Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 21:07, контрольная работа
1 Убеждение и поощрение в государственном управлении.
2 Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
3 Задача.
Инвалид боевых действий на территории Афганистана Иванов 17 мая 2008 года обратился в мэрию города, с просьбой бесплатно провести капитальный ремонт его квартиры. В этой просьбе Иванову было отказано, о чем 14 июня 2008 года он получил письменное уведомление за подписью заместителя мэра. Посчитав решение мэрии незаконным, противоречащим положениям Федерального закона «О ветеранах», Иванов 20 июля 2008 года решил подать жалобу на решение мэра в суд. Однако его сосед сказал, что Иванов опоздал подать жалобу, так как прошло больше месяца с момента получения им из мэрии отказа в удовлетворении его просьбы. Иванов же, не послушав соседа, пошел с жалобой в суд. Оцените ситуацию и, основываясь на положениях законодательства РФ обоснуйте правоту одной из сторон?
Вторая группа источников административно-поощрительных норм – акты, в которых наряду со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм. Например, Законы РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О полиции», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и многие другие дисциплинарные уставы, КоАП РФ.
Как метод исполнительной власти поощрение характеризуется следующим:
- основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;
- связь с оценкой уже совершенных деяний, выступает как составная часть государственного контроля;
- персонально применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
- состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;
- зачастую урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения. Поощрительные правовые нормы закрепляют право субъектов власти поощрять и крайне редко – субъективное право гражданина на поощрение;
- косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его.
Потребность в поощрении и его роль тем выше, чем больше усилий вкладывает лицо в общественно полезное дело.
Основные принципы поощрительной деятельности – обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие – вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.
Среди оснований поощрения можно различать абсолютные и относительные. Важным основанием поощрения является добросовестное выполнение трудовых, служебных и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется и для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за мужество», «за отвагу на пожаре», «за спасение утопающего», «за помощь в задержании преступника» и т. п.).
Поощряются матери, родившие и воспитавшие более пяти детей.
Другими основаниями поощрения служат юбилеи, заслуги перед Россией в развитии науки, успехи в спорте, самодеятельности, изобретательстве, научных исследованиях.
Все названные поводы являются абсолютными, а обусловленное ими поощрение – абсолютным.
Поощрение призвано стимулировать, прежде всего, абсолютные положительные действия, но, кроме того, оно может использоваться для социальной переориентации личности, социальной адаптации лица, отбывшего наказание (условно-досрочное освобождение, досрочное снятие судимости и т. д.).
Относительные поводы, относительное поощрение регламентируются УК, КоАП, Дисциплинарными уставами. Нормы этих актов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда.
С точки зрения правовой основы можно различать поощрение формальное и неформальное. Формальным признается поощрение, регламентированное правовыми нормами, соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами (приказами и т. д.) и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку.
В поощрительной деятельности возможно и желательно проявление инициативы, применение разнообразных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены юридическими нормами, или не относятся к мерам поощрения. Неформальные средства – это и похвала, высказанная лицу руководителем в личной беседе, и похвала публичная, и направление на престижный симпозиум за рубежом, и предоставление ссуды для приобретения мебели, квартиры и многое, многое другое.
По содержанию поощрение может быть моральным, материальным, статусным и смешанным. Наиболее часто применяемое средство морального стимулирования – благодарность и грамота, а материального – премия, ценный подарок. Статусные меры изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в заслуженного артиста, почетного гражданина города, лауреата (конкурса, фестиваля).
Возможно, применение одновременно нескольких мер поощрения. Но часто одна мера содержит и моральное, и материальное, и статусное поощрение, является смешанной. Например, присвоение звания Героя Российской Федерации, присуждение Государственной премии, присвоения звания «Почетный железнодорожник».
Поощрительные средства в зависимости от круга лиц, к которым они могут применяться, делятся на общие, ведомственные, субъектов Федерации, региональные (Почетный гражданин города и др.) и локальные.
На основании норм административного права могут поощряться коллективные и индивидуальные субъекты. Среди коллективных находятся структурные подразделения государственных и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации, а также сложные организации.
Среди индивидуальных субъектов выделяются:
- государственные служащие;
- иные работники государственных организаций;
- граждане России;
- иностранные граждане и лица без гражданства (только к ним применяются такие поощрительные средства, как присвоение звания Почетного гражданина России, досрочный прием в российское гражданство).
Если за основу взять статус субъектов, осуществляющих поощрительную деятельность, то следует выделить централизованное и децентрализованное поощрение. Централизованное включает в себя поощрение, применяемое:
- Президентом РФ;
- Правительством РФ;
- центральными органами исполнительной власти специальной компетенции РФ;
- иными центральными органами РФ (Центральным банком, прокуратурой РФ, Центральной избирательной комиссией);
- президентами, губернаторами, главами администраций субъектов Федерации и их правительствами.
К исключительной компетенции Президента РФ относится награждение государственными наградами, присуждение государственных премий.
Административно-правовые нормы регулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительное производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регулирующих награждение государственными наградами, присуждение государственных премий, премий Правительства РФ.
В централизованном поощрительном производстве выделяются стадии:
- возбуждения дела о поощрении;
- общественной и
- принятия решения о поощрении;
- исполнения решения.
Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций, частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности либо органами местного самоуправления. После согласования с органами местного самоуправления районов, городов их направляют соответствующим главам исполнительной власти субъектов РФ или в федеральные органы государственной власти по согласованию с главами исполнительной власти субъектов РФ.
Порядок возбуждения ходатайства о награждении государственными наградами военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел, работников таможенной службы и налоговой полиции определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту РФ руководителями федеральных органов государственной власти и руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Комиссия по государственным наградам при Президенте оценивает представление, готовит материалы и представляет заключения о возможном награждении, а также проекты указов.
2 ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ И ОТНОШЕНИЙ
Административно-процессуальные нормы представляют собой разновидность действующих в нашем обществе юридических правил поведения людей, установленных государством. Поэтому они обладают всеми признаками, которые вообще свойственны правовой норме.
Процессуальные правовые нормы тесно связаны с материальными нормами, что предопределено их принадлежностью к одной системе права – российскому праву. Имея много общего с материальными нормами, процессуальные нормы заметно от них отличаются. Своеобразие процессуальных норм заключено в том, что они обусловлены не только особенностями социально-правовой среды, но и особенностями материальных норм той отрасли права, с которой они наиболее тесно связаны и потребности которой обслуживают, прежде всего, и главным образом. Таким образом, есть основание говорить о своеобразном вторичном характере процессуальных норм, поскольку их существование подчинено общей задаче реализации соответствующих материальных норм.
Но между материальными и процессуальными административно-правовыми нормами существуют и различия. Наиболее заметные из них состоят в следующем. Процессуальные нормы административного права применяются там, где возникает необходимость в реализации, прежде всего, материальных административно-правовых норм, а также материальных норм иных отраслей российского права. Поэтому для административно-процессуальных норм отношения, регулируемые материальными административно-правовыми нормами, являются главной, но не единственной основой существования. У административно-процессуальных норм оказывается более широким предмет их регулирования. Это положение имеет прямое отношение к определению объема административно-процессуальной деятельности.
Несмотря на то, что материальные и процессуальные административно-правовые нормы регулируют отношения социально-правовой среды, возникающие в процессе функционирования единой системы исполнительной власти Российской Федерации, воздействие названных норм на эти отношения неодинаково. Материальные и процессуальные административно-правовые нормы регулируют в некотором роде неодинаковые отношения либо различные стадии того или иного управленческого отношения.
Подобно тому, как материальная норма
предшествует в своем действии реализации
процессуальной нормы, так и материальные
отношения следует рассматривать как предварительное условие
возникновения административно-
Если норма материального административного права, определяя содержание прав и обязанностей субъектов права, отвечает на вопрос, что надо сделать (или не делать) для реализации этих прав и обязанностей, то норма процессуального административного права отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке названные права и обязанности могут или должны быть реализованы [13, с. 54 – 56].
В отличие от норм иных процессуальных отраслей российского права административно-процессуальные нормы имеют некоторые особенности. Во-первых, неодинаков круг субъектов, которые правомочны устанавливать процессуальные нормы различных отраслей. Как известно, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодателем, то есть Государственной Думой, как это предусмотрено п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации. Что же касается административно-процессуальных норм, то их создание является предметом совместной деятельности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Во-вторых, существуют заметные различия и в круге субъектов, применяющих административно-процессуальные и иные процессуальные нормы. Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы правомочен применять строго ограниченный круг субъектов, обозначенный в соответствующих процессуальных законах. В несравненно более широкой сфере государственного управления, в которой реализуются функции разветвленной системы органов исполнительной власти, круг субъектов правоприменения административно-процессуальных норм, естественно, более широк и многообразен.
В-третьих, реализация административно-процессуальных норм далеко не всегда связана с необходимостью оказать принудительное воздействие на участников правоотношений. Элемент принуждения, как таковой, характерен лишь для сравнительно небольшой части административно-процессуальных норм. Если для уголовно-процессуальных норм их применение носит в основном принудительный характер, то для гражданско-процессуальных и административно-процессуальных он не специфичен.
Итак, административно-процессуальным нормам присущи две основные особенности. Первая особенность заключается в их управленческом характере, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, в которой реализуются полномочия органов исполнительной власти. Эта особенность позволяет отграничить административно-процессуальные нормы от всех иных правовых норм, кроме норм материального административного права, которые также регулируют управленческие общественные отношения.
Вторая их особенность состоит в том, что это – процессуальные правила, которые регулируют не все без исключения управленческие отношения, а те, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе применения, прежде всего и главным образом норм материального административного права, то есть отношений правовых [14, с. 110 – 115].
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Административное право»