Механизм административно-правового регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависит не только от самой их природы и особенностей, но и от успешного использования всех элементов, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.
Механизм административно-правового регулирования - система административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере государственного управления с целью их упорядочения, охраны и развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и элементы механизма административно-правового
регулирования общественных отношений 4
2. Административно-правовые нормы: понятие, характерные
особенности, виды и способы реализации 10
3. Административные правоотношения 16
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Цедринская_Е.А._Административное право_контр_1.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский государственный  университет

 

 

 

 

 

Кафедра «Гражданско-правовых дисциплин»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по Административному  праву

на тему: Механизм административно-правового регулирования общественных отношений

 

 

Выполнил: студент ЗФ(УО ДОТ)

Группы ____УгП(б)зу 2в-22____

______1________года обучения

шифр зач. кн. __12041031683__

Фамилия ____Цедринская_____

Имя __________Елена ________

Отчество ___Александровна___

Проверил:

___________________________

___________________________

 

 

Хабаровск 2013

 

Содержание:

 

Введение                                                                                                             3

1. Понятие и элементы механизма административно-правового

регулирования общественных отношений                                                      4

2. Административно-правовые  нормы: понятие, характерные

особенности, виды и способы  реализации                                                    10

3. Административные правоотношения                                                       16

Заключение                                                                                                       22

Список использованных источников                                                             24

 

Введение

 

Эффективность правового воздействия  на общественные отношения в области  государственного управления зависит  не только от самой их природы и особенностей, но и от успешного использования всех элементов, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.

Механизм административно-правового регулирования - система административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере государственного управления с целью их упорядочения, охраны и развития.

В структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие элементы:

- нормы административного права;

- реализация административно-правовых норм;

- административно-правовые отношения.

Каждый из указанных элементов  выполняет специфическую роль в регулировании управленческих отношений. Причем эти элементы включаются в процесс регулирования в определенной последовательности и представляют собой алгоритм воздействия на общественные отношения в сфере государственного управления. Регулирование общественных отношений в сфере публичного администрирования, а также управленческих отношений, возникающих в иных сферах общественных жизни, требует применения определенных средств, с помощью которых обеспечивается организация отношений в соответствии с теми задачами, которые стоят перед обществом и государством. Наиболее значимую роль выполняют административно-правовые средства, что обусловлено их потенциалом, способностью эффективно воздействовать на управленческие отношения. Эти средства в совокупности образуют сложный механизм, получивший название механизма административно-правового регулирования.

 

1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования общественных отношений

 

Регулирование общественных отношений  в сфере публичного администрирования, а также управленческих отношений, возникающих в иных сферах общественных жизни, требует применения определенных средств, с помощью которых обеспечивается организация отношений в соответствии с теми задачами, которые стоят перед обществом и государством. Наиболее значимую роль в регулировании этого процесса выполняют административно-правовые средства, что обусловлено их потенциалом, способностью эффективно воздействовать на управленческие отношения. Эти средства в совокупности образуют сложный механизм, получивший название механизма административно-правового регулирования.

Механизм административно-правового регулирования — это система административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Механизм административно-правового  регулирования относится к числу сложных социально-правовых явлений и в силу этого обладает внутренней организацией (структурой). Анализ действующего административного правового законодательства и практики деятельности субъектов государственного управления позволяет выделить следующие элементы механизма административно-правового регулирования:

- принципы административного права;

- административно-правовые нормы;

- акты официального толкования  норм административного права;

- акты применения норм  административного права;

- административно-правовые  отношения. Административно-правовое  регулирование представляет собой  сложный процесс, который проходит  несколько стадий. Изначально общественные  отношения на основе принципов  административного права регулируются  с помощью административно-правовых норм. Административно-правовые нормы устанавливают (закрепляют) круг соответствующих общественных отношений, определяют перечень субъектов административного права, их субъективные права, свободы и юридические обязанности. Вторая стадия заключается в реализации административных правовых норм, посредством чего управленческие отношения превращаются в административно-правовые отношения.

Элементы механизма  административно-правового регулирования  играют различную роль. Центральным  элементом выступает норма административного права, так как все другие элементы производны и обусловлены административно-правовыми нормами. Вместе с тем нельзя сводить их роль к вторичным средствам административно-правового регулирования по отношению к административно-правовым нормам по причине того, что без их использования механизм не в состоянии в полной мере осуществить действенное воздействие на участников управленческих отношений.

Существенное значение в регулировании управленческих отношений имеют принципы административного права.

Принципы административного права - это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

Для принципов административного  права характерны следующие черты:

- они определяют юридическую природу административного права;

- устанавливают важнейшие  закономерности в системе организации  и функционирования исполнительной  власти и управления;

- закрепляются посредством  административно-правовых норм;

- являются ориентиром  для выработки административно-правовых норм;

- выступают средством  ликвидации пробелов в административно-правовом  регулировании управленческих отношений;

- обусловлены уровнем  развития общества и государства.

Анализ действующего административно-правового законодательства и практики его реализации позволяет выделить следующие принципы административного права.

Центральным принципом  административного права является принцип законности. Законность как  принцип административного права  закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов.

Данный принцип включает два самостоятельных, но взаимообусловленных аспекта. Первый заключается в соблюдении иерархии источников административного права, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы не должен противоречить акту большей юридической силы. Так, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Второй аспект заключается в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении требований нормативных правовых актов всеми участниками управленческих отношений. В правоприменительной деятельности названный принцип предполагает, что субъекты управленческих отношений должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции, во-вторых, руководствоваться действующим законодательством, в-третьих, осуществлять деятельность в определенных процессуальных формах, в-четвертых, требовать соблюдения правовых норм от других участников управленческих отношений.

Принцип демократизма правотворческой и правореализационной деятельности закрепляет широкие возможности для участия населения, государства, общественных объединений в непосредственном (путем референдума) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании административно-правовых норм. В процессе правореализации принцип демократизма предполагает широкое использование потенциала института общественного контроля, делегирование более широких правореализационных полномочий непосредственно населению и общественным объединениям.

В ч. 2 ст. 3 Конституции  РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация этого принципа должна осуществляться не в ущерб процессу государственного управления, так как бесконтрольное участие населения в управлении делами государства может привести к депрофессионализации института государственной службы. Демократия как сложное общественное явление требует соответствующей подготовки населения к участию в управлении делами государства. «Безграничная» демократия не менее опасна, чем ее отсутствие или ограничение.

Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права  и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Государство признает и обеспечивает права и свободы человека и гражданина. Осуществление административно-правового регулирования предполагает установление определенных правоограничений, но они не являются самоцелью, а служат необходимым условием для достижения социально-полезных результатов при отправлении государственного управления. При этом никто не вправе ограничить основные неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность).

Гуманизм проявляется  как в процессе закрепления правового  статуса участников управленческих отношений, так и в процессе непосредственного  отправления государственного управления. Так, сотрудникам милиции запрещается  прибегать к обращению, унижающему достоинство личности. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

К числу принципов  административного права относится  принцип юридического равенства. Сущность данного принципа сводится к следующему: равенству между субъектами РФ; равенству гражданства независимо от оснований его приобретения; равенству религиозных и общественных объединений перед законом; равенству всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств; равному доступу к государственной службе; равноправию сторон в процессе осуществления правосудия. Юридическое равенство - это равенство административно-правовых статусов участников управленческих отношений, когда дифференциация проводится с учетом роли субъекта в системе управленческих отношений, например равенство между свидетелями по делу об административном правонарушении, между понятыми. Вместе с тем не может быть равенства между судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, и лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Принцип справедливости, или юридической соразмерности. Этот принцип находит свое выражение, как в правотворческой, так и правореализационной деятельности. В сфере правотворчества его сущность отражается в закреплении в правовых предписаниях таких юридических мер, которые соответствовали бы характеру совершенного деяния. Управленческие решения, устанавливающие права и обязанности участников управленческих отношений, меры поощрения и административного принуждения, должны по форме и по содержанию быть справедливыми, то есть следует учитывать все обстоятельства управленческого дела и определять соответствующую меру воздействия. Данный принцип отражает одну из главных задач юридической практики - реализацию общественной справедливости. Его соблюдение осуществляется как в рамках правоохранительной деятельности, например, в ходе привлечения к административной ответственности, так и применения мер поощрения.

С учетом территориальной  организации государственной власти в России важное значение имеет принцип  федерализма. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Органы исполнительной власти РФ на основании совместных соглашений вправе передавать определенный объем своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, но при этом передаются необходимые финансовые и другие ресурсы для реализации передаваемых правомочий.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования общественных отношений