вопросы, поскольку  решение политических вопросов затрагивает  интересы всего государства, и, следовательно, не может иметь чисто местное значение. Это, конечно, не означает, что органы местного самоуправления не подвержены политическому влиянию, что просто невозможно, т.к. они избираются по партийным спискам региональных общественных организаций. Смысл концепции «муниципалисты – вне политики» преследует цель более четко разделить компетенцию региональных и центральных органов, не допустить вмешательства региональных органов в решение общегосударственных вопросов.

 

2. СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

В настоящее  время в научной литературе наиболее часто встречается классификация  известных в мировой практике моделей организации власти на местах, в основе которой лежат отношения  между органами местного самоуправления (управления) и органами центральной  власти. В соответствии с данным подходом можно выделить четыре базовые  модели местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную, смешанную и советскую.

Англосаксонская(классическая).Страны:Великобритания,США,Канада,Индия,

Австралия,Новая Зеландия.

Основные черты:

а)формальная автономия и самостоятельность местного самоуправления;

б)отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, опекающих органы  местного самоуправления.

Континентальная .Страны: Франция,Италия,Испания, Бельгия,большинство стран Латинской Америки ,Ближнего Востока.

Основные черты:

а) сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и назначаемости;

б) определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих  звеньев вышестоящим;

в)наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Смешанная. Страны:Германия,Австрия,Япония.

Основные черты:

а)Сочетание достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне  с государственным управлением на более высоком.

Советская .Страны: Китай, Куба, Республика Беларусь.

Основные черты:

а)единовластие представительных органов снизу доверху;

б)жесткая централизация системы представительных и исполнительных органов;

в)иерархическая  соподчинённость всех звеньев.


Системы местного самоуправления в  современных государствах строятся на основе административно-территориального деления страны. Само административно-территориальное  устройство любой страны представляет собой важнейшую часть государственной  организации. Это устройство в большинстве  случаев носит сугубо консервативный характер. Оно обычно редко подвергается значительной ломке, не испытывает на себе серьезных изменений даже в  условиях принятия новых конституций  и конституционных законов, затрагивающих  другие аспекты в организации  государства.

Административно-территориальное  деление страны складывалось, как  правило, под влиянием чисто географических факторов с учетом экономической, социальной и демографической ситуаций. Изменение  этих факторов, особенно в условиях научно-технического прогресса, конечно, оказывает влияние на перестройку  административно-территориального устройства страны, но касается это больше промышленных регионов. В крупнейших зарубежных государствах (США, ФРГ, Испании, Швейцарии  и других) основы современной системы  административно-территориального деления  сложились еще в XIX веке, а в  Великобритании эти основы восходят к эпохе раннего феодализма. Поэтому  в системе административно-территориального деления зарубежных стран до сих  пор могут сохраняться явно устаревшие территориальные единицы, небольшие  по территории, потерявшие экономическую, а иногда демографическую основу для своего существования. Система местного самоуправления в современных государствах может включать в себя по вертикали от двух до пяти звеньев. Двухзвенная структура административно-территориального деления (Дания, Коста-Рика и др.) и трехзвенная (Италия, Индия и др.) являются наиболее распространенными и удобными с точки зрения местного управления. Четырехзвенная и пятизвенная системы административно-территориального деления встречаются значительно реже. При этом, естественно, в различных странах существуют серьезные отличия в характере и роли отдельных видов административно-территориальных единиц.

3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Органы  местного самоуправления включают в  себя выборные муниципальные советы или комиссии и образуемые ими  исполнительные органы. Общий порядок  формирования муниципальных советов  и исполнительных органов регулируется специальными избирательными законами и законами о муниципалитетах. В  федеративных государствах издание  законов о выборах в органы местного самоуправления находятся  в компетенции субъектов федерации. В большинстве демократических  стран выборы в органы местного самоуправления осуществляется на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании. Пассивное  избирательное право (право быть избранным) обычно устанавливается  рамках 18 – 25 лет. Одновременно устанавливается и целый ряд цензовых требований – ценз оседлости, несовместимость занятия других постов на государственной службе или в выборных органах, в суде и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"