Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление — это сознательное и целе¬направленное воздействие, осуществляемое специальными упол¬номоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) в определенной сфере (по предметам веде¬ния) и в объеме полномочий на основании и в порядке опреде¬ленном законодательством с использованием системы мер убеж¬дения и административного принуждения для обеспечения де¬мографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность административного принуждения 4
2. Виды административного принуждения 10
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

2н - 5 Админ принуждение как метод гос управления.docx

— 49.88 Кб (Скачать файл)

2 Виды административного принуждения

 

Большое теоретическое и  практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного  принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения  и в теории, ни на практике. Четкая классификация мер административного  принуждения необходима:

- для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия,

- это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей,

- четкая и точная классификация необходима при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности — административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности,

- правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации [4, с.176].

В административно-правовой литературе высказываются различные  точки зрения о классификации  мер административного принуждения. Так одни авторы считают, что в  группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует  самостоятельными мерами административного  пресечения (приостановление работы предприятия).

Они утверждают, что критерием  классификации мер административного  принуждения, применяемых в связи  с правонарушением, может служить  непосредственная цель применения тех  или иных мер, и они делятся  на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции. Из изложенного делается вывод о  том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений: административно-процессуальные меры; административно-предупредительные меры; административно-правовые санкции.

При этом отмечается, что  административно-правовые санкции  осуществляют охрану правопорядка и  с помощью кары, восстановления и  принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут  носить карательный, восстановительный  и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией предлагается понимать «элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются  к нарушителям данной нормы, выполняющей  свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке».

В целом по вопросу о  классификации мер административного  принуждения в науке административного  права выделяют две основные точки  зрения (другие — это модификация  этих двух точек зрения).

Первая сводится к двухчленной  классификации административного  принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов  Студеникиным С. С., Ямпольской Ц. А. и  др. В основу данной классификации  положен формальный признак - наличие  административных санкций.

Вторая предложена М. И. Еропкиным  в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней  говорится о существовании трех видов мер административного  принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения [8, с.127].

Административно-предупредительные  меры.

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых  — предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

К административно-предупредительным  мерам относят:

  • административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • таможенный досмотр;
  • специальный контроль пассажиров и судов гражданской авиации;
  • привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;
  • изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями;
  • проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне);
  • предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта;
  • закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией);
  • прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;
  • ограничение права водопользования [6, с.136].

Отмечая общность всех административно-предупредительных  мер, нельзя не заметить различий между  отдельными мерами по их непосредственному  назначению и характеру право  ограничений. Так среди административно-предупредительных  мер можно выделить четыре группы:

- меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных и тяжких последствий,

- меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений,

- меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения им обязанностей,

- особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов [5, с.68].

Главная особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда  интересам общества создается известная  угроза, в то же время, меры административного  предупреждения применяются при  отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут  применены меры административного  предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции  административных и иных правонарушений.

Меры административного  пресечения.

Меры административного  пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его  последствий, на создание условий для  возможного привлечения виновных лиц  к административной ответственности. По своей цели меры административного  пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных  мер. Главная их цель состоит в  прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных  мер — меры пресечения применяются  в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при  наличии правонарушений, и как  все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия.

Меры административного  пресечения могут применяться как  самостоятельно (закрытие в связи  с антисанитарным состоянием предприятия  общественного питания), так и  в совокупности с административными  взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует (задержание нарушителя общественного порядка с последующим  наложением на него административного  штрафа).

Меры административного  пресечения многообразны — это свидетельствует  о том, что основное внимание в  нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии) [9, с.104].

Многообразные меры административного  пресечения можно сгруппировать  по нескольким видам:

- меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, административное задержание и т.д.);

- меры имущественного характера (изъятие холодного оружия);

- меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта);

- меры финансового характера (прекращение кредитования);

- меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных);

- меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности);

- меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия и спецсредств) [6, с.138].

Остановимся более подробно на административном задержании граждан  и на личном досмотре и досмотре вещей и товаров.

Общим основанием административного  задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки — совершения проступка — для задержания необходимо одно из следующих дополнительных условий:

  • наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся;
  • что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;
  • отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование);
  • отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального  характера, применяемой в связи  с совершением правонарушения и  состоящей в кратковременном  ограничении свободы правонарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют  на две группы: задержание на общих  основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может, производится только в случае совершения лицом  определенного, прямо указанного в  законе проступка (например, мелкого  хулиганства). К задержанию на общих  основаниях обычно относят такое  задержание, которое производится работниками  милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет четыре специальных видов административного  задержания: задержание лиц, находящихся  в состоянии опьянения; задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о  совершенных ими проступках; задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение  противоправного поведения, при  наличии правонарушения.

Личный досмотр и досмотр  вещей и товаров производится в целях выявления и пресечения административных правонарушений, когда  исчерпаны другие меры воздействия, установление личности.

Досмотр производится в случаях:

- когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;

- при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах;

- когда имеются показания технических средств контроля;

- когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение;

- когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РФ [3, с.165].

Сущность административного  досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества  с целью обнаружения и изъятия  документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"