Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:34, курс лекций

Описание работы

Общее понятие управления, особенности социального управления.
Управление – это целенаправленное воздействие кого-либо на что-либо. Управление – это всегда система в которой выделяется субъект (тот, кто управляет) и объект (управляемый). Общеприняты 3 системы управления:
- механическое
- биологическое
- социальное
В каждом из них есть субъект. Во всех системах этим субъектом является человек. Он приводит в движение всю систему.
Социальное управление связывается с воздействием на деятельность людей. Общество всегда будет нуждаться в управлении. В качестве объекта выступают люди. Здесь люди и субъекты и объекты.

Файлы: 1 файл

АП гос.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

Право на высшее образование  возникает при достижении определенного  уровня интеллекта, т.е. необходимо иметь  соответствующий уровень образования (диплом о среднем образовании).

У коллективных субъектов  правосубъектность возникает с момента создания.

 

12. Права, обязанности и гарантии прав граждан в государственном и

муниципальном управлении.

13. Право граждан на обращение к власти (органам государственного и муниципального управления).

14. Способы защиты прав граждан в государственном и муниципальном управлении.

 

15. Понятие и основы административно-правового статуса органов исп власти.

ОИВ является чатью гос аппарата и обладает теми же чертами, что и др. органы гос.

Законодательного определения  ОИВ до сих пор не существует.

Особенности ОИВ:

- особый характер деятельности. Он заключается в том, что  ОИВ осуществляет нормотворчество, исполнительство и охрану права.

Функции ОИВ:

= фед министерства осуществляют функции по нормативно – правовому регулированию

= фед службы осуществляют функции по охране права (по контролю и надзору и принятию мер воздействия адм характера.

= фед агентства осуществляют функции по оказанию гос услуг, по управлению гос имуществом и правоприменительные функции, кроме функций по контролю и надзору.

- ОИВ осуществляют гос управление экономическими, соц-культурными процессами, а так же безопасностью.

ОИВ – это часть гос аппарата, который имеет определенную компетенцию структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном З и др ПА обладает определенным методом деятельности и в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществляет управление соц, экономическими процессами и безопасностью.

Правовой статус:

- все ОИВ действуют  на основе З и во исполнение З.

Действовать на основе З значит:

Термин З носит расширительное значение, мы понимаем не только З, но и иные НПА.

Действовать во исполнение З значит:

Исполнять З ОИВ это либо принять норму либо буквально исполнить или наказать.

- ОИВ обладают необходимой оперативной самостоятельностью ОИВ могут осуществлять деятельность в отсутствии зак-тва, в отсутствии нормативно-правового регулирования.

- подотчетность ОЗВ и подконтрольность тем органам или лицам, которые их сформировали. Правительство РФ отчитывается перед ГД по всем вопросам своей деятельности, в том числе и по вопросам, сформулированным депутатами. «Подконтрольны» - значит, что правительство контролирует президент, т.к. он формирует правительство. Проблема с подконтрольностью ОИВ С РФ. Отсутствует оптимальная систем формирования ОИВ С РФ. ОИВ С РФ избираются голосованием, т.е. формирование передано народу. При общественном контроле отсутствует возможность применения мер воздействия. Это не продуманное положение породило сепаратизм и др. негативные явления. Механизма отзыва заложено не было. В 2000 году мы находились на гране развала РФ, т.к. сильны были сепаратистские явления. До 2000 года Татарстан не платил налоги в фед бюджет, после принятия гражданства депутаты приняли решение, что граждане татарстана не будут призываться на военную службу. В марте 2004г. Окончание полномочий путина, после избрания на 2 срок, в целях повышения контроля он издает Указ «Об изменении порядка наделения полномочиями высших ДЛ субъектов федерации». Конституцией (уставом), законом субъекта РФ м/б предусмотрено, что высшее ДЛ субъекта избирается депутатами законодательного (представительного) ОГВ С РФ. Кандидаты для избрания на должность высшего ДЛ субъекта представляются в зак (представительный) ОГВ С РФ Президентом по предложениям полит партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов. Контроль за деятельностью высшего ДЛ президент оставляет за собой. Полномочия высшего ДЛ м/б прекращены досрочно, в том числе в случае утраты доверия, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, Президент может отрешить от должности высшее ДЛ. После отрешения от должности Лужкова, ушли многие главы др. субъектов РФ.

В 2007 г. Указ «Об оценке эффективности  деятельности ОИВ С РФ», этим указом утверждены показатели, по которым  субъект должен отчитаться перед  правительством.

 

16. Система органов исполнительной власти: принципы ее построения.

По порядку образования (т.е. кто  принимает решение о создании ОИВ):

- органы, образуемые в  соответствии с КРФ – это  правительство РФ и правительство С РФ

- органы, образуемые президентом РФ – фед органы – министерства, службы, агентства

- органы, образуемые фед органами – так называемые территориальные органы

- образуемые органами  гос власти субъекта РФ6 в ив обл органы образуются на основе З ив обл от 06.05.11. согласно ему, в ив обл созданы департаменты, комитеты, управления, службы, «представительства» (хотя с т.зр. исп власти представительство не м/б органом исп власти).

В зависимости от способа образования (как, каким способом создаются ОИВ):

- назначаемые – т.е.  те органы, руководители которых  назначаются вышестоящими руководителями

- образуемые или формируемые – правительство. Суть этого способа:

Правительство возглавляет  председатель правительства, который  назначается президентом с согласия ГД. А состав правительства назначается  президентом по представлению председателя правительства.

ОИВ С РФ: глава избирается, а дальше каждый субъект по-разному. В Ив обл состав правительства формируется единолично губернатором.

В зависимости от объема компетенции:

- органы общей компетенции,  т.е. те, которые осуществляют  управление по всем вопросам  – это правительство. По этому  критерию правительство и правительство С РФ не отличаются друг от друга, т.к. имеют одни вопросы ведения.

- органы отраслевой компетенции  (управление опред отраслью) – мин образования.

- органы спец компетенции или межотраслевой – суть этого органа в том, что орган осуществляет управление по 1 вопросу, который имеет значение для всей системы (минфин). Приказ минфина обязательны для всех и для Г и для предпринимателя.

Система:

Поиски оптимальной системы  ОИВ продолжаются до сих пор. Согласно КРФ возглавляет систему  Правительство  РФ (высший ОИВ). Далее:

- фед ОИВ

- территориальные органы  фед ОИВ.

В эту систему входят ОИВ  С РФ:

- правительство Ив обл

- центральные ОИВ ив  обл

- территориальные органы  центральных ОИВ.

Принципы построения:

- федерализм – единство  системы при разграничении предметов  ведения и полномочий. КРФ определяет  предмет исключительного ведения  РФ, предметы совместного ведения  (социальные вопросы). Граждане имеют  право на гос общее образование и обязаны его получить. Второе образование находится в совместном ведении. Т.о. средства на образование должны быть в фед бюджете, бюджете С РФ и местном бюджете.

- законность – все формы управленческой деятельности прямо или косвенно закреплены НП. ОИВ могут использовать ту форму, которая закреплена НП. Все формы управленческой деятельности подразделяются на правовые и неправовые. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные юр последствия и осуществляется на основе полного оформления.

 

17. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

18. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.

 

 

19. Понятие государственной службы и ее виды. Соотношение понятий государственной службы и государственной должности.

20. Виды государственной службы.

21. Понятие должности государственной службы.

22. Категории и группы должностей государственной службы.

23. Принципы государственной службы.

24. Запреты, связанные с государственной службой.

25. Понятие государственного служащего.

26. Основы правового статуса государственных служащих.

27. Формирование кадрового состава государственной службы: принципы, приоритетные направления.

28. Правовое регулирование поступления на государственную службу.

29. Вопросы прохождения государственной службы: присвоение классных чинов и званий, аттестация, должностной рост.

30. Основания и порядок прекращения государственной службы.

31. Дисциплинарная и административная ответственность государственных служащих.

 

 

32. Общественные объединения как субъекты административного права.

 

33. Понятие и виды административно-правовых форм управления.

Все формы управленческой деятельности прямо или косвенно закреплены НП. ОИВ могут использовать ту форму, которая закреплена НП. Все  формы управленческой деятельности подразделяются на правовые и неправовые. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные юр последствия и осуществляется на основе полного оформления.

Выделяют 5 форм управления:

1 – установление норм  права – специфическая правовая  форма

2- применение НП – основная  прав форма, выражается в издании  индивидуального акта.

3 – административно-правовой  договор – в Г с рыночной  формой экономики, заключаются в случае оказания гос услуг.

Названные выше формы –  ПРАВОВЫЕ.

К неправовым формам относятся:

4 – организационные правовые  действия – повседневные разнообразные  проявления управленческих действий

5 – материально-технические  операции – носит вспомогательный характер.

При определенных условиях неправовая форма может стать правовой.

 

34. Понятие, характерные черты  и юридическое значение актов управления.

АУ – волевые акты, направленные на создание юр последствий (всегда направлены или на НП или на правоотношение).

Признаки:

- носят властный, императивный характер

- издаются в одностороннем  порядке, то есть согласие др стороны не требуется

- акты управления обязательны  для исполнения, причем не только  для тех, кому они адресованы, но и для того, кто издает  акт управления

- носят подзаконный характер, они не только должны соответствовать  закону, но и актам вышестоящих органов. В отдельном случае могут создаваться на основе судебных или прокурорских актов

- акты управления имеют  письменную форму и характеризуются  как документы.

Правовые АУ - это волевые, властные, в  ряду случаев документально оформленные действия органов управления и ДЛ, совершаемых в соответствии с законом в процессе выполнения функций управления и направленные на установление, изменение, отмену ПН или возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

 

35. Классификация актов управления.

По юридическим свойствам:

- нормативные;

- индивидуальные

- смешанные – в одном  акте есть признаки и нормативности  и индивидуальности (Пример, Постановление  правительства о переносе праздничных  дней – обязателен для всех, но имеет однократность применения).

По субъекту, издающему акт управления:

- Президент РФ (его акты  это Указы и распоряжения)

- акты ОИВ (Правительства,  министерств);

- акты ОМСУ

- локальные или внутриаппаратные акты.

По объему компетенции:

-акты, издаваемые в условиях  усмотрения, широкой самостоятельности  органов;

- акты, издаваемые на основе  альтернативных полномочий (перечисляются  меры наказания и можно выбрать  из существующих например, замечание/выговор)

- акты, принимаемые в отсутствие  возможности выбора, законодатель предусмотрел все возможности.

 

36. Подготовка, согласование, принятие, опубликование и вступление

в силу актов управления.

 

37. Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения.

3 группы требований:

1- общие (основные требования)

- политическая целесообразность. Фед министры должны вырабатывать политику основных направлений в установленной сфере деятельности

- экономическое обоснование – средства, затраты, из каких источников, кого финансируют

- юр обоснование – на основании какого З, для чего.

2- дополнительные (специальные  требования):

- издание акта в определенный  срок (к законам). Акты, связанные с применением мер ответственности, дисциплинарной или административной д/б изданы в опред срок.

К административной ответственности можно привлечь не позднее 2х месяцев со дня совершения правонарушения.

Срок издания акта м/б так же установлен руководителем (переводной акт ректор издает 16 сентября, этот срок он устанавливает сам).

- обязательное предварительное  согласование - Указ Президента о назначении Председателя Правительства с согласия ГД.

- последующее утверждение

- НА, затрагивающие права и интересы граждан или носящие межведомственный характер подлежат гос. регистрации и официальному опубликованию.  Для ФОИВ источник опубликования РГ и бюллетень.

- с 17.07.2009г появилось требование проведения антикоррупционной экспертизы. Ей подвергаются НПА и проводит её прокуратура.

3- требования делопроизводства - акт должен иметь соответствующий № регистрации в данном органе, подписи.

В случае, если акты не соответствуют данным требованиям. Они признаются неправомерными. В зависимости от нарушения, неправомерные акты подразделяются на ничтожные и оспоримые. Ничтожный акт не порождает юр последствий и момента его возникновения. Оспоримый – действующий акт. И его неправомерность д/б доказана (приказ ректора об отчислении студента – пример оспоримого акта).

Отменить неправомерный  акт может тот, кто его издал, вышестоящий орган или по решению  суда.

 

38. Понятие и сущность административно-правовых договоров, их виды.

Но нет ни одной наработки, что же такое АПД. АПД – вид  сделки, в которой присутствуют 2 стороны, не равные. ОМСУ/ ОИВ – обязательная сторона, т.к. речь идет об управленческих отношениях. АПД часто именуют соглашениями.

 АПД имеет как правило организационное содержание и цель его – достижение общественно-значимого результата.

Например, договор с универом – это АД – договор об организации учебного процесса и результат этого Д имеет общественное значение (кроме личного интереса). Суть Д в том, что гос достаточно специалистов, но если гражданам надо, то Г может организовать.

АПД не является совершенно самостоятельной правовой формой. Он всегда связан с актом управления.  АПД не обеспечен судебной защитой, т.к. нет Н-П базы для АПД.

 

39. Понятие и виды административно-правовых методов управления.

Метод управления – это правовой способ или средство, которое используется для достижения поставленных целей, решения возникающих задач

Метод показывает КАК гос (мун) управление решает поставленные задачи.

Методы управления определяют качественную сторону управления. Методы управления должны указывать самый  краткий путь к цели, д/б экономичными и простыми.

Средство достижения социальных целей и методы достижения управленческих задач имеют определенную объективную  обусловленность. В первом случае методы определяются конкретными историческими  условиями (развитие общества и гос).

Информация о работе Лекции по "Административному праву"