Следовательно, в этих
правовых нормах либо предписывается определенный
вариант должного поведения, либо он дозволяется (разрешается)
при соблюдении предусмотренных нормами
условий, либо, наконец, совершение определенных
действий запрещается. Тем самым создается
правовой режим поведения сторон (участников)
управленческих общественных отношений.
Конечно, в административно-правовых
нормах проявляются качества, присущие
любой правовой норме. Соответственно
они определяют обязанности и
права участников регулируемых
общественных отношений, а также
их ответственность в случае
нарушения прав и неисполнения
обязанностей. При этом права
и обязанности сторон этих
отношений взаимны, то есть
они взаимодействуют как носители
взаимных юридических прав и обязанностей.
Данное общее правило, характерное для
регулирования любых общественных отношений,
действует, несмотря на то, что одна сторона
управленческих отношений является представителем
исполнительной власти, то есть носителем
юридически властных полномочий.
Действительно, та
сторона этих отношений, которой
адресуется властное предписание,
обязана его исполнить. Но было
бы неверным полагать, что в
сфере государственного управления
у субъектов исполнительной власти
имеются только права, а у
второй стороны регулируемого
отношения – только обязанности.
Конечно, в каждом управленческом
отношении, урегулированном административно-правовой
нормой, правам носителя властных
полномочий соответствуют обязанности
другой стороны. Однако и другая
сторона наделяется при этом
определенными правами по отношению
к исполнительному органу (должностному
лицу). И этим правам соответствуют
определенные обязанности такого
органа. Например, праву гражданина
на подачу заявления или жалобы
соответствует обязанность органа
(должностного лица) принять, рассмотреть
и разрешить их. Практически это
означает такое соотношение прав
и обязанностей сторон, в рамках
которого обе они юридически обязаны действовать
строго в соответствии с предписаниями
административно-правовой нормы.
Разумеется, наличие
в управленческих отношениях
исполнительных органов государственной
власти (или их представителей) предполагает
наделение их соответствующим
объемом юридически властных
полномочий, которых нет в таком
объеме или же нет вообще
у второй стороны. Это оказывает
влияние на характер взаимодействия
участников управленческих отношений,
что, однако, не превращает вторую
сторону отношения в «слепого»
исполнителя повелительных (императивных)
волеизъявлений субъекта исполнительной
власти.
В административно-правовых
нормах регулятивная роль административного
права, проявляется в следующем:
1) административно-правовые нормы
преследуют цель обеспечения должной
упорядоченности организации и функционирования
как всей системы исполнительной власти
(государственного управления), так и ее
отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
2) административно-правовые нормы
определяют тот или иной вариант
должного, то есть, соответствующего интересам
правового государства, поведения всех
лиц и организаций, действующих непосредственно
в сфере государственного управления
и выполняющих тот или иной объем его функций
(например, администрация края, области),
либо тем или иным образом затрагивающих
своими действиями интересы этой сферы
(например, общественные объединения,
граждане). Должное поведение предполагает,
какие действия можно совершать (дозволения),
от каких следует воздержаться (запреты),
какие совершать необходимо (предписания).
В этом и выражается по существу управляющее
воздействие на поведение;
3) административно-правовые
нормы, действуя в сфере государственного
управления, прежде всего и главным
образом предназначены для обеспечения
эффективной реализации конституционного
назначения механизма исполнительной
власти, то есть исполнения, проведения
в жизнь требований законов
Российской Федерации. Тем самым
они выражают сущность исполнительной
ветви единой государственной
власти;
4) административно-правовые
нормы во многих случаях могут
выступать в роли регулятора
иных общественных отношений,
а не только выполнять функцию
правозащиты. Так, с их помощью обеспечивается
урегулированность финансовых, земельных,
трудовых и иных отношений; именно на их
основе определяется порядок взимания
налогов, сборов, осуществляется государственный
контроль за соблюдением налогового, природоохранного,
трудового законодательства, устанавливаются
основные организационные начала предпринимательской
деятельности;
5) административно-правовые
нормы достаточно часто устанавливаются
непосредственно в процессе реализации
исполнительной власти и непосредственно
ее субъектами.2
Административно-правовое
регулирование имеет государственный
характер, поэтому исполнение, применение
и соблюдение норм административного
права гарантируется не только организационными,
разъяснительными, стимулирующими средствами,
но при необходимости и мерами государственного
принуждения.
Давая общую характеристику
административно-правовым нормам, необходимо
обратить внимание на некоторые
их особенности. Прежде всего,
следует решить вопрос о соотношении
правоисполнения (правоприменения)
и правоустановления (правотворчества).
Любая правовая норма
есть акт правотворчества и
административно-правовые нормы
не представляют собой какого-либо
исключения. За соответствующими
субъектами исполнительной власти
действующим законодательством
закреплены полномочия по самостоятельному
установлению правовых норм. Налицо
административное законотворчество.
Для административного
права характерно юридическое
опосредствование такой деятельности,
основным содержанием которой
является исполнение или применение
к конкретным обстоятельствам требований
законов, составляющих основу всей правовой
системы Российской Федерации. Поэтому
административно-правовые нормы как регулятор
общественных отношений управленческого
типа могут характеризоваться в качестве
одной из важнейших юридических форм правоприменения
в сфере государственного управления.
Следовательно, данные нормы несут в своем
содержании двоякую юридическую «нагрузку»:
правоустановительную и правоприменительную.
Между этими функциями административно-правовых
норм теснейшая взаимосвязь, в рамках
которой четко выявляется следующая закономерность:
правоустановление (правотворчество)
по своей сути служит целям правоприменения
(исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует
тот факт, что действующим законодательством
установлено, что нормативные акты субъектов
исполнительной власти издаются «во исполнение»
законов.
Вся совокупность
административно-правовых норм не
сводится к тем, которые устанавливаются
непосредственно субъектами исполнительной
власти. Ряд таких норм содержится в Конституции
РФ, во многих законодательных актах. Конечно,
их юридическая сила различна.
Нормы, устанавливаемые
субъектами исполнительной власти,
вторичны по отношению к нормам, установленным
в законах, то есть нормы, содержащиеся
в актах органов исполнительной, власти,
носят подзаконный характер.3 Подзаконность не только деятельности
субъектов исполнительной власти, но и
устанавливаемых ими административно-правовых
норм. В иерархии правовых норм им отводится
определенное место, выражаемое следующей
юридической формулой: они создаются на
основе (основании) и во исполнение Конституции,
законов и нормативных указов Президента
РФ как главы государства (ст. 115 Конституции
РФ).
Законодательно установленные
нормы административного права,
как правило, не имеют прямого
действия, так как закон
является наиболее общим правилом поведения,
не учитывающим конкретные особенности
и условия их практического применения
(исполнения). Но потребность в таком учете
несомненна. Именно поэтому на долю исполнительной
власти падает основная нагрузка по приданию
общим правилам поведения, установленным
законом, прямого действия. Эта цель достигается
путем создания подзаконных административно-правовых
норм, детализирующих либо конкретизирующих,
то есть опосредующих, соответствующие
нормы закона. Во многих случаях в самом
тексте закона прямо оговариваются нормотворческие
полномочия именно субъектов исполнительной
власти.
Далее следует назвать
такие особенности, которые проявляются
в административно-правовых нормах
как в правовой форме реализации
исполнительной власти. В этом
смысле примечательно, например,
то, что в отличие от многих
других правовых норм они оснащены
собственными юридическими средствами
защиты от посягательств на них (невыполнение
или недобросовестное выполнение их требований).
Имеется в виду административная ответственность,
наступающая, как правило, во внесудебном
порядке.
С помощью таких
юридических средств, практически
осуществляется защита не только
административно-правовых норм и
регулируемых ими управленческих
отношений, но и норм многих
других отраслей права (трудового,
финансового).
Административно-правовые
нормы во многих случаях могут
выступать в роли регулятора, а не только
защитника общественных отношений, регулирующихся
другими отраслями права. Регулятивная
роль этих норм обнаруживается в рамках
уже названных сопредельных отраслей
права. Так, в области земельных отношений
определенные юридически властные полномочия
используются земельными комитетами,
являющимися звеном системы исполнительной
власти.
Таким образом, регулирующее
значение административно-правовых
норм широкомасштабно, что полностью
соответствует той роли механизма
исполнительной власти, которая
отводится ему российским государством
и правом. При этом, конечно, необходимо
учитывать, что эти правовые
нормы не регулируют отношения
между гражданами.
На сегодняшнем этапе
развития рыночных отношений
целесообразно разграничивать административно-правовые
нормы, направленные на поддержание
обороноспособности страны, общественного
порядка, общественной безопасности,
охрану окружающей природной
среды, собирание налогов и
других обязательных платежей
(охранительные нормы), и административно-правовые
нормы, связанные с регулированием деятельности
как негосударственных коммерческих организаций,
так и общественных организаций, с разрешением
возникающих коллективных споров между
гражданами, государственными органами,
органами местного самоуправления и предпринимателями
(регулятивные нормы).
Охранительные нормы
устанавливают обязательные правила
поведения, запреты и ограничения
на те или иные действия, регулятивные
нормы - использование таких правовых
средств, как уведомление о начале деятельности,
регистрационный, лицензионный порядок,
определение вариантов возможного поведения,
заключение административных договоров,
стимулирующие, поощрительные нормы.4
Материальные нормы
определяют правовой статус участников
административно-правовых отношений,
закрепляя комплекс их прав, обязанностей
и ответственность, устанавливают
порядок взаимодействия и функционирования
участников данных отношений,
дают легальные определения тех
или иных явлений, требующих
правового регулирования.5
В соответствии с
юридическим содержанием материальные
административно-правовые нормы
целесообразно подразделить следующим
образом:
1) обязывающие нормы (предписывающие
совершение определенных действий);
2) запрещающие нормы (устанавливающие
запреты на ту или иную деятельность
или действия;
3) ограничительные нормы
(вводящие ограничения на определенную
деятельность или действия);
4) разрешительные или
дозволительные нормы (разрешающие
адресату действовать по своему
усмотрению); к этой категории
норм, например, относятся лицензионные,
дозволяющие заниматься определенной
деятельностью, в том числе
внешнеэкономическими операциями (то
есть деятельность может осуществляться
только при наличии соответствующей
лицензии, выданной уполномоченным
на то государственным органом);
5) уполномочивающие или
управомочивающие нормы (предоставляющие
соответствующим органам и их должностным
лицам государственно-властные полномочия
по реализации специальных функций государственного
управления);
6) стимулирующие, (поощрительные) нормы
предусматривают средства (меры) материального
или морального воздействия на участников
регулируемых управленческих отношений
с целью обеспечения их должного поведения
(например, предоставление определенных
льгот).6
7) регистрационные или
уведомительные нормы (касающиеся
организации и проведения митингов,
шествий, демонстраций, регистрации
политических партий, общественных
объединений, предприятий различных
видов собственности, субъектов
малого предпринимательства);
8) рекомендательные нормы
(не носящие обязательного характера,
но предлагающие участникам управленческих
отношений тот или иной вариант
поведения. Нередко рекомендательные
правовые нормы подкрепляются стимулирующими
мерами, которые гарантируют применение
поощрительных стимулов при избрании
рекомендуемого варианта поведения).
Процессуальные нормы административного
права определяют порядок (процедуру)
практической реализации участниками
управленческих отношений закрепленных
за ними нормами материального права обязанностей
и прав. Это уже динамика управленческих
отношений.