Магдебургское право на территории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о распространении и принятии магдебургского права на Беларуси. Также, изучение темы связанной с составом, компетенцией и основными служебными обязанностями и правами органов самоуправления в данный период. Выявить отличия организации власти в частнособственнических городах и великокняжеских городах. Провести исследование содержания магдебургского права на территории Беларуси.Исследования при выполнении данной работы опирались на общелогический, сравнительно-правовой, исторический, описательный, диалектический методы,.
Для достижения данной цели поставлены соответствующие задачи:
1. определить характерные черты магдебургского права и его источников;
2. описать структуру системы управления городами с магдебургским правом;
3. проанализировать содержание магдебургского права в частнособственнических городах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА1.Органы управления и суда в городах с магдебургским правом………………………………………………..
ГЛАВА2.Состав и компетенция………………………………
ГЛАВА3.Особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частнособственнических городах
Заключение……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСточников……………………

Файлы: 1 файл

курсач готовый (восстановлен).doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА1.Органы управления и суда в городах с магдебургским правом………………………………………………..

ГЛАВА2.Состав и компетенция………………………………

ГЛАВА3.Особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частнособственнических городах

Заключение……………………………………………………………

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСточников……………………

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о распространении и принятии магдебургского права на Беларуси. Также, изучение темы связанной с составом, компетенцией и основными служебными обязанностями и правами органов самоуправления в данный период. Выявить отличия организации власти в частнособственнических городах и великокняжеских городах. Провести исследование содержания магдебургского права на территории Беларуси.Исследования при выполнении  данной работы опирались на общелогический, сравнительно-правовой, исторический, описательный, диалектический методы,.

     Для достижения данной цели поставлены соответствующие  задачи:

  1. определить характерные черты магдебургского права и его источников;
  2. описать структуру системы управления городами с магдебургским правом;
  3. проанализировать содержание магдебургского права в частнособственнических городах.

     В соответствии с намеченными целями построена структура работы, которая вмещает в себя следующие разделы: введение, три главы, заключение, в конце работы приведен список использованной литературы.

     В данной работе выделяются 3 раздела. В  первом описан социальный состав городского населения, принципы деятельности городского самоуправления. Во втором дает представление о составе и компетенции органов управления городами. В третьем разделе приведены особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частнособственнических городах.

     Магдебургское право возникло в конце 13 века в Германии и почти сразу же распространилось на территории Беларуси, которая на тот момент находилась в составе Великого Княжества Литовского.

     Расположение  белорусских земель в центре Европы содействовало их развитию в русле  мирового экономического, политического и культурного процессов. В то время Беларусь освоила многие приобретения Запада, в том числе и организацию жизни города на основе самоуправления, совмещая нормы магдебургского права с традициями самоуправления, которые существовали в Полоцке и в Витебске и других древних городах во времена Киевской Руси.

     Эпоха магдебургского права приходится на времена наибольшего расцвета Беларуси, когда она являлась одним из передовых  государств. Получая магдебургское  право, горожане в случае войны выходили защищать не только государство, но и свою “городскую независимость”, свои свободы. Нужно отметить также, что городское сословье России никогда не имело прав на самоуправление на подобие магдебургского.

     В данной работе выделяются 3 раздела. В первом описан социальный состав городского населения, принципы деятельности городского самоуправления. Во втором дает представление о составе и компетенции органов управления городами. В третьем разделе приведены особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частнособственнических городах.

 

    1. Органы управления  и суда в городах  с     магдебургским правом.

     В западных землях Беларуси крупные города получали магдебургское право значительно  раньше, чем на востоке. Это могло  быть связано с живучестью волостной системы и вечевого строя в Приднепровье и Придвинья. В этом регионе стародавние центры земель, особенно Витебск, Смоленск и Полоцк, еще долго сохраняли связь с волостями. Население и города и волости составляло одну общину, наделенную правами самостоятельности. Мещане этих городов вместе с боярами участвовали в областном самоуправлении.

     С получением Магдебургского права белорусский город попадал в новые условия развития. Правда, на деле никто не мог дать никаких гарантий от вмешательства местных воевод и старост в его жизнь. Грамота на самоуправление давала мещанам права на свободную торговлю в государстве с освобождением от таможенных поборов, значительную площадь земли вокруг города (например Несвиж получил 100 валок), а также право на «заходы» в частные лесные угодья и воды (для выпаса животных, заготовки дров на строительство и отопление, охоты и рыбной ловли). Магдсбургский привилей обычно позволял мещанам собирать прибыль от городских весов, лавок и магазинов, давал права строить общественные здания, а иногда даже замки.

     Находясь  в составе Великого Княжества  Литовского, Беларусь осваивала многие приобретения Запада. На ее территории увеличился ряд типично европейских  норм правовой и политичной культуры, в частности право организации жизни города на основе самоуправления. И происходило это не случайно. В средневековье население крупных городов Беларуси, особенно западных было уже политичным, что само по себе благоприятствовало развитию культурных отношений между народами. В 13-14 вв. тут поселилось много иноземцев, особенно немцев. В Полоцке, например, была частная ганзейская фактория. Много немецких купцов и ремесленников поселяются в Гродно и Бресте. Формируя вольную общину, они управлялись своим, принесенным с немецких земель, правом, знакомым нам как магдебургское. Немецкое право давало им значительные преимущества по сравнению с другими горожанами.

     Вече, особенно в первое время, еще собираются, но дела, обсуждаемые на них, все  меньше и меньше касаются волости. Их интересуют почти, что исключительно жизнь города. Только на востоке державы долго сохраняется древний вечевый обычай. Тут вече собирает на свои сходы не жителей городов, но и жителей округи, деревенских крестьян. Тут еще долго сохраняется мещанско-крестьянское самоуправление; старосты, выбранные вечем, собирают дань, распределяют между всеми жителями волости обязательные работы, ведут все судебные дела. Но и на востоке с течением времени в городах начинают вводиться новые порядки и обычаи, базированные на нормах магдебургского права.

     Чаще  всего исследователи при анализе  вопроса об организации и деятельности органов управления и суда городов  с магдебургским правом обращались к правовому положению и полномочиям центральной фигуры магистрата – войта.

     Существовала  некое противоречие между привилеи ,  которые были даны войтам, и привилеями, которые предназначались городам (местечкам). В то время, когда городские привилеи дают права на создание органов самоуправления, выделяют их судебные права и, таким способом, гарантируют городам, до конкретной степени, самоуправление, привилеи, непосредственно данные войтам, передают права на суд над местными жителями города.  Вместе с тем, войту выделялась значительная часть городских земель и прибыли, а так же на него возлагается обязанность военной службы [12, c.38].

     С введением магдебургского права власть в городе переходила в руки судебного и административного органа городского самоуправления – магистрата, которой подразделялся на две коллегии, которые состояли из выбранных членов.

       Бургомистро-радцкая (рада), в которой главой был бургомистр, рассматривала дела по гражданским искам, руководила полицией, наблюдала за рынком. Войтово-лавницкая (лава), которая состояла из присяжных (лавников), под руководством войта и занималась рассмотром дел по уголовным делам.[1, c.23]

     Здание, где находился магистрат, называлось «ратуша».  Привилеи на самоуправление предусматривали создание «ратуш» или специальную постройку нового здания для размещения в нем магистрата.

     Соответственно  с привилеями Полоцку на магдебургское право 1498 года, войт выбирал двадцать радцев, затем радцы совместно с войтом избирали между собой, на каждый год, два бургомистра.

     Количество  членов магистрата в городах было разным. Большие города, имели большее  количество членов, по сравнению с малыми городами. Число членов магистрата могло зависеть и от того, находится ли данный город во власти какого-нибудь магната или является государственным.

     Рада  избиралась из верхов городского общества, в основном купечества, в количестве требуемом городу. Члены рады, после принятия  присяги войту, управляли городом в течение одного года. При передаче управления служащие рады отчитывались перед общим собранием о своей проделанной работе за год.

     В связи с тем, что количество выборщиков было ограничено, то состав магистрата из года в год оставался почти неизменным. Это было одной из причин злоупотреблений обязанностей со стороны служащих, что приводило к недовольству и резким протестам основной части мещан. Они добивались права участия в выборах в магистрат.

     Так, например, в Могилеве в 1580 году, городским  массам удалось создать при магистрате контролирующий орган. Этот орган управления состоял из 12 человек, их называли «посполитыми», они избирались каждый год и в  основном из средних слоёв горожан, которые находились под юрисдикцией магистрата. В обязанности «посполитых» входило принятие решений по различным городским вопросам совместно с радой, наблюдение за правильностью использования городских средств. Затем в 1588 году жители Могилева добились изменения порядка выборов членов городской рады, расширения полномочий органа «посполитых» при магистрате и выбора дополнительных служащих. Теперь все решения принимались магистратом и «посполитыми» совместно [18, c.36].

     Это положение отражено и в других привилеях на магдебургское право других городов и имело дальнейшее развитие. В привилеях Пинску 1581 года дается представление о городском собрании. Согласно этому акту, мещане должны из своего окружения выбрать бургомистров, в соответствии с магдебургским правом. А конкретнее, мещане выбирают четырех кандидатов, которых в должности утверждает староста.

     Общее собрание мещан (капа, вече) действовал и на решения общегосударственных  вопросов. На таких собраниях заслушивались  дела бургомистров о расходе городских денег, подготавливались жалобы и челобитные центральной власти, занимались рассмотрением и расследованием уголовных дел, объявлялись требования о снятии тех или иных особ с должностей, выносились положения о сборе средств на городские нужды [7, c. 23].

     Из  всего этого можно сделать вывод, что общее собрание горожан имело большое влияние на выборы и деятельность городского самоуправления. Видимо, что горожане белорусских городов, приняв магдебургское право, продолжали опираться на прошлый опыт организации самоуправления во всех тех случаях, которые не предусматривались этим правом. Тем самым принятое магдебургское право в городах Беларуси дополнялось и корректировалось соответственно местных традиций. Этим объясняется разность институтов в самоуправлении, например, существование сотников, известных ещё со времён вече, и десятников которые осуществляли сбор дани, контроль над деятельностью продавцов и ремесленников, и находились под руководством войта и бургомистров.

     Таким образом, города стали центрами ремесла и торговли, культуры, свободомыслия и демократических традиций. Можно, конечно, сказать, что на самом деле организация жизни городов не выходила за границы феодальной подчиненности, но она была революционной в плане развития производства, торговли и обмена. И именно магдебургское право стало тем переходным моментом, который подготовил фундамент для формирования новых экономических отношений.

 

      2. Состав и компетенция.

     Тема  о составе и компетенции органов самоуправления в городах с магдебургским правом лучше рассматривать со стороны отношения войта, как главы города с органами и должностными лицами находившимися по статусу выше и ниже его.

     Рассматривая  войтовство с точки зрения того порядка, каким войты назначались на должность, можно заметить, что правительство считало своим неотъемлемым правом распоряжаться должностью войта как своим имуществом, и всегда подчёркивало это право как прерогативу верховной власти.

     Войты в белорусских городах обычно назначались на разный срок. Войтовство имело несколько категорий. Например, категория «до двух животов» означала, что отец передает в наследство сыну свою должность. Так же существовал факт передачи должности в чужие руки в обмен на определенное денежное количество. На протяжении времени города перекупали наследственные войтовства.[18, c.47]

Информация о работе Магдебургское право на территории Беларуси