Магдебургское право на территории Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о распространении и принятии магдебургского права на Беларуси. Также, изучение темы связанной с составом, компетенцией и основными служебными обязанностями и правами органов самоуправления в данный период. Выявить отличия организации власти в частнособственнических городах и великокняжеских городах. Провести исследование содержания магдебургского права на территории Беларуси.Исследования при выполнении данной работы опирались на общелогический, сравнительно-правовой, исторический, описательный, диалектический методы,.
Для достижения данной цели поставлены соответствующие задачи:
1. определить характерные черты магдебургского права и его источников;
2. описать структуру системы управления городами с магдебургским правом;
3. проанализировать содержание магдебургского права в частнособственнических городах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА1.Органы управления и суда в городах с магдебургским правом………………………………………………..
ГЛАВА2.Состав и компетенция………………………………
ГЛАВА3.Особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частнособственнических городах
Заключение……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСточников……………………

Файлы: 1 файл

курсач готовый (восстановлен).doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

     На  пример, при введении, магдебургского права  в Несвиже 1586 года хозяин города назначил войта пожизненно. В привилее описывался порядок его избрания в будущем. Здесь, войт назначался из двух кандидатов, которые выбирались мещанами, как шляхтичи, так и мещане

     Войты в частнособственнических городах имели назначенные магнатами права и привилеи. Войту отходила часть сбора средств - «провиант войтовский». В частных случаях были зафиксированны доходы, которые предназначались войту, денежные сборы (например, за вход и выход через городские ворота («брамное»)). Кроме того, войт получал часть средств от судебных пошлин, имел земельные участки в городе и за его границами, на которые не налаживались городские пошлины. Эти участки также были освобождены от уплаты податей в казну магната.

     Привилеем Микалая Криштофа Радивила Несвижужу 1586 года войту передавалось 6 «валок» земли, а также «всякие выгоды с города Несвижа согласно праву магдебурскому» [18, c.75].

     В XVI - XVIII веках, в частнособственнических городах Белapycи в руках войта находилась административная власть. Он был не только управляющим органа городского самоуправления, но и управляющим суда. Поначалу власть войта была достаточно большой. Но по мере введения самоуправления на основе магдебургского права власть его часто ограничивалась органами самоуправления. Правовой статус войта можно охарактеризовать так: войт был поверенной фигурой магната и представлял его интересы.

     Органом городского самоуправления, по примеру великокняжеских городов был магистрат. В привилеях, как правило, уже отмечался его состав и порядок избрания. В состав магистрата входил войт, бургомистры, радцы, лавники, писарь. Хотя по смыслу магдебургского права лавники вместе с войтом составляли отдельную судебную коллегию – войтово-лавницкий суд, и в магистрат не входили. О существовании такого отдельного суда с представительством лавников указывается в статуте Слуцка 1621 года [7, c.34].

     Вопрос  о конкретном количестве членов магистрата не регулировался. Количество служебных лиц в органах самоуправления в частнособственнических городах зависело от значения города для хозяина, от экономических показателей деятельности (так как и в великокняжеских городах), а также и от воли самого магната. Чаще всего встречалась число 12. Это говорит о том, что при введении магдебургского права в частнособственнических городах ВКЛ первоначально за основу брался классический вариант.

     В некоторых случаях, при решении наиболее важных дел для города принимало участие население города - «поспольство». «Поспольство» Несвижа участвовало в выборах войта и членов магистрата, как это записано в привилеи Радивила от 1586 г. Оно совместно с магистратом принимало решения по хозяйским вопросам города.

     Таким образом, магдебургское право в  городах Беларуси трансформировалось по мере перенятия от одних городов  к другим в соответствии с местными традициями и обычаями, уже действующих привилеев на магдебургское право, а в частнособственнических городах – ещё и с учётом правил устанавливаемых магнатом.

     В частнособственнических городах, где не было введено магдебургское право, мещане не имели своего магистратского суда. Действовал либо войтовский суд, либо, что очень часто, войтововско-лавницкий.

     Находясь  под строгим контролем хозяина  города, магистраты частнособственнических городов контролировали ремесленную и рыночную деятельность мещан и других жителей города. Их функции по сбору податей и выполнению повинностей распространялось на все население города.

     Таким образом, в соответствие с привилеями на магдебургское право в городах создавалась система органов управления и суда. Эти органы назывались магистратом. При введении в городе магдебургского права жители города попадали под юрисдикцию новых органов власти. Но поскольку в территорию города входили не только здания, земельные участки в пределах города, но и значительное земельное пространство вокруг него, то привилеи придерживали нормы, которые отличали юрисдикцию органов городского управления, допуская присутствие частных юрисдикций.

     В «домагдебургский период» в городах существовали «канцы» (районы), которые отличались между собой юридическим положением. Введение в городе магдебургского права стирало эту «множественность» и, в идеале, способствовало слиянию всех этих фрагментов в одно целое с единой правовой базой, объединённые едиными задачами и целями [1, c.69].

     Вся власть в частнособственнических городах принадлежала магнату, под управлением которого и работала администрация города. Но по мере постепенного увеличения прав органов самоуправления роль администрации, которая раньше выполняла ряд функций магистрата в решении вопросов повседневной жизни города, отходила на второй план. Тем не менее, магистрат осуществлял свою деятельность под строгим контролем магната и его администрации.

     Владельцы городов, даря своим городам магдебургское право, имели в виду получение таких же самых выгод, какими сопровождался процесс наделения таким правом великокняжеских городов, и поэтому копировали городское самоуправление с последних. Но правовое положение частнособственнических городов отличалось от великокняжеских. Когда в великокняжеских городах мещане могли просить короля о присвоении городу мандебургской грамоты, то получение самоуправления в частнособственнических городах зависело от воли и желаний магната, так как только он мог просить главу государства об этом [18, c.95].

     Центральная власть в непосредственное управление частнособственническими городами не вмешивалась. Однако многие привилеи  и льготы, которые имели общий характер пользования в государстве, в первую очередь права городского самоуправления, а также освобождения от податей, таможенных пошлин с жителей и купцов частнособственнических городов, торговавших на территории BKJI и Речи Посполитой, инициировалось центральной властью государства.

     В отличие от великокняжеских городов, торговая деятельность населения в  частнособственнических городах регулировалась не только указами сейма, королевскими привилеями, она находилась под постоянным и строгим контролем хозяина города, его заместителей и городского магистрата.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Магдебургское право – это совокупность норм права, которые регулировали жизнедеятельность мещан городов, которые получали привилеи на самоуправление. Его появление на Беларуси было обусловлено возрастающей ролью городов.

     Исследуя  этот вопрос можно прийти к выводу, что хотя магдебургское право пришло на белорусские земли с Европы оно «модернизировалось», приспосабливалось к политическим и культурным особенностям ВКЛ.

     Предписанная  городам в привилеях на  магдебургское  право отмена прошлых прав и обычаев  происходила, но вместе с тем всюду, где это было необходимо и выгодно, нормы  магдебургского права дополнялись и корректировались в соответствии с местными традициями.

     Из  проделанной работы видно, что система  самоуправления в частнособственнических городах очень была схожей с системой великокняжеских городов, и имела свои характерные черты.

     Состав органов самоуправления и компетенция должностных лиц входящих в эти органы зависели от некоторых факторов: является город государственным или великокняжеским, каково население города, какие еще должности занимает должностное лицо.

     Магдебургское право на Беларуси явилось шагом, который показал Европе, что она находится на достаточно развитом уровне, а в некоторых аспектах даже опережала страны Европы (к примеру устройство цехов). Можно также сказать, что Беларусь в 14-15 веках опережала Россию по многим показателям.

     Таким образом, магдебургское право стало одной из составляющих частей системы управления Великого Княжества Литовского. Оно дало толчок к быстрому развитию городов и улучшению экономического положения горожан ВКЛ.

     Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть магдебургское право как неотъемлемый атрибут- истории Западной Европы в средние века со всеми его особенностями пусть даже и на примере такой отдельно взятой страны как Беларусь. Но, тем не менее, в данной работе была сделана попытка рассмотреть появление, проблемы и особенности распространения и существования на территории Беларуси данного права. 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Вишневский А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі – Академия МВД – Минск 2003
    2. Юхо Я.А. История государства и права Беларуси в двух частях-РИВШ БГУ – Минск 2000
    3. В. А. Владимиров, С. Ф. Сокол История государства и права Беларуси. Курс лекций. - БИП-С Плюс – Минск 2007
    4. Сорокин А.М. Страницы из истории государства и права Беларуси – Минск 2004
    5. Васілевіч Р.А., Доўнар Т.І., Юхо І.А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. - Минск 2001.
    6. Ермаловіч М. Беларуская дзяржава Вялікае княства Літоўскае. Минск 2000.
    7. Грицкевич А.П. «Частновладельческие города Беларуси в 16 - 18 веках». -«Наука и техника» -Минск 1975.
    8. Дружчыц В. «Магiстрат у беларускiх местах з Магдэборскiм правам у 15-17 ст.» - Академия Наук. - Минск 1964.
    9. Копысский З.Ю. «Экономическое развитие городов Белоруссии (16 - 17 вв)» - Наука и техника - Минск 1966.
    10. Белорусская Советская Энциклопедия «Право магдебургское».
    11. Энциклопедический справочник. Гродно. Мн. «Белорусская СоветскаяЭнциклопедия» имени Петруся Бровки, 1989.
    12. У.М.Игнатоускi «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi», Мн. «Беларусь», 1992.
    13. В.И.Голубович, Р.И.Ермашкевич, Г.П.Бушчык и др. «Эканамiчная гiсторыя Беларусi». Вучэбны дапаможнiк /Выд. 2-e, дап. i перапрац. / Мн. НКФ «Экаперспектыва», 1996.
    14. Голенченко Г.Я. Осмоловский В.П. «История Беларуси. Вопросы и ответы.» , Минск, «Беларусь», 1993.
    15. Доўнар-Запольскі М.В. Гісторыя Беларусі. Мн., 1994.
    16. Копысский З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в ХУІ–первой половине ХУІІ в. Мн., 1975.
    17. Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии ХУІ – первой половине ХУІІ в. Мн., 1984.
    18. Місарэвіч Н.В. Магдэбургскае права на Беларусі. Гродна, 2003.
    19. Ермаловіч М. Беларуская дзяржава Вялікае княства Літоўскае. Мн., 2000
    20. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Мн., 1962

Информация о работе Магдебургское право на территории Беларуси