Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о распространении и принятии магдебургского права на Беларуси. Также, изучение темы связанной с составом, компетенцией и основными служебными обязанностями и правами органов самоуправления в данный период. Выявить отличия организации власти в частнособственнических городах и великокняжеских городах. Провести исследование содержания магдебургского права на территории Беларуси.Исследования при выполнении данной работы опирались на общелогический, сравнительно-правовой, исторический, описательный, диалектический методы,.
Для достижения данной цели поставлены соответствующие задачи:
1. определить характерные черты магдебургского права и его источников;
2. описать структуру системы управления городами с магдебургским правом;
3. проанализировать содержание магдебургского права в частнособственнических городах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА1.Органы управления и суда в городах с магдебургским правом………………………………………………..
ГЛАВА2.Состав и компетенция………………………………
ГЛАВА3.Особенности структуры и деятельности органов управления и суда в частнособственнических городах
Заключение……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСточников……………………
На пример, при введении, магдебургского права в Несвиже 1586 года хозяин города назначил войта пожизненно. В привилее описывался порядок его избрания в будущем. Здесь, войт назначался из двух кандидатов, которые выбирались мещанами, как шляхтичи, так и мещане
Войты в частнособственнических городах имели назначенные магнатами права и привилеи. Войту отходила часть сбора средств - «провиант войтовский». В частных случаях были зафиксированны доходы, которые предназначались войту, денежные сборы (например, за вход и выход через городские ворота («брамное»)). Кроме того, войт получал часть средств от судебных пошлин, имел земельные участки в городе и за его границами, на которые не налаживались городские пошлины. Эти участки также были освобождены от уплаты податей в казну магната.
Привилеем Микалая Криштофа Радивила Несвижужу 1586 года войту передавалось 6 «валок» земли, а также «всякие выгоды с города Несвижа согласно праву магдебурскому» [18, c.75].
В XVI - XVIII веках, в частнособственнических городах Белapycи в руках войта находилась административная власть. Он был не только управляющим органа городского самоуправления, но и управляющим суда. Поначалу власть войта была достаточно большой. Но по мере введения самоуправления на основе магдебургского права власть его часто ограничивалась органами самоуправления. Правовой статус войта можно охарактеризовать так: войт был поверенной фигурой магната и представлял его интересы.
Органом городского самоуправления, по примеру великокняжеских городов был магистрат. В привилеях, как правило, уже отмечался его состав и порядок избрания. В состав магистрата входил войт, бургомистры, радцы, лавники, писарь. Хотя по смыслу магдебургского права лавники вместе с войтом составляли отдельную судебную коллегию – войтово-лавницкий суд, и в магистрат не входили. О существовании такого отдельного суда с представительством лавников указывается в статуте Слуцка 1621 года [7, c.34].
Вопрос о конкретном количестве членов магистрата не регулировался. Количество служебных лиц в органах самоуправления в частнособственнических городах зависело от значения города для хозяина, от экономических показателей деятельности (так как и в великокняжеских городах), а также и от воли самого магната. Чаще всего встречалась число 12. Это говорит о том, что при введении магдебургского права в частнособственнических городах ВКЛ первоначально за основу брался классический вариант.
В некоторых случаях, при решении наиболее важных дел для города принимало участие население города - «поспольство». «Поспольство» Несвижа участвовало в выборах войта и членов магистрата, как это записано в привилеи Радивила от 1586 г. Оно совместно с магистратом принимало решения по хозяйским вопросам города.
Таким образом, магдебургское право в городах Беларуси трансформировалось по мере перенятия от одних городов к другим в соответствии с местными традициями и обычаями, уже действующих привилеев на магдебургское право, а в частнособственнических городах – ещё и с учётом правил устанавливаемых магнатом.
В частнособственнических городах, где не было введено магдебургское право, мещане не имели своего магистратского суда. Действовал либо войтовский суд, либо, что очень часто, войтововско-лавницкий.
Находясь под строгим контролем хозяина города, магистраты частнособственнических городов контролировали ремесленную и рыночную деятельность мещан и других жителей города. Их функции по сбору податей и выполнению повинностей распространялось на все население города.
Таким образом, в соответствие с привилеями на магдебургское право в городах создавалась система органов управления и суда. Эти органы назывались магистратом. При введении в городе магдебургского права жители города попадали под юрисдикцию новых органов власти. Но поскольку в территорию города входили не только здания, земельные участки в пределах города, но и значительное земельное пространство вокруг него, то привилеи придерживали нормы, которые отличали юрисдикцию органов городского управления, допуская присутствие частных юрисдикций.
В «домагдебургский период» в городах существовали «канцы» (районы), которые отличались между собой юридическим положением. Введение в городе магдебургского права стирало эту «множественность» и, в идеале, способствовало слиянию всех этих фрагментов в одно целое с единой правовой базой, объединённые едиными задачами и целями [1, c.69].
Вся власть в частнособственнических городах принадлежала магнату, под управлением которого и работала администрация города. Но по мере постепенного увеличения прав органов самоуправления роль администрации, которая раньше выполняла ряд функций магистрата в решении вопросов повседневной жизни города, отходила на второй план. Тем не менее, магистрат осуществлял свою деятельность под строгим контролем магната и его администрации.
Владельцы городов, даря своим городам магдебургское право, имели в виду получение таких же самых выгод, какими сопровождался процесс наделения таким правом великокняжеских городов, и поэтому копировали городское самоуправление с последних. Но правовое положение частнособственнических городов отличалось от великокняжеских. Когда в великокняжеских городах мещане могли просить короля о присвоении городу мандебургской грамоты, то получение самоуправления в частнособственнических городах зависело от воли и желаний магната, так как только он мог просить главу государства об этом [18, c.95].
Центральная власть в непосредственное управление частнособственническими городами не вмешивалась. Однако многие привилеи и льготы, которые имели общий характер пользования в государстве, в первую очередь права городского самоуправления, а также освобождения от податей, таможенных пошлин с жителей и купцов частнособственнических городов, торговавших на территории BKJI и Речи Посполитой, инициировалось центральной властью государства.
В отличие от великокняжеских городов, торговая деятельность населения в частнособственнических городах регулировалась не только указами сейма, королевскими привилеями, она находилась под постоянным и строгим контролем хозяина города, его заместителей и городского магистрата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Магдебургское право – это совокупность норм права, которые регулировали жизнедеятельность мещан городов, которые получали привилеи на самоуправление. Его появление на Беларуси было обусловлено возрастающей ролью городов.
Исследуя этот вопрос можно прийти к выводу, что хотя магдебургское право пришло на белорусские земли с Европы оно «модернизировалось», приспосабливалось к политическим и культурным особенностям ВКЛ.
Предписанная городам в привилеях на магдебургское право отмена прошлых прав и обычаев происходила, но вместе с тем всюду, где это было необходимо и выгодно, нормы магдебургского права дополнялись и корректировались в соответствии с местными традициями.
Из проделанной работы видно, что система самоуправления в частнособственнических городах очень была схожей с системой великокняжеских городов, и имела свои характерные черты.
Состав органов самоуправления и компетенция должностных лиц входящих в эти органы зависели от некоторых факторов: является город государственным или великокняжеским, каково население города, какие еще должности занимает должностное лицо.
Магдебургское право на Беларуси явилось шагом, который показал Европе, что она находится на достаточно развитом уровне, а в некоторых аспектах даже опережала страны Европы (к примеру устройство цехов). Можно также сказать, что Беларусь в 14-15 веках опережала Россию по многим показателям.
Таким образом, магдебургское право стало одной из составляющих частей системы управления Великого Княжества Литовского. Оно дало толчок к быстрому развитию городов и улучшению экономического положения горожан ВКЛ.
Безусловно,
невозможно в одной работе досконально
рассмотреть магдебургское право как
неотъемлемый атрибут- истории Западной
Европы в средние века со всеми его особенностями
пусть даже и на примере такой отдельно
взятой страны как Беларусь. Но, тем не
менее, в данной работе была сделана попытка
рассмотреть появление, проблемы и особенности
распространения и существования на территории
Беларуси данного права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Магдебургское право на территории Беларуси