Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:03, контрольная работа
Constitutio (лат. - установление) – выражение установлений и указов императоров. Однако при рабовладельческой и феодальной формациях не существовало Конституций, как основного закона государства. Впервые такие конституции возникли в буржуазном обществе.
Конституция - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.1
Понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность Конституции РФ 1993г. …………………………………………………….3
Задача 1 ……………………………………………………………………16
Задача 2 ……………………………………………………………………19
Список использованных источников и литературы ……………………22
Особый вариант специальных требований - сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Пример этому - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г., предусмотренная в главе 9 – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», т.е., как пишет С.А. Авакъян, «создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования».14
Согласно ст.134 предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД. В указанной главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.
Первая часть - это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч.3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).
Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст.136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст.108 Конституции для принятия такого закона требуется квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.15 В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».16
Третья часть - это изменения ст.65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч.1 ст.137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч.2 ст.137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995г.17 определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст.65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке. В спорных случаях, говорится в постановлении. Президент использует полномочия, предусмотренные ч.1 ст.85 Конституции РФ. В ч.1 ст.85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.
Преемственность
Преемственность
обусловлена непрерывностью исторического
развития государственности - каждая новая
конституция связана с
Идея преемственности действующей конституции России содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом мирового сообщества.
Реальность
Важной чертой
конституции правового
О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
Стабильность
Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.20
Но в нашей практике сложилась совсем иная ситуация. Уровень стабильности конституционных норм во многом зависит от того, на сколько оптимально определен их предмет. Нормы не должны регулировать динамичные отношения, не отражающие устойчивые тенденции и закономерности общественного развития. С этих позиций можно сделать вывод о том, что Конституция РФ 1993 года, будучи принятой в «переходный период, отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условиях навязываемых сверху реформ, резкого расслоения общества, обострения политического противоборства, социальных и национальных конфликтов, выражающая волю не большинства российских граждан не сможет длительное время оставаться неизменной».21
База текущего законодательства
К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.
«Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер»22.
Наряду с
этим конституции часто
- прямо указывает
виды федеральных
- использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются «федеральным законом», не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, «работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск». Данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции - гораздо больше, чем предшествующими основными законами, как бы подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством закона отдается предпочтение перед иными видами нормативных актов;
- говорит о
необходимости дополнительного
регулирования общественных
- Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст.46, «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» - то есть применение нормы без специального закона попросту невозможно.
Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч.1 ст.35 гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.
«Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов».24
Прямое действие
Конституция РФ имеет прямое действие (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.25
Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»26, где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
В современном
смысле, конституция — надлежащая
форма основополагающего узаконения правового
характера организации и функционирования
власти в ее отношениях с субъектами гражданского
общества.
Другими
словами, конституция содержит в себе
критерии, позволяющие судить о функционировании
государственной власти с позиции права,
приводить осуществление власти в соответствие
с правом.
Таким образом,
в демократическом конституционном (правовом)
государстве система гарантий свободы,
самостоятельности и собственности должна
быть закреплена прежде всего в конституции,
а это предполагает прямое действие конституционных
норм и эффективные процедуры конституционного
контроля. В первую очередь речь идет о
правах человека и гражданина, выражающих
минимальную неотчуждаемую меру свободы
в обществе и государстве и тем самым ограничивающих
возможности законодательных запретов
(закон не может запрещать то, что гарантировано
конституцией), очерчивающих пределы допустимой
компетенции государственных органов
и должностных лиц в их отношениях с гражданами
и их ассоциациями. Отсюда следует, что
если статьи конституции гарантируют
права и свободы и в то же время определяют,
что осуществление этих прав и свобод
регламентируется или даже может быть
ограничено законом, то фактически статьи
конституции ничего не гарантируют.
Конституционное
закрепление прав человека и гражданина,
равно как и судебное признание (в решениях
верховного или конституционного суда)
конституционного характера других гарантий
свободы, самостоятельности и собственности,
не зафиксированных в конституции, лишает
законодателя полномочий устанавливать
административную процедуру регулирования
тех отношений, в которых действуют эти
конституционные гарантии. И если законодатель
не соблюдает или упускает из виду это
требование, то с точки зрения права возможен
спор между любым гражданином и высшим
органом государственной власти по поводу
надлежащих гарантий свободы, самостоятельности
и собственности. Такой спор может рассматриваться
только в рамках судебной процедуры и
только органом, который подчинен исключительно
конституции и в задачу которого входит
ее толкование в свете аксиом и принципов
права.27
Конституция
Российской Федерации в принципе соответствуют
стандартам демократической правовой
государственности, особенно в том, что
касается прав человека, их надлежащих
гарантий и защиты. Но прежде чем все это
воплотится в реальность, необходимо дождаться
тех времен, когда в стране не только сформируется
нормальное гражданское общество, но и
практика эффективной судебной защиты
Конституции, конституционная юрисдикция,
являющаяся в современном правовом государстве
важнейшим источником конституционного
права. Ибо конституция — это не просто
совокупность декларативных и нормативных
установлений, а фундаментальные правила
правового общения, которые должны постоянно
применяться и конкретизироваться в процессе
непрерывного формирования и развития
правопорядка. В этом смысле конституция
служит основой всего правового законодательства,
а самое главное - конституция является
основным законом любого правового
государства.
Информация о работе Контрольная работа по"Конституционное право"