Марксистская версия происхождения государства и права, ее достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соответствии с взглядами Ф. Энгельса, К. Маркса и В.И. Ленина. В основу были положены книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанная им в 1884 году, и лекция В.И. Ленина «О государстве» 1919 года.
Материалистическая теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основная часть………………………………………………………………..…5
1.1Маркистская версия происхождения государства, ее основные положения………………………………………………………………………..5
1.2 Марксистская версия происхождения права………………………………15
1.3 Достоинства марксистской версии происхождения государства и права……………………………………………………………………………..39
1.4 Недостатки марксистской версии происхождения государства и права……………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………...………..41
Список используемой литературы……………………………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.41 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в определенный период происходит становление идей К. Маркса в некоторых странах  мира. Их принято называть социалистическими  странами. В число этих государств входит и Советский Союз.

Марксистская теория права  подвергла резкой критике индивидуалистические теории, якобы поощряющие эгоистические  интересы в противовес общественным.

Утвержденная в России после переворота 1917г. тоталитарного  режима, разрушение гражданского общества, ликвидация частной собственности  повлекли за собой и уничтожение  свободы человека.

Приступая к созданию нового общества большевики опирались на марксистко - ленинскую теорию, в которой  ведущее место занимала идея диктатуры  пролетариата. Идея диктатуры изначально противоречит принципу всеобщности универсальности прав человека. Теория государства и права под редакцией Г.Н.Манова. Изд-во Бек, Москва, 1995г. стр. 225

Социалистическая революция  сопровождалась широкомасштабным критическим  пересмотром всех институтов, которые  по большей части были отвергнуты или трансформированы в свете  учения марксизма - ленинизма, рассматриваемого как непреложная истина.

Марксизм - ленинизм в социалистических странах - это совсем не то, что любая  философская доктрина в западных странах. Это не официально признанное учение, а всякое иное, противоречащее, считается не только ложным, но и  опасным, угрозой общественному  строю. Марксизм - ленинизм раскрыл  законы, определяющие развитие общества, основанного на гармонии и согласии. Каждый, кто не согласен с этой доктриной, кто отрицает и даже просто ставит под сомнение постулаты марксизма, является, сознательно или нет, врагом человеческого рода, и его ложные взгляды должны быть пресечены

Марксизм - ленинизм - это  одновременно и мировоззрение, и  руководство к действию, доказывающее, как надо поступать, чтобы мир  стал лучше. Знание принципов марксизма - ленинизма было необходимо всем гражданам. Практика без революционной теории слепа, учил Сталин. Важно, чтобы руководители принадлежали к кругу просвещенных людей, которые знают эту доктрину и полностью преданы ей. Не менее  важно, чтобы те, кто управляет, судьи, граждане, так же были верны доктрине и вносили свой сознательный вклад  в реализацию политики, направленной на то, чтобы вести общество к  прогрессу по открытому ею пути.

Маркс и Энгельс полагали, что и в области общественных наук - а не только естественных - имеются  законы, управляющие развитием человечества. Они стремились открыть эти законы и таким путем поставить на место старого утопического социализма научный социализм.

Марксистское учение отнюдь не носит печати фатализма. Оно отводит  человеку важную роль в реализации законов истории. Но, тем не менее, его возможности ограничены, ибо, как писал Ф. Энгельс, "люди сами делают свою историю, однако в данной, их обуславливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.39 с175.

Право - это орудие классовой  борьбы, служащее защите интересов  господствующего класса и сохранению выгодного для него социального  неравенства. Оно, может быть, определено как совокупность социальных норм, которые регламентируют отношения  господства между правящим и подчиненными классами в той части, в какой  эти отношения не могут сохраняться  без опоры на принудительную силу хорошо организованного государства8.

Охрана порядка путем  выработки принципов решения  конфликтов не является основной задачей  социалистического права. Оно прежде всего - средство трансформации общества, движения к коммунистическому идеалу, до достижения которого не могут существовать подлинные свобода, равенство, мораль. Право - инструмент на службе господствующего  класса, и это заявляется без стеснения, поскольку политика социалистических стран как таковая нечто иное, чем политика буржуазных государств. Осененные марксисткой доктриной, советские руководители знают цели, к которым следует идти в соответствии с научными законами, управляющими развитием общества. Цель права совпадает  с целью политики: оно должно дать обществу организационные формы, соответствующие  этим законам, воспитывать граждан, показывая им, насколько противоправно  сегодня поведение, которое при  капитализме признавалось допустимым и, более того нормальным. Рене Давид, Камилла Жоффре - Спиноза. Основные правовые системы современности  М. Международные отношения 1998г.

В марксисткой теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивший собой старые родовые  обычаи, был ярко и открыто выражен  в правовых нормах. Так, именно в  рамках этой теории утверждалось, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права.

По мнению Н. Бердяева, уязвимость марксизма в том, что он "не хочет видеть за классом человека, он хочет видеть за каждой мыслью и  оценкой человеческий класс и  его классовыми интересами" Бердяев  Н. Судьба России М. 1990г. стр. 299

С точки зрения марксизма  право как и государство, как  и все надстроечные явления, носит  ярко выраженный характер.

Указывая на это, чаще всего  ссылаются на положение из Манифеста  коммунистической партии (1848г) Классики марксизма обращаются к буржуазии  и определяют ее право. Однако впоследствии этому определению придали всеобщий характер. Теория государства и права  Хрестоматия т.2 стр.108

"… Не спорьте с  нами, оценивая при этом отмену  буржуазной собственности с точки  зрения ваших буржуазных представлений  о свободе, образовании, праве.  Ваши идеи сами являются продуктом  буржуазных производственных отношений  и буржуазного отношения собственности,  точно так же как ваше право  есть лишь возведенное в закон  воля вашего класса, воля, содержание  которой определяется материальными  условиями жизни вашего класса" К.Маркс, Ф. Энгельс Манифест  коммунистической партии (1820-1895г.) М.  Политиздат 1989г. с.63

Выше изложенным далеко не исчерпывается система оригинальных положений и выводов марксисткой  теории права, основанной на диалектико-материалистическом понимании общества и объективных  закономерностях его развития. К  сожалению, основоположники марксизма  не систематизировали своих правовых взглядов в каком - либо специальном  труде. Вследствие этого их отдельные  принципиально важные положения  и выводы, в том числе и вопросы влияния права и иных компонентов надстройки на экономический базис, не получили полного и всестороннего освещения. Отсутствует в их работах и развернутое определение права. Все это значительно осложняет процесс уяснения материалистической теории права по первоисточникам, учитывая то, что литературное наследие К. Маркса и Ф. Энгельса составляет более 50 томов, которые к тому же перекочевали из основных библиотечных фондов в запасные либо вовсе уже уничтожены.

С учетом положений о сущности и социальной природе права, высказанных  основоположниками материалистической теории права, по мнению автора можно  дать следующее определение права.

Право - это мера свободы  класса и, соответственно, личности, обусловленная  в конечном итоге материальными, экономическими отношениями общества и выражающаяся в форме правомочий либо правопритязаний на соответствующую  долю материальных и духовных благ общества, а так же в форме обязанности  не посягать на права других лиц  государства и общества в целом. Теория государства и права Матузов  Н.И. М. 2005г. стр. 580-593

Такое правопонимание несколько  не соответствует основным постулатам Советского права. В заключении работы мне хотелось бы остановиться на вопросе  формирования советского права после  Октябрьского переворота и становления  Советского государства.

После установления Советской  власти определенно устанавливается  военно - коммунистическая доктрина. В  ее контексте оправдано лишь "революционное" правосознание, законы и юридические  нормы, являющиеся орудием диктатуры, всесильно пролетарского государства. Отношение к праву как к явлению временному, чужому обусловило и особенности разработки правовых проблем. Но как бы то ни было это разработки свидетельствовали о низком научном уровне, об доктринальных подходах. Можно отметить следующие общие черты этих разработок:

Они выражали этатический  подход к праву (право рассматривалось  всего лишь в качестве орудия государства);

Являлись прямым продолжением коммунистических установок, постулатов (отсюда, например, вывод о грядущем и скором отмирании права);

Носили ограниченный, узкий, заданный характер (нередко замыкались одной лишь констатацией классового характера права) В целом в  советской юридической науке  возобладал канонизированный идеологический догматизм. Содержание юридической  науки было сведено к обойме отобранных цитат из произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, а так же - и  даже в первую очередь - из "гениальных высказываний товарища Сталина" и  его верных соратников, в особенности  идеолога Вышинского. Еще одной существенной чертой периода сталинской идеологии - это ее апологетическая направленность. В середине 30 годов в юридической  науке, как и в иных сферах официозного  обществоведения, возобладала линия  на то, чтобы "не видеть", а еще  лучше оправдывать пороки существующей общественной системы, более того, безудержно восхвалять, изображать в виде самых  лучших в мире действующие юридические  порядки, нормы и принципы, восторгаться ими.

Добавление определений "социалистическое" и "советское" к понятиям "право", "законность", "правоотношение", "норма и  другим было призвано возводить соответствующие  категории на самый ценностный уровень  Потому - то и выражения "новый, особый, высший исторический тип", "лучшее в мире" приобрели значение непререкаемых  и обязательных характеристик, сопровождающих обсуждения любых правовых явлений"

Тоталитарная направленность правовой науки, видимо, стала наиболее показательным проявлением более  широкой черты всей общественной жизни в условиях сталинщины, находящейся в одном ряду с беспощадным террором. Это гигантская фальсификация действительности. Последняя коснулась всех сторон жизни. Но именно право, закон, законность призваны были придать особый цивилизованный шарм, респектабельность реалиям того времени, закамуфлировать страшную повседневность. Этому способствовало и то обстоятельство, что и само право было втянуто в систему фальсификаций и, ста ширмой сталинской диктатуры, содержало не мало внешне привлекательных, но бездействующих положений.

В конечном итоге главным "достижением" советского права  и в целом политической системы  стала политическая изоляция страны, ее отчуждение от общечеловеческого  цивилизационного опыта права человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Достоинства  происхождения марксистской версии (теории) происхождения государства  и права

Рассматривая марксистское учение о государстве и праве, необходимо прежде всего подчеркнуть, что марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.

Достоинством данной версии является то, что марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. Вместе с тем марксизм также жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, усматривает в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Несомненной заслугой марксистской теории также является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее понимание права здесь ограничено лишь клас­совым обществом, где государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право господствует над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством.

 

 

 

 

 

1.4 Недостатки  марксистской версии происхождения  государства и права

     Социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной теории недооцениваются иные факторы (национальные, военные, духовные, психологические биологические, нравственные, этнические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-экономическими причинами, обусловили формирование общества и возникновение государства, а также не правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Информация о работе Марксистская версия происхождения государства и права, ее достоинства и недостатки