Механизм административно-правового регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависит не только от самой их природы и особенностей, но и от успешного использования всех элементов, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.
Механизм административно-правового регулирования - система административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере государственного управления с целью их упорядочения, охраны и развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и элементы механизма административно-правового
регулирования общественных отношений 4
2. Административно-правовые нормы: понятие, характерные
особенности, виды и способы реализации 10
3. Административные правоотношения 16
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Цедринская_Е.А._Административное право_контр_1.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Разграничение предметов  ведения РФ и субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях определено в ст. 1.3 КоАП РФ. В данной статье определен исчерпывающим образом лишь объем полномочий РФ в области законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъектов РФ определяются по «остаточному принципу», что предопределено ст. 73 Конституции РФ.

В современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и  личности. Государственное управление представляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие  взаимных прав и обязанностей участников этих отношений. В случае нарушения, допущенного одной из сторон управленческих отношений, должна наступать юридическая ответственность. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ предопределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).

Принципы административного  права могут быть закреплены текстуальным или смысловым способом. Текстуальный способ предполагает непосредственное закрепление правового принципа в административно-правовой норме. С учетом того, что источники административного права отличаются низкой степенью систематизации административно-правового законодательства и отсутствием единого кодифицированного нормативного правового акта, принципы административного права получили смысловое закрепление, по аналогии с Уголовным кодексом для отрасли уголовного права. Принципы отдельных административно-правовых институтов, например, института государственной службы, получили текстуальное закрепление.

 

2. Административно-правовые  нормы: понятие, характерные особенности, виды и способы реализации

 

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом  в пределах его компетенции и  направленный на установление, изменение  или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

В административно-правовой норме  содержится правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является «кирпичиком» конкретного административно-правового акта (закона, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ).

Нормы административного права  занимают важное место в системе  российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы  должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права  не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе крыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Целям исполнения и применения законодательства служит и правотворческая деятельность самих органов исполнительной власти. В случаях, когда нормы законов не имеют прямого действия, эту роль выполняют подзаконные акты, издаваемые Правительством, федеральными и региональными органами исполнительной власти. Детализируя и конкретизируя конституционные и законодательные нормы, подзаконные акты делают их реально «работающими».

Существуют различные виды административно-правовых норм. Основаниями их подразделения  на виды являются: содержание; форма  выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты - совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:

- закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

- определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

- устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

- регулирующие административно-процессуальную деятельность;

- обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

- определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Те группы административно-правовых норм, которые определяют права, обязанности и ответственность участников регулируемых ими отношений, принято называть материальными - например, статьи многочисленных положений о субъектах государственного управления. Административно-правовые нормы, которые определяют порядок реализации норм материального права, называются процессуальными.

По форме выражения (способу воздействия на участников регулируемых отношений) административно-правовые нормы бывают обязывающими, запрещающими, уполномочивающими (дозволительными), стимулирующими (поощрительными) и  рекомендательными.

Стимулирующие (поощрительные) нормы предусматривают средства (меры) материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений с целью обеспечения их должного поведения (например, предоставление определенных льгот).

Важное значение имеет  деление административно-правовых норм по порядку действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы  вступают в силу, то есть начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права  обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться  и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного  положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с  положением органа, издавшего акт. Исходя из этого различают нормы, действующие на территории РФ, субъектов РФ или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства) - это так называемые специальные субъекты.

Как и любая другая норма права, административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии  которых надо или можно действовать  определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы  административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения.

Диспозиция - центральная  часть административно-правовой нормы - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или  рекомендуемое данной нормой права.

В санкции административно-правовой нормы указываются неблагоприятные  последствия, наступающие для нарушителей  установленного данной нормой правила.

Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного акта. Специфика этой нормы заключается в том, что санкция (как в ряде случаев и гипотеза) не всегда выражена непосредственно в содержании того акта, в который включена данная норма, - зачастую она предусмотрена другим актом.

Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, то есть принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса. Исполнение - это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечивает исполнение требований действующего российского законодательства, а также защиту прав и законных интересов участников регулируемых общественных отношений.

Акты органов законодательной  и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые  регулируют общественные отношения  в сфере исполнительной власти, именуются  источниками административного права.

После распада СССР и  образования Содружества Независимых  Государств (СНГ) следует различать акты:

1) Российской Федерации (России, ранее - РСФСР);

2) СНГ, принятые с  участием России и действующие на ее территории;

3) акты СССР, применяемые  постольку, поскольку соответствующих актов России еще не имеется, при условии, что они не противоречат российскому законодательству. Кроме того, имеются международные акты, выполнять которые обязалась РФ.

Из ст. 5 Конституции РФ следует, что, будучи субъектами РФ, республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа - свои уставы и законодательство. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Источниками административного  права России являются: Конституция РФ; законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (прежде всего КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ и другие отраслевые кодексы); нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти; нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие административно-правовые отношения.

Важнейшими официальными изданиями, где публикуются административно-правовые акты, являются Собрание законодательства РФ (до 1 мая 1994 г. - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ), Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, а также Российская газета.

В России проводится большая работа по совершенствованию законодательства и его систематизации (прежде всего кодификации). Многие нормативные акты признаются утратившими силу, вместо них принимаются новые, адекватные реальным современным потребностям общества и государства.

Необходимость в составлении  и издании Свода законов возникла в связи с тем, что современное  законодательство крайне запутано и противоречиво, ориентироваться в нем крайне сложно не только гражданам, но и квалифицированным юристам.

 

 

 

3. Административные правоотношения

 

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и участникам. Им свойственны все основные признаки любого правового отношения:

- первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение соответствующей правовой нормы, придающей ему юридическую форму;

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования общественных отношений