Контрольная работа по"Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:03, контрольная работа

Описание работы

Constitutio (лат. - установление) – выражение установлений и указов императоров. Однако при рабовладельческой и феодальной формациях не существовало Конституций, как основного закона государства. Впервые такие конституции возникли в буржуазном обществе.
Конституция - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.1

Содержание работы

Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г. …………………………………………………….3
Задача 1 ……………………………………………………………………16
Задача 2 ……………………………………………………………………19
Список использованных источников и литературы ……………………22

Файлы: 1 файл

конституц право.курсовая без титула.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание:

 

 

Понятие, юридические  свойства и социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г. …………………………………………………….3

Задача 1 ……………………………………………………………………16

Задача 2 ……………………………………………………………………19

Список использованных источников и литературы ……………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г.

 

 

Constitutio (лат. - установление) – выражение установлений и указов императоров. Однако при рабовладельческой и феодальной формациях не существовало Конституций, как основного закона государства. Впервые такие конституции возникли в буржуазном обществе.

Конституция - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.1

Конституция учреждает  политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои  общества, политическую форму его  существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее  законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.2

Таким образом, понятие конституции определяет общие черты, которые выделяют ее  как особое правовое явление. Однако раскрытие сущности  конституции связано  с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает. В этой связи возникают различные взгляды и теории о сущности конституции.

Современная юридическая  наука говорит, что сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.3

Тем не менее, конституция  в ее современном понимании - явление  демократического порядка, поскольку  устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития. А ее принятие и последовательная реализация является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.4

Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.5

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 №1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.6

К юридическим  свойствам Конституции относятся:

  • легитимность,
  • итоговый характер предписаний,
  • юридическое верховенство,
  • преемственность,
  • реальность,
  • стабильность,
  • база текущего законодательства,
  • прямое действие.

Легитимность

Легитимность  конституции проявляется в том, что  она  принимается  либо законно избранным  государственной  власти,  либо  учредительным  собранием, созданным специально для принятия конституции,  либо  непосредственно  самим народом  путем  референдума.   Легитимность   конституции   связана   с   её учредительным характером.  Легитимный  характер  Конституции  РФ  1993  года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился  впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом  и одобренный Конституционным совещанием.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

Итоговый характер предписаний

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как  итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных  отношений, сложившихся к  моменту  её  принятия.  Каждая  новая  конституция  выступает юридическим отражением хода исторического развития общества  и  государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими  и  общественно-политическими  процессами,  она   является   правовой   формой   закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний  народа,  революционного  или эволюционного развития общества. Но, к сожалению, если  объективно  оценивать содержание нашей  Конституции,  то  мы  увидим,  что  итоговый  характер  ее предписаний, не соответствовал уровню  развития  общественных  отношений  на момент ее принятия.7

Будущее коренится  в прошлом и настоящем. Закрепляя  итоги пройденного пути, конституция  вместе с тем содержит программные  положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального  прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.8 Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч.1 ст.1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна  стремиться.

Программные положения включаются, как правило, в преамбулу, а цели и задачи, определяющие  направления развития в области экономики, политики, социального прогресса, национальных отношений, культуры и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.9

Юридическое верховенство

Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую  силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить. Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».10

Верховенство  Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного  государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч.1 ст.15 Конституции РФ).

Верховенство  конституции   обеспечивается:  

  • приданием конституционным  предписаниям высшей  юридической  силы; 
  • особым порядком её принятия и изменения; 
  • созданием   специального   органа   охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

Из свойства юридического верховенства Конституции вытекает и то, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития. За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

И.А. Кравец рассматривает  два аспекта высшей юридической  силы конституции – формальный и  материальный.

«Формальный аспект высшей юридической  силы означает, что предусмотренные  Конституцией правовые акты должны приниматься  с соблюдением конституционной процедуры. Если зафиксированная конституционными нормами процедура не соблюдается, правовой акт может быть признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции.

Материальный  аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных Конституцией, должны соответствовать ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям».11

Акты, конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом, если первое слово по какому-то вопросу уже сказано конституцией, они не вправе говорить что-то иное, содержать в себе другое предписание. К этому, так сказать, формальному аспекту добавляется и сущностный: нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это, кстати говоря, одна из самых сложных проблем в конституционном праве.

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ 1993г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».12

Рассмотрим  подробнее особый порядок принятия и изменения конституции. Прежде всего, нужно отметить принятие конституции обычно - историческое событие для государства. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе «за» и «против» нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

Особый порядок  принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта конституции  на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.

Особый порядок  изменения конституции - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее. В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1977г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст.185).13

Информация о работе Контрольная работа по"Конституционное право"