Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:34, курс лекций

Описание работы

Общее понятие управления, особенности социального управления.
Управление – это целенаправленное воздействие кого-либо на что-либо. Управление – это всегда система в которой выделяется субъект (тот, кто управляет) и объект (управляемый). Общеприняты 3 системы управления:
- механическое
- биологическое
- социальное
В каждом из них есть субъект. Во всех системах этим субъектом является человек. Он приводит в движение всю систему.
Социальное управление связывается с воздействием на деятельность людей. Общество всегда будет нуждаться в управлении. В качестве объекта выступают люди. Здесь люди и субъекты и объекты.

Файлы: 1 файл

АП гос.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО

 

  1. Общее понятие управления, особенности социального управления.

Управление – это целенаправленное воздействие кого-либо на что-либо. Управление – это всегда система в которой выделяется субъект (тот, кто управляет) и объект (управляемый). Общеприняты 3 системы управления:

- механическое

- биологическое

- социальное

В каждом из них есть субъект. Во всех системах этим субъектом является человек. Он приводит в движение всю  систему.

Социальное управление связывается  с воздействием на деятельность людей. Общество всегда будет нуждаться  в управлении. В качестве объекта  выступают люди. Здесь люди и субъекты и объекты.

Соц управление:

- всегда носит властный  характер

- связано с подчиненностью

- есть навязывание чужой  воли

Соц управление подразделяется на гос управление и самоуправление.

 

  1. Сущность государственного управления.

Администрация=управление

Гос управление – вид соц управления. Во всяком обществе где есть Г имеется и гос управление.

Гос управление имеет спец назначение, особый субъект и особые методы деятельности.

Специфическое назначение –  в исполнении, претворении в жизнь  законов предписаний.

Особый субъект – органы исп власти

Особые методы – гос принуждение, регулирование, контроль и надзор.

В государстве нет иного  способа воздействия, кроме кнута. Но принуждение применяется только в рамках закона.

Гос управление – это практическое, организующее, регулирующее воздействие Г на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования и опирающаяся на властную силу государства.

 

  1. Понятие и основные черты исполнительной власти, ее функции.

Идея разделения властей  возникла в 18 веке. Именно к этому  времени начался формироваться  класс собственников, который решил защититься. До 18 века вся собственность была в руках монарха. Соответственно возникла идея, что власть монарха нужно ограничить и разделить. ЖЖ Руссо писал: «Если власть принадлежит народу, то он не должен ею делится ни с кем». Первоначально идею ЖЖ Руссо восприняли французы, но парижский коммунизм просуществовал 72 дня. В России тоже восприняли эту идею и выдвинули лозунг «Вся власть советам». СССР просуществовал 72 года. Черчиль писал: «Демократическое управление – самое худшее управление»

Разработчики КРФ 1993 года плохо понимали суть управления (часть  гос органов принимает З, часть исполняет, часть – судит). Но исполнение законов не только буквальное. Обычная жизнь нуждается в конкретизации З. Нормотворчество подзаконное осуществляет исполнительная власть. Исп власть появилась вместе с гос властью. Т.е. гос может существовать без зак власти (зак ветвь появилась только в 18 веке) Так же гос может обойтись и без суд органов (квазисудебные органы). Без исп власти Г не может существовать.

Черты исп власти:

1)организующий характер

2)действует постоянно

3)носит универсальный характер:

-  подзаконное нормотворчество  «Указное право» - президент издает Указ, который действует до принятия закона, охранительные функции, исполнительские).

- буквальное исполнение  – исполнение не только З, но и подзаконных актов.

- охрана права – за  неисполнение закона носители  исп власти применяют принуждение (применение наказания за неисполнение закона).

4)реальная власть – аппарат принуждения находится в руках исп власти (может ограничить свободу человека – 48ч).

С такими чертами исп. власть просуществовала до возникновения демократического Г.

В демократическом Г можно  выделить еще черты – исп власть д/б подзаконной и вторичной, по отношению к законодательной. Законодатель должен определить структуру её носителей, т.е. систему. В РФ этого нет. Структуру исп власти определяет президент. Деятельность правительства регламентируется ФКЗ «О правительстве РФ».

Подзаконность означает, что в большей степени исп власть регулируется подзаконными актами.

Исп.Власть – это активная, целенаправленная деятельность специальных органов Г, имеющая в качестве объекта имеющая организующее и распорядительное содержание, являющаяся подзаконной и реализующая требования закона в различных вариантах (правотворческ, правопримен, охрана права)

Функции исп. власти:

1) нормотворчество

2) исполнительство

3) охрана права

4) юрисдикционная деятельность

Носители исп власти применяют санкции(административные, дисциплинарные и иные) к гражданам и организациям которые совершили правонарушение.

 

  1. Соотношение  понятий «исполнительной власти» и «гос управления».

Ранее подобный вопрос не возникал, поскольку государственное управление безоговорочно отождествлялось  с исполнительно-распорядительной деятельностью.

В 90-е гг. прошлого столетия вместо термина "государственное  управление" стал употребляться  иной - "исполнительная власть".

По КРФ власть делится  на зак, исп, суд и не говорится о гос управлении.

В науке АП к настоящему времени сложилось устойчивое положение о том, что понятие «гос управление» — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Гос управление есть вид гос деятельности, в рамках которого реализуется исп власть как одна из частей единой гос власти.

Исп власть производна от гос управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. В то же время государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Все признаки исп власти есть у гос управления.

1)Гос управление носит организующий характер. Г должно организовать. Это же качество д/б и у исп власти.

2) Работа исп власти постоянна и носит универсальный характер, ей присущи все черты исп власти.

Черты гос управления – исполнение, нормотворчество (подзак акты) наказания (внесудебное принуждение). Тоже самое характерно для исп власти.

Исп власть – реальная. Чтобы быть реальной нужно иметь аппарат принуждения. Именно исп власть это и армия, полиция, исправительные учреждения.

Гос управление в узком смысле и есть исп власть. 

 

  1. Административное право как отрасль права, его предмет и система.

АП регулирует общественные отношения, которые складываются по поводу реализации функций гос и мун управления.

Предмет АП – те общественные отношения, которые регулируются отраслью.

Предмет АП – АП регулирует особую группу общ отношений, которые  складываются по поводу реализации функций  исп власти и МСУ.

Функции исп. власти:

1) нормотворчество

2) исполнительство

3) охрана права

4) юрисдикционная деятельность.

Общ отношения, регулируемые АП – классификация:

По субъекту управленческих отношений (т.е. м/д кем и кем). Обязательный субъект с 1 стороны ОИВ или ОМСУ

- отношения по вертикали,  т.е. 2 субъекта, один из которых  вышестоящий (м/д минфином и фед казначейством, м/д МВД и УВД)

- отношения м/д субъектами по горизонтали (минфин и минобразования)

- м/д ОИВ и гражданами

От содержания управленческих отношений:

- отношения, связанные с руководством (всегда характеризуются подчиненностью – минфин руководит деятельностью фед казначейства)

- отношения, связанные  с осуществлением гос регулирования (в отношении неподчиненных). ПДД утвердило Правительство, т.е. оно урегулировало это.

- отношения, которые связаны  с осуществлением деятельности  по охране и защите

- отношения, связанные  с исполнительством (непосредственное  управление – оперативное управление)

Применительно к направлению адм деятельности:

- отношения, связанные  с подготовкой принятия правовых  актов управления

- отношения, связанные  с исполнением законов, принятых  решений

- отношения, связанные  с осуществлением контроля и  надзора

- юрисдикционная деятельность.

Условия отнесения отношений  к адм-правовым – 1 из субъектов ОИВ или ОМСУ и связь с исполнительно-распорядительной деятельностью. Например: Правительство заключило Д о строительстве здания. В этом случае нет 2 условия – данные отношения относятся к хозяйственным услугам.

Сущностью АП метода является неравенство сторон. Отношения, регулируемые АП возникают помимо воли др стороны. 1 сторона в данных отношениях юридически властна. А другая подвластна. Но инициатива возникновения отношений может исходить от любого субъекта, т.е. это инициативные отношения. Отношения возникают, но решения принимаются в одностороннем порядке, т.е. согласия др. стороны не требуется. Решение обязательно для обеих сторон. При несогласии с решением – обращение в др. орган или суд.

Система отрасли АП включает общую и особенную части.

Общая часть включает нормы, охватывающие управление в целом. Эти нормы закрепляют административно-правовой статус субъектов АП, их компетенцию, механизм реализации прав и исполнения обязанностей, порядок взаимоотношений с другими субъектами, формы и методы управленческой деятельности, вопросы применения административного принуждения и назначения административных наказаний и др.

Ос. ч. содержит нормы, закрепляющие организацию управления в различных отраслях:

административно-правовое регулирование  в сфере экономических отношений;

административно-правовое регулирование  отношений в социально-культурной сфере;

административно-правовое регулирование  в иных сферах.

 

  1. Понятие и содержание административно-правовых норм.

А/пН – это правило поведения, установленное коллективным субъектом АП (Устав ИвГУ содержит а/п нормы).

Особенности:

1)регулирует отношения в сфере гос управления, т.е. широкий круг общ отношений

2)носит императивный, повелительный характер. Он м/б выражен:

= путем прямого предписания поступать определенным образом

= выбора целесообразного поведения, но в пределах установленных норм

= посредством установления  запретов различного рода

а/п норма четко определяет «ВСЕ ЧТО НЕ РАЗРЕШЕНО – ЗАПРЕЩЕНО!». Все определяет орган управления, а гражданин должен быть законопослушным.

3)один из субъектов  данных отношений имеет гос властные полномочия.

4) структура а/п норм не отличается от др норм, но особенность в том, что не всегда четко определена гипотеза, часто сливается с диспозицией. Чаще всего элементы нормы находятся в различных актах. ППД например содержат только гипотезу и диспозицию. А санкция в КоАП.

 

  1. Виды административно-правовых норм.

По содержания:

- материальные

- процессуальные

От способа воздействия на участников:

- обязывающие

- рекомендательные

- запрещающие

- уполномачивающие

По действию во времени:

- срочные (с заранее  определенным сроком действия)

- бессрочные, не имеющие  установленного срока действия.

Разновидностью срочных  норм являются чрезвычайные нормы, т. е. ограниченные во времени исключительными  обстоятельствами: стихийными бедствиями и другими ч/с.

По территории применения:

- общефедеральные

- региональные (на территории субъекта РФ),

- территориальные (с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера),

- местные (устанавливаемые ОМСУ и местной администрацией),

- локальные (в организациях, предприятиях).

В зависимости от объема регулирования:

- общие

- отраслевые

- межотраслевые.

  1. Реализация административно-правовых норм.

Реализация норм а права - процесс практического претворения их в жизнь.

Формы реализации а/п норм:

- соблюдение – пассивное  поведение, т.е. не делать ничего, ни плохого, ни хорошего.

- исполнение – активная  деятельность

- использование – сам  субъект принимает решение воспользоваться  или нет.

- применение – применить  а/п норму может только орган управления

 

  1. Основные черты административно-правовых отношений.

А/п норма является основой для возникновения а/п отношений, т.е. именно она определяет для 1 стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид должного поведения. Это прописано в а/п норме.

А/п отношения – есть урегулированные а/п нормой отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Особенности:

- складываются в сфере  гос управления, исполнительно- распорядительной деятельности;

- имеют своим объектом  действия, поведение людей;

- возникают при обязательном  участии соответствующего ОИВ или ОМСУ;

- возникают по инициативе  любой из сторон (органа управления, гражданина и т. д.), однако согласие  или желание второй стороны  не является обязательным условием;

- споры, возникающие между  их сторонами, разрешаются, как  в административном так и судебном порядке.

- случае нарушения а/п нормы нарушитель всегда несет ответственность перед Г.

 

  1. Понятие и виды субъектов административного права.

Однозначного понятия  субъект АП нет, есть рассуждения.

1)Гражданина все относят  к субъектам АП.

2) ОИВ – субъект АП, по аналогии ОМСУ (т.к. они осуществляют  исп-расп деятельность)

3) Дискуссионным является вопрос, считать ли субъектом АП гос и мун служащих, они представляют ОМСУ и ОИВ. На этот вопрос нет однозначного ответа.

ЮЛ не являются субъектами АП. Только в случае если речь идет об адм ответственности. 4) Условно выделяют в качестве субъекта АП предприятия и учреждения.

Общественные объединения  как субъекты АП тоже под вопросом.

В литературе предложено классифицировать все субъекты на индивидуальные (только гражданин) и коллективные (все остальные  субъекты).

 

  1. Граждане как субъекты административного права.

Граждане характеризуются  правоспособностью и дееспособностью. Адм правоспособность гражданина зависит от многих факторов (возраст, интеллект, национальность, гражданство и т.д.), т.е. она не возникает с момента рождения. Хотя гражданин с момента рождения имеет право на имя. Но это право родителей. До 18 лет ребенок не имеет права менять имя, т.е. право возникает с 18 лет. До этого только с согласия родителей.

Информация о работе Лекции по "Административному праву"