Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:02, курсовая работа
Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соответствии с взглядами Ф. Энгельса, К. Маркса и В.И. Ленина. В основу были положены книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанная им в 1884 году, и лекция В.И. Ленина «О государстве» 1919 года.
Материалистическая теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основная часть………………………………………………………………..…5
1.1Маркистская версия происхождения государства, ее основные положения………………………………………………………………………..5
1.2 Марксистская версия происхождения права………………………………15
1.3 Достоинства марксистской версии происхождения государства и права……………………………………………………………………………..39
1.4 Недостатки марксистской версии происхождения государства и права……………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………...………..41
Список используемой литературы……………………………………………42
Вместе с тем в определенный период происходит становление идей К. Маркса в некоторых странах мира. Их принято называть социалистическими странами. В число этих государств входит и Советский Союз.
Марксистская теория права подвергла резкой критике индивидуалистические теории, якобы поощряющие эгоистические интересы в противовес общественным.
Утвержденная в России после переворота 1917г. тоталитарного режима, разрушение гражданского общества, ликвидация частной собственности повлекли за собой и уничтожение свободы человека.
Приступая к созданию нового общества большевики опирались на марксистко - ленинскую теорию, в которой ведущее место занимала идея диктатуры пролетариата. Идея диктатуры изначально противоречит принципу всеобщности универсальности прав человека. Теория государства и права под редакцией Г.Н.Манова. Изд-во Бек, Москва, 1995г. стр. 225
Социалистическая революция сопровождалась широкомасштабным критическим пересмотром всех институтов, которые по большей части были отвергнуты или трансформированы в свете учения марксизма - ленинизма, рассматриваемого как непреложная истина.
Марксизм - ленинизм в социалистических странах - это совсем не то, что любая философская доктрина в западных странах. Это не официально признанное учение, а всякое иное, противоречащее, считается не только ложным, но и опасным, угрозой общественному строю. Марксизм - ленинизм раскрыл законы, определяющие развитие общества, основанного на гармонии и согласии. Каждый, кто не согласен с этой доктриной, кто отрицает и даже просто ставит под сомнение постулаты марксизма, является, сознательно или нет, врагом человеческого рода, и его ложные взгляды должны быть пресечены
Марксизм - ленинизм - это одновременно и мировоззрение, и руководство к действию, доказывающее, как надо поступать, чтобы мир стал лучше. Знание принципов марксизма - ленинизма было необходимо всем гражданам. Практика без революционной теории слепа, учил Сталин. Важно, чтобы руководители принадлежали к кругу просвещенных людей, которые знают эту доктрину и полностью преданы ей. Не менее важно, чтобы те, кто управляет, судьи, граждане, так же были верны доктрине и вносили свой сознательный вклад в реализацию политики, направленной на то, чтобы вести общество к прогрессу по открытому ею пути.
Маркс и Энгельс полагали,
что и в области общественных
наук - а не только естественных - имеются
законы, управляющие развитием
Марксистское учение отнюдь не носит печати фатализма. Оно отводит человеку важную роль в реализации законов истории. Но, тем не менее, его возможности ограничены, ибо, как писал Ф. Энгельс, "люди сами делают свою историю, однако в данной, их обуславливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.39 с175.
Право - это орудие классовой борьбы, служащее защите интересов господствующего класса и сохранению выгодного для него социального неравенства. Оно, может быть, определено как совокупность социальных норм, которые регламентируют отношения господства между правящим и подчиненными классами в той части, в какой эти отношения не могут сохраняться без опоры на принудительную силу хорошо организованного государства8.
Охрана порядка путем
выработки принципов решения
конфликтов не является основной задачей
социалистического права. Оно прежде
всего - средство трансформации общества,
движения к коммунистическому идеалу,
до достижения которого не могут существовать
подлинные свобода, равенство, мораль.
Право - инструмент на службе господствующего
класса, и это заявляется без стеснения,
поскольку политика социалистических
стран как таковая нечто иное,
чем политика буржуазных государств.
Осененные марксисткой
В марксисткой теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивший собой старые родовые обычаи, был ярко и открыто выражен в правовых нормах. Так, именно в рамках этой теории утверждалось, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права.
По мнению Н. Бердяева, уязвимость марксизма в том, что он "не хочет видеть за классом человека, он хочет видеть за каждой мыслью и оценкой человеческий класс и его классовыми интересами" Бердяев Н. Судьба России М. 1990г. стр. 299
С точки зрения марксизма право как и государство, как и все надстроечные явления, носит ярко выраженный характер.
Указывая на это, чаще всего
ссылаются на положение из Манифеста
коммунистической партии (1848г) Классики
марксизма обращаются к буржуазии
и определяют ее право. Однако впоследствии
этому определению придали
"… Не спорьте с
нами, оценивая при этом отмену
буржуазной собственности с
Выше изложенным далеко не
исчерпывается система
С учетом положений о сущности
и социальной природе права, высказанных
основоположниками
Право - это мера свободы класса и, соответственно, личности, обусловленная в конечном итоге материальными, экономическими отношениями общества и выражающаяся в форме правомочий либо правопритязаний на соответствующую долю материальных и духовных благ общества, а так же в форме обязанности не посягать на права других лиц государства и общества в целом. Теория государства и права Матузов Н.И. М. 2005г. стр. 580-593
Такое правопонимание несколько не соответствует основным постулатам Советского права. В заключении работы мне хотелось бы остановиться на вопросе формирования советского права после Октябрьского переворота и становления Советского государства.
После установления Советской власти определенно устанавливается военно - коммунистическая доктрина. В ее контексте оправдано лишь "революционное" правосознание, законы и юридические нормы, являющиеся орудием диктатуры, всесильно пролетарского государства. Отношение к праву как к явлению временному, чужому обусловило и особенности разработки правовых проблем. Но как бы то ни было это разработки свидетельствовали о низком научном уровне, об доктринальных подходах. Можно отметить следующие общие черты этих разработок:
Они выражали этатический подход к праву (право рассматривалось всего лишь в качестве орудия государства);
Являлись прямым продолжением коммунистических установок, постулатов (отсюда, например, вывод о грядущем и скором отмирании права);
Носили ограниченный, узкий,
заданный характер (нередко замыкались
одной лишь констатацией классового
характера права) В целом в
советской юридической науке
возобладал канонизированный идеологический
догматизм. Содержание юридической
науки было сведено к обойме отобранных
цитат из произведений К. Маркса, Ф.
Энгельса, В. Ленина, а так же - и
даже в первую очередь - из "гениальных
высказываний товарища Сталина" и
его верных соратников, в особенности
идеолога Вышинского. Еще одной существенной
чертой периода сталинской идеологии
- это ее апологетическая
Добавление определений "социалистическое" и "советское" к понятиям "право", "законность", "правоотношение", "норма и другим было призвано возводить соответствующие категории на самый ценностный уровень Потому - то и выражения "новый, особый, высший исторический тип", "лучшее в мире" приобрели значение непререкаемых и обязательных характеристик, сопровождающих обсуждения любых правовых явлений"
Тоталитарная направленность
правовой науки, видимо, стала наиболее
показательным проявлением
В конечном итоге главным "достижением" советского права и в целом политической системы стала политическая изоляция страны, ее отчуждение от общечеловеческого цивилизационного опыта права человека.
1.3 Достоинства
происхождения марксистской
Рассматривая марксистское учение о государстве и праве, необходимо прежде всего подчеркнуть, что марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.
Достоинством данной версии является то, что марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. Вместе с тем марксизм также жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, усматривает в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.
Несомненной заслугой марксистской теории также является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее понимание права здесь ограничено лишь классовым обществом, где государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право господствует над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством.
1.4 Недостатки
марксистской версии
Социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной теории недооцениваются иные факторы (национальные, военные, духовные, психологические биологические, нравственные, этнические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-экономическими причинами, обусловили формирование общества и возникновение государства, а также не правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.