Лицензионное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение лицензионного производства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие лицензионно-разрешительной деятельности и лицензионно-разрешительной системы в Российской федерации;
рассмотреть признаки и этапы лицензионного производства;
определить роль ОВД в лицензионно-разрешительной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Понятие и процедуры лицензионного производства…………………….5
Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации……………………………………………………….…17
Заключение………………………………………………………………...……..30
Список литературы……………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая Поспелов.docx

— 54.62 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное казенное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Уральский  юридический институт

Министерства  внутренних дел Российской Федерации» 

Кафедра административного права и административной деятельности 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Административное право России» на тему:

«Лицензионное производство». 
 
 

Выполнил:

курсант 311 учебной группы

 сержант  полиции

Поспелов  Д.В.

Проверил:

преподаватель кафедры 

майор полиции

Бараковских С.А. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

  1. Понятие и процедуры лицензионного производства…………………….5
  2. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации……………………………………………………….…17

Заключение………………………………………………………………...……..30

Список литературы……………………………………………………………...31 
 

 

    Введение

     Государство, обладая властными полномочиями, использует широкий набор средств  и методов регулирования общественных отношений. Среди них можно назвать  разрешительную систему и, в частности, лицензирование.

     В соответствии со ст. 55 Конституции РФ не допускается произвольное ограничение  гражданских и иных прав. Это основное требование демократического строя. Однако, права и свободы человека и  гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства.

     Одним из ограничителей при осуществлении  гражданских и иных прав, определенным законом, является лицензирование общественно  значимой деятельности.

     Административно-правовое регулирование лицензионно-разрешительной деятельности включает в себя: регламентацию  данной деятельности на законодательном  уровне; деятельность органов исполнительной власти в области правоприменения (реализации соответствующих нормативных правовых актов); контроль и надзор в данной области.

     Лицензирование  представляет собой вид деятельности специально уполномоченных органов  исполнительной власти, которая выражается в официальном признании за определенными  субъектами прав на занятие отдельными видами деятельности, а также осуществление  контроля за фактически осуществляемыми  действиями в целях обеспечения  безопасности личности, общества, государства, защиты имущественных интересов  граждан и юридических лиц.

    Объектом  данной курсовой работы является лицензионно-разрешительная система как институт административного  права Российской Федерации.

    Целью работы является изучение лицензионного  производства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • дать понятие лицензионно-разрешительной деятельности и лицензионно-разрешительной системы в Российской федерации;
    • рассмотреть признаки и этапы лицензионного производства;
    • определить роль ОВД в лицензионно-разрешительной деятельности.
 
 

 

      1. Понятие и процедуры лицензионного  производства

     Лицензионно-разрешительное производство является самостоятельным видом административно-процедурного производства, цель которого заключается в осуществлении компетентными органами правоприменительной деятельности. В данном случае правоприменительная деятельность осуществляется лицензирующими органами с целью принятия индивидуального акта, то есть разрешения для выполнения конкретной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

     Лицензионно-разрешительная система в Российской Федерации  призвана юридически регулировать общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах. Таким образом, основной целью функционирования лицензионно-разрешительной системы является обеспечение единой государственной политики; регулирование и защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; обеспечение обороны и безопасности государства.

     Лицензионно-разрешительная деятельность – это урегулированный  административно-правовыми нормами  комплекс действий органов исполнительной власти по осуществлению мер, связанных  с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий (разрешений) и контролем за соблюдением соответствующих требований и условий1.

     Правовую  базу лицензионного производства образует ряд нормативных правовых актов, к числу которых относятся: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также нормы, содержащиеся в иных федеральных законах, например, Федеральном законе от 13 января 1996 г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановления Правительства Российской Федерации: от 2 декабря 1999 г. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, от 11 апреля 2000 г. «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и многие другие.

     В своем ежегодном Послании (2001 г.) Федеральному Собранию Российской Федерации  Президент Российской Федерации  В.В.Путин обратил внимание на необходимость  минимизации административного  вмешательства государства в  дела предприятий. «Надо работать над тем, – подчеркнул Президент России, – чтобы дальше сокращать перечень лицензируемых видов деятельности»2.

     Лицензионное  производство обладает следующими характерными чертами.

     1. Лицензия представляет собой  официальное разрешение на осуществление  конкретного вида деятельности  при обязательном соблюдении  лицензионных требований и условий,  выданное лицензирующим органом  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

     К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может  повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и  регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензированием.

     Действие  Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов  деятельности» не распространяется на следующие виды деятельности:

     — деятельность кредитных организаций;

     — деятельность, связанную с защитой  государственной тайны;

     — деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции;

     — деятельность в области связи;

     — биржевая деятельность;

     — деятельность в области таможенного  дела;

     — нотариальная деятельность;

     — страховая деятельность;

     — деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

     — осуществление внешнеэкономических  операций;

  • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • приобретение оружия и патронов к нему;

     — использование результатов интеллектуальной деятельности;

    • использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
    • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

     — деятельность, работы и услуги в  области использования атомной  энергии;

     — образовательная деятельность.

     Закон установил, что основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня  лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования3.

     2. Особенностью данного вида административного  производства является множественность  субъектов, правомочных осуществлять  эту деятельность. Данное обстоятельство четко сформулировано в Законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который «регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом I статьи 17 настоящего Федерального закона».

     Для сравнения следует напомнить, что, например, регистрационное производство составляет прерогативу, строго говоря, только органов Министерства юстиции  Российской Федерации. Лицензированием  же занимаются, в сущности, все федеральные  органы исполнительной власти. Так, постановлением Правительства Российской Федерации  от 11 апреля 2000 г. «О лицензировании отдельных  видов деятельности» утвержден  перечень федеральных органов исполнительной власти, который фактически охватывает федеральные министерства, государственные  комитеты, федеральные службы, российские агентства и др.

     В организации лицензирования отдельных  видов деятельности ключевая роль принадлежит  Правительству Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

     — утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

     — определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности;

     — устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Согласно  закону лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

    • предоставление лицензий;
    • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

     — приостановление действия лицензий;

     — аннулирование лицензий в случаях, предусмотренных законом;

     — ведение реестра лицензий;

     — контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

     Порядок осуществления полномочий лицензирующих  органов устанавливается положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности.

     3. Лицензия выдается на каждый  вид деятельности, которая может  осуществляться только получившим  лицензию юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление  которой лицензия предоставлена  федеральным органом исполнительной  власти или органом исполнительной  власти субъекта Российской Федерации,  может осуществляться на всей  территории Российской Федерации.  Деятельность, на осуществление  которой лицензия предоставлена  лицензирующим органом субъекта  Российской Федерации, может осуществляться на территории иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Лицензионное производство