Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:34, курс лекций
Общее понятие управления, особенности социального управления.
Управление – это целенаправленное воздействие кого-либо на что-либо. Управление – это всегда система в которой выделяется субъект (тот, кто управляет) и объект (управляемый). Общеприняты 3 системы управления:
- механическое
- биологическое
- социальное
В каждом из них есть субъект. Во всех системах этим субъектом является человек. Он приводит в движение всю систему.
Социальное управление связывается с воздействием на деятельность людей. Общество всегда будет нуждаться в управлении. В качестве объекта выступают люди. Здесь люди и субъекты и объекты.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Управление – это
- механическое
- биологическое
- социальное
В каждом из них есть субъект. Во всех системах этим субъектом является человек. Он приводит в движение всю систему.
Социальное управление связывается с воздействием на деятельность людей. Общество всегда будет нуждаться в управлении. В качестве объекта выступают люди. Здесь люди и субъекты и объекты.
Соц управление:
- всегда носит властный характер
- связано с подчиненностью
- есть навязывание чужой воли
Соц управление подразделяется на гос управление и самоуправление.
Администрация=управление
Гос управление – вид соц управления. Во всяком обществе где есть Г имеется и гос управление.
Гос управление имеет спец назначение, особый субъект и особые методы деятельности.
Специфическое назначение – в исполнении, претворении в жизнь законов предписаний.
Особый субъект – органы исп власти
Особые методы – гос принуждение, регулирование, контроль и надзор.
В государстве нет иного способа воздействия, кроме кнута. Но принуждение применяется только в рамках закона.
Гос управление – это практическое, организующее, регулирующее воздействие Г на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования и опирающаяся на властную силу государства.
Идея разделения властей возникла в 18 веке. Именно к этому времени начался формироваться класс собственников, который решил защититься. До 18 века вся собственность была в руках монарха. Соответственно возникла идея, что власть монарха нужно ограничить и разделить. ЖЖ Руссо писал: «Если власть принадлежит народу, то он не должен ею делится ни с кем». Первоначально идею ЖЖ Руссо восприняли французы, но парижский коммунизм просуществовал 72 дня. В России тоже восприняли эту идею и выдвинули лозунг «Вся власть советам». СССР просуществовал 72 года. Черчиль писал: «Демократическое управление – самое худшее управление»
Разработчики КРФ 1993 года плохо понимали суть управления (часть гос органов принимает З, часть исполняет, часть – судит). Но исполнение законов не только буквальное. Обычная жизнь нуждается в конкретизации З. Нормотворчество подзаконное осуществляет исполнительная власть. Исп власть появилась вместе с гос властью. Т.е. гос может существовать без зак власти (зак ветвь появилась только в 18 веке) Так же гос может обойтись и без суд органов (квазисудебные органы). Без исп власти Г не может существовать.
Черты исп власти:
1)организующий характер
2)действует постоянно
3)носит универсальный характер:
- подзаконное нормотворчество «Указное право» - президент издает Указ, который действует до принятия закона, охранительные функции, исполнительские).
- буквальное исполнение – исполнение не только З, но и подзаконных актов.
- охрана права – за неисполнение закона носители исп власти применяют принуждение (применение наказания за неисполнение закона).
4)реальная власть – аппарат принуждения находится в руках исп власти (может ограничить свободу человека – 48ч).
С такими чертами исп. власть просуществовала до возникновения демократического Г.
В демократическом Г можно выделить еще черты – исп власть д/б подзаконной и вторичной, по отношению к законодательной. Законодатель должен определить структуру её носителей, т.е. систему. В РФ этого нет. Структуру исп власти определяет президент. Деятельность правительства регламентируется ФКЗ «О правительстве РФ».
Подзаконность означает, что в большей степени исп власть регулируется подзаконными актами.
Исп.Власть – это активная, целенаправленная деятельность специальных органов Г, имеющая в качестве объекта имеющая организующее и распорядительное содержание, являющаяся подзаконной и реализующая требования закона в различных вариантах (правотворческ, правопримен, охрана права)
Функции исп. власти:
1) нормотворчество
2) исполнительство
3) охрана права
4) юрисдикционная деятельность
Носители исп власти применяют санкции(административные, дисциплинарные и иные) к гражданам и организациям которые совершили правонарушение.
Ранее подобный вопрос не возникал,
поскольку государственное
В 90-е гг. прошлого столетия вместо термина "государственное управление" стал употребляться иной - "исполнительная власть".
По КРФ власть делится на зак, исп, суд и не говорится о гос управлении.
В науке АП к настоящему времени сложилось устойчивое положение о том, что понятие «гос управление» — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Гос управление есть вид гос деятельности, в рамках которого реализуется исп власть как одна из частей единой гос власти.
Исп власть производна от гос управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. В то же время государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Все признаки исп власти есть у гос управления.
1)Гос управление носит организующий характер. Г должно организовать. Это же качество д/б и у исп власти.
2) Работа исп власти постоянна и носит универсальный характер, ей присущи все черты исп власти.
Черты гос управления – исполнение, нормотворчество (подзак акты) наказания (внесудебное принуждение). Тоже самое характерно для исп власти.
Исп власть – реальная. Чтобы быть реальной нужно иметь аппарат принуждения. Именно исп власть это и армия, полиция, исправительные учреждения.
Гос управление в узком смысле и есть исп власть.
АП регулирует общественные отношения, которые складываются по поводу реализации функций гос и мун управления.
Предмет АП – те общественные отношения, которые регулируются отраслью.
Предмет АП – АП регулирует особую группу общ отношений, которые складываются по поводу реализации функций исп власти и МСУ.
Функции исп. власти:
1) нормотворчество
2) исполнительство
3) охрана права
4) юрисдикционная деятельность.
Общ отношения, регулируемые АП – классификация:
По субъекту управленческих отношений (т.е. м/д кем и кем). Обязательный субъект с 1 стороны ОИВ или ОМСУ
- отношения по вертикали, т.е. 2 субъекта, один из которых вышестоящий (м/д минфином и фед казначейством, м/д МВД и УВД)
- отношения м/д субъектами по горизонтали (минфин и минобразования)
- м/д ОИВ и гражданами
От содержания управленческих отношений:
- отношения, связанные с руководством (всегда характеризуются подчиненностью – минфин руководит деятельностью фед казначейства)
- отношения, связанные с осуществлением гос регулирования (в отношении неподчиненных). ПДД утвердило Правительство, т.е. оно урегулировало это.
- отношения, которые связаны с осуществлением деятельности по охране и защите
- отношения, связанные
с исполнительством (непосредственное
управление – оперативное
Применительно к направлению адм деятельности:
- отношения, связанные
с подготовкой принятия
- отношения, связанные
с исполнением законов,
- отношения, связанные с осуществлением контроля и надзора
- юрисдикционная деятельность.
Условия отнесения отношений к адм-правовым – 1 из субъектов ОИВ или ОМСУ и связь с исполнительно-распорядительной деятельностью. Например: Правительство заключило Д о строительстве здания. В этом случае нет 2 условия – данные отношения относятся к хозяйственным услугам.
Сущностью АП метода является неравенство сторон. Отношения, регулируемые АП возникают помимо воли др стороны. 1 сторона в данных отношениях юридически властна. А другая подвластна. Но инициатива возникновения отношений может исходить от любого субъекта, т.е. это инициативные отношения. Отношения возникают, но решения принимаются в одностороннем порядке, т.е. согласия др. стороны не требуется. Решение обязательно для обеих сторон. При несогласии с решением – обращение в др. орган или суд.
Система отрасли АП включает общую и особенную части.
Общая часть включает нормы, охватывающие управление в целом. Эти нормы закрепляют административно-правовой статус субъектов АП, их компетенцию, механизм реализации прав и исполнения обязанностей, порядок взаимоотношений с другими субъектами, формы и методы управленческой деятельности, вопросы применения административного принуждения и назначения административных наказаний и др.
Ос. ч. содержит нормы, закрепляющие организацию управления в различных отраслях:
административно-правовое регулирование
в сфере экономических
административно-правовое регулирование
отношений в социально-
административно-правовое регулирование в иных сферах.
А/пН – это правило поведения, установленное коллективным субъектом АП (Устав ИвГУ содержит а/п нормы).
Особенности:
1)регулирует отношения в сфере гос управления, т.е. широкий круг общ отношений
2)носит императивный, повелительный характер. Он м/б выражен:
= путем прямого предписания поступать определенным образом
= выбора целесообразного поведения, но в пределах установленных норм
= посредством установления запретов различного рода
а/п норма четко определяет «ВСЕ ЧТО НЕ РАЗРЕШЕНО – ЗАПРЕЩЕНО!». Все определяет орган управления, а гражданин должен быть законопослушным.
3)один из субъектов данных отношений имеет гос властные полномочия.
4) структура а/п норм не отличается от др норм, но особенность в том, что не всегда четко определена гипотеза, часто сливается с диспозицией. Чаще всего элементы нормы находятся в различных актах. ППД например содержат только гипотезу и диспозицию. А санкция в КоАП.
По содержания:
- материальные
- процессуальные
От способа воздействия на участников:
- обязывающие
- рекомендательные
- запрещающие
- уполномачивающие
По действию во времени:
- срочные (с заранее определенным сроком действия)
- бессрочные, не имеющие установленного срока действия.
Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е. ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями и другими ч/с.
По территории применения:
- общефедеральные
- региональные (на территории субъекта РФ),
- территориальные (с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера),
- местные (устанавливаемые ОМСУ и местной администрацией),
- локальные (в организациях, предприятиях).
В зависимости от объема регулирования:
- общие
- отраслевые
- межотраслевые.
Реализация норм а права - процесс практического претворения их в жизнь.
Формы реализации а/п норм:
- соблюдение – пассивное
поведение, т.е. не делать
- исполнение – активная деятельность
- использование – сам
субъект принимает решение
- применение – применить а/п норму может только орган управления
А/п норма является основой для возникновения а/п отношений, т.е. именно она определяет для 1 стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид должного поведения. Это прописано в а/п норме.
А/п отношения – есть урегулированные а/п нормой отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.
Особенности:
- складываются в сфере гос управления, исполнительно- распорядительной деятельности;
- имеют своим объектом действия, поведение людей;
- возникают при обязательном участии соответствующего ОИВ или ОМСУ;
- возникают по инициативе
любой из сторон (органа управления,
гражданина и т. д.), однако согласие
или желание второй стороны
не является обязательным
- споры, возникающие между
их сторонами, разрешаются,
- случае нарушения а/п нормы нарушитель всегда несет ответственность перед Г.
Однозначного понятия субъект АП нет, есть рассуждения.
1)Гражданина все относят к субъектам АП.
2) ОИВ – субъект АП, по аналогии ОМСУ (т.к. они осуществляют исп-расп деятельность)
3) Дискуссионным является вопрос, считать ли субъектом АП гос и мун служащих, они представляют ОМСУ и ОИВ. На этот вопрос нет однозначного ответа.
ЮЛ не являются субъектами АП. Только в случае если речь идет об адм ответственности. 4) Условно выделяют в качестве субъекта АП предприятия и учреждения.
Общественные объединения как субъекты АП тоже под вопросом.
В литературе предложено классифицировать все субъекты на индивидуальные (только гражданин) и коллективные (все остальные субъекты).
Граждане характеризуются
правоспособностью и