Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 13:57, контрольная работа
Административное право - отдельная самостоятельная отрасль права Республики Беларусь, которое тесно связано с государством, его властью. Исторически объектом административного права являлась лишь собственно организующая деятельность власти, которую в Древнем Риме определяли термином ”administration”- руководство, управление. Этот термин в дальнейшем и дал название указанной отрасли права. И в наше время административное право призвано обслуживать повседневную государственно-управленческую деятельность, регулировать многообразные управленческие общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности. В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддерживать ее устойчивость и обеспечить развитие. Велись и продолжаются поиски соотношения публичного и частного интересов и их выражения в правовых системах, в структуре деятельности государства. Изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы.
Введение……………………………………………………………………….…..2
1. Охарактеризуйте реализацию административно-правовых норм………..…3
2. Проанализируйте организационно-правовую систему и правовой статус органов управления внутренними делами………………………...…………….7
Заключение………………………………………………………….……..……..21
Список используемых источников…………………………………………..…22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Охарактеризуйте реализацию
административно-правовых норм…
2. Проанализируйте
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………..…
Введение
Административное право - отдельная самостоятельная отрасль права Республики Беларусь, которое тесно связано с государством, его властью. Исторически объектом административного права являлась лишь собственно организующая деятельность власти, которую в Древнем Риме определяли термином ”administration”- руководство, управление. Этот термин в дальнейшем и дал название указанной отрасли права. И в наше время административное право призвано обслуживать повседневную государственно-управленческую деятельность, регулировать многообразные управленческие общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности. В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддерживать ее устойчивость и обеспечить развитие. Велись и продолжаются поиски соотношения публичного и частного интересов и их выражения в правовых системах, в структуре деятельности государства. Изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы.
В условиях управленческих, политических и социально-экономических реформ, связанных с развитием и становлением рыночных отношений в Республике Беларусь, роль административного права становится более значительной, так как его нормами регулируется и охраняется значительная часть отношений, возникающих между гражданами и органами исполнительной власти или их должностными лицами. В связи с этим административно-правовое регулирование приобретает особое значение, так как с его помощью закрепляется и развивается система органов исполнительной власти, что позволяет обеспечить реализацию конституционного принципа целостности и единства системы государственной власти.
Административное право состоит из законов и других правовых актов, регулирующих порядок образования и деятельности органов государственного управления, определяющих методы административной деятельности, порядок применения мер административного воздействия. В Республике Беларусь действует ряд актов, направленных на совершенствование управления определенными отраслями народного хозяйства и социально-культурного строительства.
1. Административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и её отдельных звеньев, рационального их взаимодействия.
Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций, либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение.
Действуя в сфере государственного управления, прежде всего, административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Республики Беларусь. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти.
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, это значит в соответствии с их административно-правовым статусом.
Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Выражается оно практически в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных действующим законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение административных правонарушений, так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).
Следовательно, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения.
Соблюдение - основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов. Это - наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление. Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.
Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах. Естественно, что всё это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Республики Беларусь закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.
Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе. Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Республики Беларусь. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность белорусских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств, в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).
В пределах Республики Беларусь административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.
Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия.
Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Республики Беларусь), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.
2. Органы внутренних дел – это государственные правоохранительные органы, которые осуществляют борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах: законности; уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; гуманизма; единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Демократизация государственного устройства Республики Беларусь требует повышения эффективности деятельности прокуратуры, милиции, других правоохранительных органов, стоящих на страже законности, прав граждан, интересов общества.
Надо, чтобы работа правоохранительных органов была максимально результативной, а также каждое преступление было раскрыто и расследовано, а виновные получили справедливое наказание.
Назначение и сущность государства проявляется в его основных функциях. Особое место среди них занимает правоохранительная функция, которая реализуется в деятельности государства по охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан, имеет целью предупреждение преступлений. Эту функцию осуществляет система правоохранительных органов, важное место среди которых отводится органам внутренних дел.
Эффективность деятельности органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач во многом зависит от того, насколько логично и рационально организовано управление системой органов внутренних дел, от четкого распределения функциональных обязанностей между различными звеньями и органами, входящими в данную систему.
Для оказания воздействия на внутренние дела Республики Беларусь, которое предопределяло бы их требуемое состояние, в структуре государственного аппарата создана специальная отраслевая система, которая в юридической литературе и законодательстве Республики Беларусь отождествляется с системой Министерства внутренних дел (МВД).
Основы построения системы МВД юридически закреплены в Конституции Республики Беларусь, законах «О милиции», «О местном управлении и самоуправлении», «О внутренних войсках», положениях о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, территориальных органах управления, входящих в данную систему, а также органах внутренних дел на транспорте.
В систему МВД Республики Беларусь входят следующие звенья:
- республиканский отраслевой орган управления внутренними делами - Министерство внутренних дел Республики Беларусь;
- департаменты Министерства: департамент охраны с правами юридического лица; департамент исполнения наказаний с правами юридического лица; департамент по гражданству и миграции с правами юридического лица; департамент финансов и тыла с правами юридического лица;
- органы внутренних дел на транспорте: Управление внутренних дел на транспорте, отделы внутренних дел на транспорте;
- специальные учебные заведения;
- иные органы, учреждения, подразделения и предприятия, созданные в установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел;
- внутренние войска.
Эту систему можно представить также в более обобщенном виде как состоящую из двух системных образований: органов внутренних дел и внутренних войск, возглавляемых единым организационным центром - Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
Органы внутренних дел, входящие в систему МВД, включают территориальные органы и отраслевые - органы внутренних дел на транспорте.
Структурно-содержательная сторона системы МВД Республики Беларусь подразумевает разделение её органов и подразделений на составные части: милиция, уголовно-исполнительная система, органы предварительного расследования, внутренние войска.
Милиция представляет собой государственный, вооруженный, правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Задачами милиции в соответствии с Законом Республики Беларусь «О милиции» являются:
- охрана общественного порядка;
- обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности;
- предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;
- обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;
Информация о работе Контрольная работа по «Административному праву»