Имеется ли в данном случае
состав административного правонарушения?
Правомерны ли действия участкового
уполномоченного полиции?
Решение
В данной ситуации общим
объектом административного правонарушения
являются общественные отношения, охраняемые
федеральным и региональным законодательством
об административных правонарушениях,
возникающие в области государственного
управления и регулируемые нормами
административного права. В качестве
родового объекта административного
проступка выступают общественный
порядок и отношения в сфере
сельского хозяйства. Объективная
сторона правонарушения выражается
в действии виновного лица, которое
причиняет вред юридическим правоотношениям
в сфере административного регулирования.
В данном случае гражданка Куватова
посадила мак, который является растением,
содержащим наркотические средства
или психотропные вещества, согласно
постановлению Правительства от
27 ноября 2010 г. N 934
Об утверждении перечня
растений, содержащих наркотические
средства
или психотропные вещества
либо их прекурсоры и подлежащих контролю
В Российской Федерации, крупного
и особо крупного размеров
культивирования растений,
содержащих наркотические средства
или психотропные вещества
либо их прекурсоры, для целей статьи
231 Уголовного кодекса Российской Федерации,
а так же об изменении и признании
утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации
по вопросу оборота растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества либо их прекурсоры. Предметом
совершения правонарушения является само
растение, которое посадила гражданка
Куватова. Субъект правонарушения –
физическое лицо, достигшее на момент
совершения административного правонарушения
возраста, предусмотренного Кодексом
для привлечения к административной
ответственности, то есть гражданка
Куватова. Я считаю, что субъективной
стороной будет являться правонарушение,
совершенное в форме неосторожности.
Неосторожная вина состоит в том,
что, совершая то или иное деяние, виновное
лицо как субъект административного
правонарушения не осознает его противоправности,
однако при должной осмотрительности
оно должно было и могло предвидеть наступление
неблагоприятных последствий для правоотношений,
охраняемых административным правом.
Гражданка Куватова будет подвергнута
административному наказанию согласно
10.5.1 КоАП РФ, в которой говорится о незаконном
культивировании растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества либо их прекурсоры. Так как данное
правонарушение не содержит уголовно
наказуемого деяния, данное лицо будет
подвергнуто наложению административного
штрафа в размере от одной тысячи пятисот
до четырех тысяч рублей или административный
арест на срок до пятнадцати суток. Согласно
статье 23.1 КоАП РФ, данное правонарушение
будет рассматриваться судьями. Протокол
об административном правонарушении должен
составляться должностными лицами органов
внутренних дел (полиции) согласно 28.3 ч.2
КоАП РФ.
Так же согласно Приказу
МВД от 5 мая 2012 года № 403 «О полномочиях
должностных лиц системы МВД
России по составлению протоколов об
административных правонарушениях
и административному задержанию»,
вправе составлять протокол об административном
правонарушении по данной статье должностные
лица строевых подразделений ППСП (ст.
5.7), должностные лица подразделений охраны
общественного порядка (ст.4.2), должностные
лица структурных подразделений ЦСН СР
МВД России (ст. 6.4). Следовательно участковый
уполномоченный полиции правомерно составил
протокол об административном правонарушении.
Но он поступил неправомерно, когда уничтожил
мак путем сжигания. КоАП в отличии от
УК, не содержит общей нормы о том, что
вещественные доказательства признанные
орудием правонарушения подлежат уничтожению
или конфискации. Согласно части 12 статьи
27.10 и части 3 статьи 29.10 КоАП уничтожению
подлежат только сами наркотики, как вещи,
запрещенные в обороте. Часть 12 статьи
27.10 гласит: Изъятые наркотические средства
и психотропные вещества, а также этиловый
спирт, алкогольная и спиртосодержащая
продукция, не отвечающие обязательным
требованиям стандартов, санитарных правил
и гигиенических нормативов, подлежат
направлению на переработку или уничтожению
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Образцы подлежащих
уничтожению наркотических средств и
психотропных веществ, этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции
хранятся до вступления в законную силу
постановления по делу об административном
правонарушении.
Задание 5
Участковым уполномоченным
полиции Володиным при проверке
соблюдения правил пребывания иностранных
граждан и правил транзитного
проезда на обслуживаемой им территории
у Центрального рынка были задержаны
гр-не КНДР братья Ли Ван Джо и
Ли Ван Тю. В ходе проверки установлено,
что они прибыли в Россию три
месяца назад по коммерческим делам
как предприниматели, на учет по месту
жительства не встали, маршрут транзитного
проезда нарушили. На требование
участкового уполномоченного полиции
проследовать с ним в дежурную часть полиции
оказали неповиновение.
Проведите юридический анализ
ситуации. Составьте необходимые
процессуальные документы.
Решение
В данной задаче граждане КНДР
совершили тройное административное
правонарушение. Объектом правонарушения
будут являться общественные отношения,
охраняемые федеральным и региональным
законодательством об административных
правонарушениях, возникающие в
области государственного управления
и регулируемые нормами административного
права. В качестве родового объекта
административного проступка выступает
безопасность государственной границы
Российской Федерации. Объективной
стороной является противоправное деяние
в форме действия. Данное правонарушение
– длящееся. Субъектами административного
проступка являются граждане КНДР Ли Ван
Джо и Ли Ван Тю, так как они выступают
в качестве физических лиц, достигших
на момент совершения правонарушения
возраста привлечения к административной
ответственности (ст. 2.3. КоАП РФ). Согласно
ч. 2 ст. 2.6. КоАП РФ данные граждане несут
административную ответственность на
общих основаниях. Главной особенностью
привлечения к административной ответственности
иностранных граждан и лиц без гражданства
является то, что к ним может быть применено
административное наказание, не применяемое
к гражданам России - административное
выдворение за пределы Российской Федерации.
Субъективной стороной выступает противоправное
деяние иностранных граждан в форме умысла,
так как они сознавали противоправный
характер своего действия, предвидели
его вредные последствия и желали наступления
таких последствий или сознательно их
допускали либо относилось к ним безразлично.
Данные лица будут привлечены к административной
ответственности согласно статье 18.8 ч.1
КоАП РФ (Нарушение иностранным гражданином
или лицом без гражданства правил въезда
в Российскую Федерацию либо режима пребывания
(проживания) в Российской Федерации) и
подвергнуты административному наказанию
в виде административного штрафа в размере
от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным
выдворением за пределы Российской Федерации
или без такового. Протокол об административном
правонарушении будут составлять должностные
лица органов внутренних дел (полиции).
Так же данные лица совершили административное
правонарушение по статье 18.10 КоАП РФ (Незаконное
осуществление иностранным гражданином
или лицом без гражданства трудовой деятельности
в Российской Федерации). Такое правонарушение
влечет наложение административного штрафа
в размере от двух тысяч до пяти тысяч
рублей с административным выдворением
за пределы Российской Федерации или без
такового. Согласно статье 19.3 ч.1 КоАП
РФ граждане КНДР совершили еще одно правонарушение,
так как они оказали неповиновение законному
распоряжению сотрудника полиции, а равно
воспрепятствовали исполнению им служебных
обязанностей. В данном случае объектом
правонарушения будут выступать отношения
в сфере порядка управления. Граждане
КНДР будут подвергнуты административному
наказанию в виде административного штрафа
в размере от пятисот до одной тысячи рублей
или административный арест на срок до
пятнадцати суток. Согласно статье 23.67
КоАП РФ дела об административном правонарушении
по статье 18.8 ч.1 и по статье 18.10 КоАП РФ
будут рассматривать органы, уполномоченные
на осуществление функций по контролю
и надзору в сфере миграции. А правонарушение
по статье 19.3 ч.1КоАП РФ будет рассматриваться
судьями, согласно статье 23.1 КоАП РФ. Протокол
об административном правонарушении по
статье 18.8 ч.1КоАП РФ будет составлен должностными
лицами органов внутренних дел (полиции),
согласно статье 28.3 ч.2 п.1КоАП РФ, а так
же, согласно Приказу МВД от 5 мая 2012 года
№ 403 «О полномочиях должностных лиц системы
МВД России по составлению протоколов
об административных правонарушениях
и административному задержанию», могут
составлять должностные лица подразделений
организации охраны общественного
порядка на улицах и при проведении массовых
мероприятий; отрядов мобильных особого
назначения (ст. 3.3), должностные лица
подразделений вневедомственной охраны
(ст. 3.13), должностные лица подразделений
охраны общественного порядка (ст.4.2), должностные
лица строевых подразделений (ст. 4.10), должностные
лица подразделений по досмотру (ст.5.5),
должностные лица строевых подразделений
ППСП (ст.5.7), должностные лица подразделений
ЦСН ВО МВД России (ст.6.3), должностные
лица структурных подразделений ЦСН ВО
МВД России (ст.6.4). Протокол об административном
правонарушении по статье 19.3 будет составлен
должностными лицами органов внутренних
дел (полиции), согласно статье 28.3 ч.2 п.1.
Процессуальные документы
Протокол 00АА000000
«10 июня 2013 г. «14» час.
«30» мин. г.Уфа, Демский
район, ул.
Правды, 25.
Я, участковый уполномоченный
полиции старший лейтенант полиции
Володин А.В., в соответствии с ч.2 ст. 28.3
Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, составил настоящий
протокол о том, что граждане Ли Ван Джо
и Ли Ван Тю, русским языком не владеют,
фактически проживающие в КНДР, на ул.
Цюрупа г. Уфы у Центрального рынка совершили
административное правонарушение, нарушив
правила въезда в Российскую Федерацию
либо режима пребывания (проживания) в
Российской Федерации, ответственность
за которое предусмотрено ч.1 ст. 18.8 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Сведения о
свидетелях: гражданин Петров Алексей
Олегович, проживающий по адресу
г. Уфа, ул. Кувыкина, 71, тел.: 8-905-34-86-124
и гражданин Алексеев Николай
Александрович, проживающий по
адресу: г. Уфа, ул. Рабкоров, 54, тел.:
8-917-54-48-269.
Лицам, в отношении
которых возбуждено дело об
административном правонарушении,
разъяснены права, предусмотренные
статьей 25.1 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях, а так же статьей
61 Конституции Российской Федерации.
Свидетелям разъяснены ответственность
за ведомо ложные показания, права и обязанности,
предусмотренные статьями 17.9, 25.6 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Ходатайствую
о рассмотрении дела об административном
правонарушении по месту совершения
правонарушения.
Лица, в отношении
которых возбуждено дело об
административном правонарушении,
ознакомлены с протоколом.
Лица, в отношении
которых возбуждено дело об
административном правонарушении,
от подписания протокола отказались.
Подпись должностного
лица, составившего протокол: Володин А.В.
Копию протокола
получил (подпись потерпевшего)
Копию протокола
получил (подпись лица, в отношении
которого
возбуждено
дело об адм. правонарушении)
Список использованной
литературы
1. Кодекс РФ об административных
правонарушениях
2. Комментарий с Основам законодательства
РФ об административных
правонарушениях под
ред. Лазарева Б.М. - М.: Юрид. лит.,
1989
3. Бахрах Д.Н. Административное
право России. - М.: Издательская группа
НОРМА-ИНФРА•М, 2007.
4. Буздалина Е.А. Административное
право. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
5. Васильев Р.Ф. О понятии правового
акта // Вестник Московского Университета.
Серия 11. Право. - 1998. - № 5.
6. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г.
Российское административное право. -
М., 2007.
7. Манохин В.М., Адушкин
Ю.С.Российское административное
право: Учебник. 2-е изд., испр. и
доп. — Саратов: Изд-во ГОУ
ВПО «Сарат. гос. академия права»,
2003. — 496 с.
8. Серков П.П. Длящиеся
административные правонарушения/
"Российская юстиция", 2007, N 7.
9. См.: Бахрах Д.Н. Система
субъектов советского административного
права // Советское государство
и право. 1986. № 2
10. Панова И.В. Еще раз
о двух тенденциях, разрушающих
целостность института административной
ответственности». /"Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской
Федерации", 2007, N 8.
11. Советское административное
право: Учебник/под ред. П.Т. Василенкова.
- М.: Юрид.лит., 1990, с.173.
12. Севрюгин В.Е. Проблемы
административного права. Учебное
пособие. -
Тюмень: ТВФ МВД РФ,
ТГУ, 1994 с. 89.
13. Алехин А.П., Кармолицкий
А.А., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации. - М.,
2008.
14. Административное право:
Учебное пособие . Овсянко Д.М. - М.: Юристъ,
1996.
15. Советское административное
право. Части Общая и Особенная: Учебник
под ред. Еропкина М.И., - Киев, 1988.
16. Серков П.П. Длящиеся административные
правонарушения/ "Российская юстиция",
2007, N 7.
17. См.: Бахрах Д.Н. Система субъектов
советского административного права //
Советское государство и право. 1986. № 2.
1
СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1 (Часть I). Ст.
6.
2
СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909; 2000. № 2. Ст. 170.
3
СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3183; №27. Ст. 3190.