Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 09:43, контрольная работа
Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависит не только от самой их природы и особенностей, но и от успешного использования всех элементов, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.
Механизм административно-правового регулирования - система административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере государственного управления с целью их упорядочения, охраны и развития.
Введение 3
1. Понятие и элементы механизма административно-правового
регулирования общественных отношений 4
2. Административно-правовые нормы: понятие, характерные
особенности, виды и способы реализации 10
3. Административные правоотношения 16
Заключение 22
Список использованных источников 24
- регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;
- корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой.
Соответственно под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
На особенности
- сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти);
- специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления);
- содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы.
Особенности административно-правовых отношений и их реальное место в системе правоотношений могут быть выражены следующими положениями.
1. Широко распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение».
2. Природа государственно-
3. Сфера государственного управления - управляемая сфера. В силу этого в административно-правовых отношениях всегда находят свое выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности. Определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.
4. Сфера государственного
управления есть та область
деятельности государства, в
5. Административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных отношений. Характерно, что они преследуют цель не только организации собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки «самоорганизации».
6. Административно-правовые
отношения возникают по
7. Между сторонами
административно-правовых
8. Для гражданско-правовых
отношений характерна
Административно-правовые
отношения возникают при
Действия являются результатом
активного волеизъявления субъекта.
По характеру различаются
Правомерные действия всегда
соответствуют требованиям
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия
не соответствуют требованиям
События-явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие).
Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям.
Административно-правовые отношения могут быть подразделены на следующие виды.
В зависимости от особенностей
административно-правового
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения;
б) отношения, складывающиеся
за рамками непосредственного
Иногда названные группы
административно-правовых отношений характеризуются
как основные и неосновные управленческие
связи. Первые прямо выражают сущность
управления, а вторые связаны с этой сущностью,
но прямо ее не выражают. К первым относятся
административно-правовые отношения,
которые могут быть выражены формулой
«команда - исполнение». Это, прежде всего,
отношения между вышестоящими и нижестоящими
звеньями механизма исполнительной власти,
между должностными лицами - руководителями
и подчиненными им по службе работниками
административно-
При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа «субъект - субъект»). Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов.
Иногда выделяют субординационные
и координационные
Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные административно-
Горизонтальными административно-правовыми
отношениями признаются те, в рамках
которых стороны фактически и
юридически равноправны. В них, соответственно,
отсутствуют юридически-
Заключение
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать о том, что предметом административно-правового регулирования являются конкретные виды общественных отношений.
Предмет административно-правового регулирования - это общественные отношения, являющиеся объектом воздействия права. Поэтому данные отношения должны отвечать определенным требованиям:
- быть устойчивыми
и характеризоваться
- обладать способностью
воспринимать правовые
- допускать возможность правового контроля за ними;
- в их правовом регулировании
должна быть заинтересована
Структуру предмета административно-правового регулирования составляют следующие элементы:
а) субъекты общественных отношений;
б) содержание общественных отношений (поведение людей);
в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);
г) социальные факты (различные
события и жизненные
Метод административно-правового регулирования - совокупность средств и приемов, с помощью которых государство регулирует общественные отношения.
Факторы, определяющие содержание метода:
а) общее взаимоположение субъектов (равноправное - подвластное);
б) порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, договора, акта применения права);
в) степень определенности предоставленных прав;
г) пути обеспечения прав и обязанностей субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность).
Предмет и метод административно-правов
Вопрос о предмете
и методах административно-
Список использованных источников:
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, СПС «КонсультантПлюс».
3. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова. - М.: Прогресс, 2009. – 247 с.
4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. - М.: Логос, 2009. – 397 с.
5. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. - М.: Горосс, 2008. – 571 с.
6. Гусева Т. А., Чапкевич Л. Е. Административное право. - М.: Дрофа, 2009. – 267 с.
7. Дмитриев Ю. А., Евтеева С. М., Петров С. М. Административное право. - М.: Юристъ, 2008. – 617 с.
8. Полянский И. А., Ширяев В. Н. Административное право России в схемах и определениях. - М.: Орлан, 2009. – 497 с.
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования общественных отношений