Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 10:34, курс лекций
Общее понятие управления, особенности социального управления.
Управление – это целенаправленное воздействие кого-либо на что-либо. Управление – это всегда система в которой выделяется субъект (тот, кто управляет) и объект (управляемый). Общеприняты 3 системы управления:
- механическое
- биологическое
- социальное
В каждом из них есть субъект. Во всех системах этим субъектом является человек. Он приводит в движение всю систему.
Социальное управление связывается с воздействием на деятельность людей. Общество всегда будет нуждаться в управлении. В качестве объекта выступают люди. Здесь люди и субъекты и объекты.
На выбор метода оказывает влияние:
- характер управляемых объектов (одно дело управлять подчиненными, а другое – неподчиненными);
- особенности страны (нельзя
полностью перенести методы
- состояние кадров
- субъективный фактор
– обязательный учет
Проблема методов управления в целом изучается наукой управления. В АП этот вопрос изучается не в полном объеме, а применительно к методам воздействия на управляемые объекты.
Виды:
По признаку использования властных полномочий:
- метод принуждения
- метод убеждения.
Проблема в оптимальном сочетании этих методов.
По преследуемым целям:
- наблюдение – пассивный метод управления
- контроль – фактическая проверка выполнения должна осуществляться с т.зр. законности и целесообразности.
- принятие мер воздействия (поощрение, наказание, организационные меры)
По способу воздействия:
- методы прямого воздействия (административные) – возможны только в случае, если управляемый объект находится в прямом подчинении (метод указа).
- косвенного воздействия (экономические) – осуществляется через интерес управляемых. Предполагаемый объект не находится в прямом подчинении, поэтому устанавливаются стимулы (гос устанавливает льготное налогообложение, кредитование).
По степени воздействия:
- регулирование – основа такого метода – подготовка и принятие НПА. Гос определяет основные правила деятельности не подчиненных объектов. Подзаконное регулирование – регулирование со стороны органов ИВ. З должен содержать рамочные признаки.
- метод руководства – только в системе подчинения, в отношении нижестоящих органов управления.
- непосредственное управление – текущее, повседневное управление, носящее оперативный характер, внутриаппаратное управление.
40. Административно-правовое принуждение: понятие и виды.
Существуют различные виды принуждения.
По юр критерию:
- различают правовое (гос) принуждение
- насилие (агрессия, бандитизм).
Гос не может быть бандитским.
Правое принуждение применяют в связи с неправовым, вредным, опасным для общества деянием. Гос устанавливает правила, и если они нарушены, то гос применяет принуждение.
Правовое принуждение применяют:
- к конкретным субъектам права, которые нарушают юр нормы, т.е. принуждение всегда персонифицировано.
- на правовой основе – т.е. какие меры, при каких условиях, в каком порядке и какими органами могут применяться. Эти меры устанавливаются только ФЗ. Ч.1. ст 5 КРФ- права граждан не м/б ограничены, а ч. 3 КРФ права граждан м/б ограничены только ФЗ.
Особенность правового принуждения – его могут применять только органы гос (ЧОП не имеет полномочий на задержание).
Виды – уг, дисц, гражд-правовое, адм-правовое. Им присущи все перечисленные черты.
Особенности адм- правового принуждения:
- применяется в сфере гос и мун управления, для защиты и охраны складывающихся в этой сфере общ отношений.
- применяют ОИВ – данные органы должны иметь статус органа адм надзора. Судьи тоже применяют адм-прав принуждение – но только 1 вид – адм наказание.
Органы, создаваемые субъектами федерации тоже могут применять адм-принуждение (комиссия по делам несовершеннолетних, адм комиссии).
Адм-прав принуждение состоит в понуждении к исполнению юр обязанностей.
Цель Адм-прав принуждения:
- прекращение противоправных действий
- наказание правонарушителей
- обеспечение общественной безопасности при отсутствии правонарушения.
Еропкин вывел, что адм-прав принуждения может применяться при отсутствии правонарушения и выделяет предупреждение, пресечение, наказание в качестве видов принуждения.
В 70-е гг Бахрах подчеркивает, что НЕТ правонарушения – НЕТ и принуждения и убирает предупредительные меры. Согласно Бахраху – есть только наказание, пресечение и восстановительные меры.
41. Административно-
Применяются в целях предупреждения неблагоприятных ситуаций. Они не связаны с правонарушением. Они многообразны и применяются различными S исп власти:
- проверка документов, удостоверения
личности – только при наличии
подозрения и только
- беспрепятственное вхождение
в жилые и служебные помещения.
- ограничение движения пешеходов и ТС.
- досмотры (3 вида):
= досмотр при пользовании воздушным транспортом
= таможенный досмотр
Это 2 вида постоянно действующих адм-прав режимов, применяются ко всем без исключения.
= полицейский досмотр – применяется при подозрении
- реквизиция имущества (использование имущества в гос нуждах) – при невозможности возврата, возвращается его стоимость – использование ТС при оказании помощи пострадавшим.
42. Меры административного пресечения.
43. Понятие и основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности.
44. Понятие и признаки административного правонарушения, его юридический состав.
45. Система административных наказаний: порядок их установления и применения.
46. Способы обеспечения законности в сфере государственного и муниципального управления: понятие и виды.
47. Контрольные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
48. Административный надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного и муниципального управления.
49. Понятие и виды контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.
50. Надзор прокуратуры как способ обеспечения законности и дисциплины
в государственном и
51. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
52. Производство по делам об административных правонарушениях: его задачи и стадии.
53. Специальные административно-правовые режимы.