Лекции по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:34, курс лекций

Описание работы

Общее понятие управления, особенности социального управления.
Управление – это целенаправленное воздействие кого-либо на что-либо. Управление – это всегда система в которой выделяется субъект (тот, кто управляет) и объект (управляемый). Общеприняты 3 системы управления:
- механическое
- биологическое
- социальное
В каждом из них есть субъект. Во всех системах этим субъектом является человек. Он приводит в движение всю систему.
Социальное управление связывается с воздействием на деятельность людей. Общество всегда будет нуждаться в управлении. В качестве объекта выступают люди. Здесь люди и субъекты и объекты.

Файлы: 1 файл

АП гос.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

На выбор метода оказывает влияние:

- характер управляемых  объектов (одно дело управлять  подчиненными, а другое – неподчиненными);

- особенности страны (нельзя  полностью перенести методы управления  в США, на РФ);

- состояние кадров управленческого  аппарата. На сегодняшний день  кадры не эффективны.

- субъективный фактор  – обязательный учет эффективности  конкретных методов или средств управления и допустимости конкретных методов с социально-политической или этической точки зрения.

Проблема методов управления в целом изучается наукой управления. В АП этот вопрос изучается не в  полном объеме, а применительно к  методам воздействия на управляемые  объекты.

Виды:

По признаку использования властных полномочий:

- метод принуждения

- метод убеждения.

Проблема в оптимальном  сочетании этих методов.

По преследуемым целям:

- наблюдение – пассивный метод управления

- контроль – фактическая проверка выполнения должна осуществляться с т.зр. законности и целесообразности.

- принятие мер воздействия (поощрение, наказание, организационные меры)

По способу воздействия:

- методы прямого воздействия (административные) – возможны только в случае, если управляемый объект находится в прямом подчинении (метод указа).

- косвенного воздействия (экономические) – осуществляется через интерес управляемых. Предполагаемый объект не находится в прямом подчинении, поэтому устанавливаются стимулы (гос устанавливает льготное налогообложение, кредитование).

По степени воздействия:

- регулирование – основа такого метода – подготовка и принятие НПА. Гос определяет основные правила деятельности не подчиненных объектов. Подзаконное регулирование – регулирование со стороны органов ИВ. З должен содержать рамочные признаки.

- метод руководства – только в системе подчинения, в отношении нижестоящих органов управления.

- непосредственное управление – текущее, повседневное управление, носящее оперативный характер, внутриаппаратное управление.

 

40. Административно-правовое принуждение: понятие и виды.

Существуют различные  виды принуждения.

По юр критерию:

- различают правовое (гос) принуждение

- насилие (агрессия, бандитизм).

Гос не может быть бандитским.

Правое принуждение применяют  в связи с неправовым, вредным, опасным для общества деянием. Гос устанавливает правила, и если они нарушены, то гос применяет принуждение. 

Правовое принуждение  применяют:

- к конкретным субъектам права, которые нарушают юр нормы, т.е. принуждение всегда персонифицировано.

- на правовой основе – т.е. какие меры, при каких условиях, в каком порядке и какими органами могут применяться. Эти меры устанавливаются только ФЗ. Ч.1. ст 5 КРФ- права граждан не м/б ограничены, а ч. 3 КРФ права граждан м/б ограничены только ФЗ.

Особенность правового принуждения  – его могут применять только органы гос (ЧОП не имеет полномочий на задержание).

Виды – уг, дисц, гражд-правовое, адм-правовое. Им присущи все перечисленные черты.

Особенности адм- правового принуждения:

- применяется в сфере  гос и мун управления, для защиты и охраны складывающихся в этой сфере общ отношений.

- применяют ОИВ – данные  органы должны иметь статус  органа адм надзора. Судьи тоже применяют адм-прав принуждение – но только 1 вид – адм наказание.

Органы, создаваемые субъектами федерации тоже могут применять  адм-принуждение (комиссия по делам несовершеннолетних, адм комиссии).

Адм-прав принуждение состоит в понуждении к исполнению юр обязанностей.

Цель Адм-прав принуждения:

- прекращение противоправных  действий

- наказание правонарушителей

- обеспечение общественной  безопасности при отсутствии  правонарушения.

Еропкин вывел, что  адм-прав принуждения может применяться при отсутствии правонарушения и выделяет предупреждение, пресечение, наказание в качестве видов принуждения.

В 70-е гг Бахрах подчеркивает, что НЕТ правонарушения – НЕТ  и принуждения и убирает предупредительные меры. Согласно Бахраху – есть только наказание, пресечение и восстановительные меры.

 

41. Административно-предупредительные меры.

Применяются в целях предупреждения неблагоприятных ситуаций. Они не связаны с правонарушением. Они  многообразны и применяются различными S исп власти:

- проверка документов, удостоверения  личности – только при наличии  подозрения и только полицейскими

- беспрепятственное вхождение  в жилые и служебные помещения.  В жилое – если произошла авария, катастрофа, пожар и т.д.

- ограничение движения  пешеходов и ТС.

- досмотры (3 вида):

= досмотр при пользовании  воздушным транспортом

= таможенный досмотр

Это 2 вида постоянно действующих  адм-прав режимов, применяются ко всем без исключения.

= полицейский досмотр  – применяется при подозрении

- реквизиция имущества  (использование имущества в гос нуждах) – при невозможности возврата, возвращается его стоимость – использование ТС при оказании помощи пострадавшим.

 

42. Меры административного пресечения.

 

 

43. Понятие и основные черты административной ответственности, ее отличие  от других видов юридической ответственности.

44. Понятие и признаки административного правонарушения, его юридический состав.

45. Система административных наказаний: порядок их установления и применения.

 

46. Способы обеспечения законности в сфере государственного и муниципального управления: понятие и виды.

47. Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

48. Административный надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного и муниципального управления.

49. Понятие и виды контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.

50. Надзор прокуратуры как способ обеспечения законности и дисциплины

в государственном и муниципальном  управлении.

 

 

 

51. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

52. Производство по делам об административных правонарушениях: его задачи и стадии.

53.  Специальные административно-правовые режимы.


Информация о работе Лекции по "Административному праву"