Контрольная работа по дисциплине «Административное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

1 Убеждение и поощрение в государственном управлении.
2 Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
3 Задача.
Инвалид боевых действий на территории Афганистана Иванов 17 мая 2008 года обратился в мэрию города, с просьбой бесплатно провести капитальный ремонт его квартиры. В этой просьбе Иванову было отказано, о чем 14 июня 2008 года он получил письменное уведомление за подписью заместителя мэра. Посчитав решение мэрии незаконным, противоречащим положениям Федерального закона «О ветеранах», Иванов 20 июля 2008 года решил подать жалобу на решение мэра в суд. Однако его сосед сказал, что Иванов опоздал подать жалобу, так как прошло больше месяца с момента получения им из мэрии отказа в удовлетворении его просьбы. Иванов же, не послушав соседа, пошел с жалобой в суд. Оцените ситуацию и, основываясь на положениях законодательства РФ обоснуйте правоту одной из сторон?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по административному праву (Вариант 6).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, административно-процессуальная норма – это установленное правомочным государственным органом Российской Федерации и субъектов Российской Федерации общее правило, регулирующее при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.

Административно-процессуальные правоотношения — часть системы правовых отношений, складывающихся в нашем обществе. Как разновидность правовых отношений, они представляют собой предусмотренную правовой нормой юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и юридическими обязанностями и, следовательно, не могут существовать, так сказать, в «общем» виде как правовое состояние субъекта.

Административно-процессуальное правоотношение предполагает определенность взаимного поведения его субъектов, что предусматривается правовыми нормами, при этом степень определенности взаимного поведения субъектов зависит от содержания административно-процессуального правоотношения, определяемого, в свою очередь, характером той области государственного управления, в пределах которой оно возникает. Степень определенности поведения субъектов административно-процессуального правоотношения обычно закрепляется административно-процессуальными нормами.

Административно-процессуальные правоотношения всегда возникают на основе правовых норм.

Реализация административно-процессуального правоотношения, как и всякого правоотношения вообще, обеспечивается мерами государственного воздействия. Они весьма разнообразны и не могут быть сведены только к мерам принуждения.

Названные четыре признака административно-процессуальных правоотношений характеризуют их как разновидность правовых отношений в целом [13, с. 57 – 60]. Однако эти признаки еще не раскрывают специфику административно-процессуальных правоотношений. Поэтому необходимо обратиться к краткой характеристике их особенностей.

Первая особенность состоит в том, что административно-процессуальные правоотношения возникают в сфере государственного управления, там, где реализуются правомочия системы органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, административно-процессуальные правоотношения, как и материальные административно-правовые отношения, имеют ясно выраженный управленческий характер.

Вторая особенность состоит в том, что названные отношения являются процессуальными. Если первая особенность позволяет предметно обособить административно-процессуальные правоотношения от всех иных, кроме материальных административно-правовых отношений, также возникающих в сфере государственного управления, то вторая особенность дает возможность провести грань между материальными и процессуальными административно-правовыми отношениями. Управленческий характер материальных и процессуальных отношений оказывается фактором, сближающим их. С одной стороны, это позволяет обособить оба вида административно-правовых отношений, с другой – определить сферу распространения административно-процессуальных правоотношений.

Применение административного права охватывает все категории индивидуальных дел, которые входят в компетенцию органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Значит, применение административно-процессуальных норм происходит там, где у органа исполнительной власти любого уровня возникает необходимость разрешить индивидуально-конкретное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера.

Так же обстоит дело и с административно-процессуальными правоотношениями. Подобно тому, как норма материального права предшествует в своем действии применению процессуальной нормы, так и материальные отношения следует рассматривать в качестве предварительного условия возникновения административно-процессуального правоотношения.

Эти отношения, как и административно-процессуальные нормы, также носят вторичный характер, являются средством реализации, прежде всего материальных административно-правовых отношений, а также ряда иных материальных отношений, складывающихся под воздействием материальных норм иных отраслей российского права.

Каждый вид процесса – гражданский, административный и уголовный – представляет собой выражение определенного вида государственно-властной деятельности, урегулированной соответствующими правовыми нормами. Гражданский и уголовный процессы являются юридической формой такой ветви государственной власти России, как правосудие. Административный же процесс связан с властью исполнительной, что существенным образом сказывается на системе отношений, складывающихся при осуществлении административного процесса [14, с. 145 – 148].

Административно-процессуальные правоотношения, имея общий с материальными административно-правовыми отношениями управленческий характер, отличаются от них рядом признаков, которые в своей совокупности и обусловливают их специфические черты.

Процессуальное административно-правовое отношение отличается от материального по особенностям возникновения. Для того чтобы возникло материальное отношение, необходимы нормы права, правосубъектность, юридический факт. Для того чтобы возникло административно-процессуальное правоотношение, должна существовать еще одна разновидность правовых норм – административно-процессуальные нормы, только при наличии одновременно материальных и процессуальных административно-правовых норм возможно возникновение административно-процессуального правоотношения.

Своеобразным оказывается и юридический факт, непосредственно порождающий административно-процессуальное правоотношение. Здесь роль юридического факта выполняет соответствующее материальное правоотношение, и притом, как уже отмечалось, не только административно-правовое: ими могут быть материальные отношения, регулируемые иными материальными отраслями российского права.

Вторичный характер административно-процессуального правоотношения проявляется в том, что оно предполагает предварительное существование определенного, так сказать, первичного материального правоотношения, которое и реализуется через процессуальное правоотношение. Нужно отметить, что если предметом любой материальной отрасли российского права является соответствующее общественное отношение, складывающееся в социально-правовой среде, то предметом регулирования процессуальной отрасли является уже возникшее правовое отношение.

Существование материального правоотношения в качестве юридического факта (предпосылки) для административно-процессуального правоотношения отнюдь не предполагает отсутствия иных юридических фактов (действий, события), поскольку первые, то есть материальные правоотношения, имеют значение для возникновения данного административно-процессуального правоотношения, а вторые – для его развития, изменения и прекращения. Следовательно, если административно-процессуальное правоотношение возникает на основе определенного материального правоотношения, то изменяется и прекращается оно уже под действием иных юридических фактов.

Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений по особенностям регулирования, которые обусловлены спецификой юридических норм, регулирующих соответствующие группы административно-правовых отношение. Если материальные нормы административного права регулируют «статические» отношения, то процессуальные нормы регулируют отношения «динамические», для которых особое значение имеют действия их субъектов.

В свою очередь действия участников административно-процессуальных правоотношений, осуществляемые в предусмотренной законом последовательности, обусловливают известную стадийность развития правоотношения.

Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных по своему назначению. Задачи административно-процессуальных правоотношений, равно как и любых процессуальных правоотношений, состоят в обеспечении реализации соответствующей материальной нормы. Отсюда следует, что административно-процессуальное правоотношение в полном соответствии с диспозицией административно-процессуальной нормы выступает как средство осуществления определенного материального отношения.

Но было бы неверным ограничивать «реализующие» возможности и пределы административно-процессуальных правоотношений потребностями осуществления только материальных административно-правовых норм. Эти пределы шире и затрагивают «интересы» ряда других отраслей российского права. Подобно тому, как административно-процессуальные нормы обеспечивает реализацию материальных норм административного, финансового, трудового, семейного и некоторых других отраслей российского права, так и административно-процессуальные правоотношения связаны с реализацией материальных отношений названных отраслей.

Являясь формой реализации материальных отношений ряда отраслей российского права, административно-процессуальные правоотношения приобретают определенные оттенки в зависимости от содержания соответствующего материального правоотношения. В этом случае можно говорить о разновидностях административных правоотношений.

Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений по своей структуре. Для процессуальных правоотношений вообще характерна более сложная структура, нежели для отношений материальных. У административно-процессуальных правоотношений сложность структуры также выражается в наличии нескольких субъектов, роль которых в данном правоотношении неодинакова. В связи с этим возможно выделить основное административно-процессуальное правоотношение и отношения, которые возникают в связи с основным и являются, вспомогательными.

Административно-процессуальные правоотношения отличаются от материальных административно-правовых отношений и по кругу субъектов. Участниками этого вида правоотношений являются все субъекты сложившегося ранее материального правоотношения, и, кроме того, некоторые субъекты, которые в материальном отношении не участвуют. Это своеобразное явление предусмотрено, например, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», согласно которому мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [13, с. 69 – 73].

Таким образом, административно-процессуальные правоотношения следует рассматривать как регулируемые правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере их государственного управления исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях иными государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЗАДАЧА

 

Инвалид боевых действий на территории Афганистана Иванов 17 мая 2008 года обратился в мэрию города, с просьбой бесплатно провести капитальный ремонт его квартиры. В этой просьбе Иванову было отказано, о чем 14 июня 2008 года он получил письменное уведомление за подписью заместителя мэра. Посчитав решение мэрии незаконным, противоречащим положениям Федерального закона «О ветеранах», Иванов 20 июля 2008 года решил подать жалобу на решение мэра в суд. Однако его сосед сказал, что Иванов опоздал подать жалобу, так как прошло больше месяца с момента получения им из мэрии отказа в удовлетворении его просьбы. Иванов же, не послушав соседа, пошел с жалобой в суд. Оцените ситуацию и, основываясь на положениях законодательства РФ обоснуйте правоту одной из сторон?

Мэрия вправе отказать в прошении инвалида боевых действий Иванова провести капитальный ремонт в его квартире, так как части 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» утратили силу (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Однако если инвалид боевых действий Иванов нуждается в улучшении жилищных условий, он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Что касается срока обращения в суд с жалобой, то это три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права и один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом (ст. 5 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). В данном случае гражданин Иванов может подать жалобу в суд, несмотря на просрочку, если будет установлена уважительная причина.

Правила гражданского судопроизводства об обжаловании в суд общей юрисдикции решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих изложены в главе 25 ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 256 ветеран может обратиться в суд с заявлением на заместителя мэра в течение трех месяцев, а в соответствии с ч. 2 указанной статьи пропуск трехмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 25.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014) [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. от 09.02.2009) 
    [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 25.11.2013, с изм. от 06.02.2014) [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ  «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013, с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Указ Президента РФ от 02.03.1994 № 442  «О государственных наградах РФ» (ред. от 28.06.2005) [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации [Текст] / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов //М.: Зерцало. – 2005 – 269 с.
  9. Баглай М.В. Конституционное право РФ [Текст] / М.В. Баглай // М.: Изд-во НОРМА. – 1998. – С. 211 – 215.
  10. Бахрах Д.Н. Административное право [Текст] / Д.Н. Бахрах // М.: Изд-во БЕК. – 1997. – С. 188 – 189.
  11. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право [Текст]: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов // М.: Изд-во НОРМА. – 2005. – С. 424 – 425.
  12. Коренев А.П. Сущность и система поощрений [Электронный ресурс] / А.П. Коренев // Административное право России – Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.org.
  13. Студеникина М.С., Попов Л.Л. Административное право и административный процесс: Актуальные проблемы [Текст] / М.С. Студеникина, Л.Л. Попов // М.: Юрист. – 2004. – С. 54 - 60, 69 – 73.
  14. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право [Текст]: учебник // СПб.: Пресс. – 2004. – С. 110-115, 145-148.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Административное право»