Механизм административно-правового регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависит не только от самой их природы и особенностей, но и от успешного использования всех элементов, посредством которого государственно-нормативная воля переводится в фактическое поведение субъектов общественных отношений.
Механизм административно-правового регулирования - система административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере государственного управления с целью их упорядочения, охраны и развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и элементы механизма административно-правового
регулирования общественных отношений 4
2. Административно-правовые нормы: понятие, характерные
особенности, виды и способы реализации 10
3. Административные правоотношения 16
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Цедринская_Е.А._Административное право_контр_1.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

- регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;

- корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой.

Соответственно под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

На особенности административных правоотношений оказывают определяющее влияние:

- сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти);

- специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления);

- содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы.

Особенности административно-правовых отношений и их реальное место  в системе правоотношений могут  быть выражены следующими положениями.

1. Широко распространено  мнение, что административно-правовые  отношения в отличие от иных (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение».

2. Природа государственно-управленческой  деятельности диктует необходимость выделения субъекта управления, то есть той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как «команда»; это - мостик к формуле «власть - подчинение».

3. Сфера государственного управления - управляемая сфера. В силу этого в административно-правовых отношениях всегда находят свое выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности. Определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.

4. Сфера государственного  управления есть та область  деятельности государства, в которой  действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо  органами государственного управления, либо органами исполнительной  власти.

5. Административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных отношений. Характерно, что они преследуют цель не только организации собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки «самоорганизации».

6. Административно-правовые  отношения возникают по инициативе  любой из сторон. Однако согласие  или желание второй стороны  не является во всех случаях  обязательным условием их возникновения.  Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

7. Между сторонами  административно-правовых отношений  возможны споры. Так, гражданин  может быть не согласен с  правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

8. Для гражданско-правовых  отношений характерна ответственность  одной стороны перед другой. Административным  правом установлен иной порядок  ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица).

Административно-правовые отношения возникают при наличии  условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты-обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

Действия являются результатом  активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные  и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные или административные проступки, как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относятся также бездействия (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События-явления, независимые  от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие).

Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям.

Административно-правовые отношения могут быть подразделены на следующие виды.

В зависимости от особенностей административно-правового регулирования  общественных отношений можно первоначально выделить две группы административных правоотношений:

а) отношения, непосредственно  выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его  осуществлением.

Иногда названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи. Первые прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся административно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда - исполнение». Это, прежде всего, отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами - руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности.

При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа «субъект - субъект»). Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов.

Иногда выделяют субординационные и координационные административные правоотношения. Суть первых ясна: они  построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями  называют те, в которых эта авторитарность, якобы, отсутствует.

Наиболее значительный интерес представляет классификация  административно-правовых отношений  по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с  этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени  выражают суть административно-правового  регулирования и типичных для  государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон.

Горизонтальными административно-правовыми  отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и  юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления  одной стороны, обязательные для  другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, так как они как бы выпадают из общего русла административно-правового регулирования. Тем не менее, возможность их возникновения существует.

 

Заключение

 

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать о том, что предметом административно-правового регулирования являются конкретные виды общественных отношений.

Предмет административно-правового  регулирования - это общественные отношения, являющиеся объектом воздействия права. Поэтому данные отношения должны отвечать определенным требованиям:

- быть устойчивыми  и характеризоваться повторяемостью  событий и действий людей;

- обладать способностью  воспринимать правовые требования;

- допускать возможность правового контроля за ними;

- в их правовом регулировании  должна быть заинтересована определенная  социальная общность (государство).

Структуру предмета административно-правового  регулирования составляют следующие  элементы:

а) субъекты общественных отношений;

б) содержание общественных отношений (поведение людей);

в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение  людей);

г) социальные факты (различные  события и жизненные обстоятельства).

Метод административно-правового регулирования - совокупность средств и приемов, с помощью которых государство регулирует общественные отношения.

Факторы, определяющие содержание метода:

а) общее взаимоположение  субъектов (равноправное - подвластное);

б) порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

в) степень определенности предоставленных прав;

г) пути обеспечения прав и обязанностей субъектов (уголовное  наказание, материальная ответственность).

Предмет и метод административно-правового регулирования являются материальным и юридическим критериями деления права на отрасли. Каждая отрасль характеризуется предметом регулирования и наиболее характерными для нее методами.

Вопрос о предмете и методах административно-правового  регулирования в настоящее время особенно актуален, поскольку, во-первых, отход от административно - командной система предполагает пересмотр методов воздействия на субъектов правоотношений; во - вторых, построение правового, демократического общества с социальной рыночной экономикой предполагает достаточно сложный механизм сбалансирования публичных и частных интересов; а в - третьих, происходит процесс формирования новых отраслей российского права.

 

Список использованных источников:

 

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, СПС «КонсультантПлюс».

3. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова. - М.: Прогресс, 2009. – 247 с.

4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. - М.: Логос, 2009. – 397 с.

5. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. - М.: Горосс, 2008. – 571 с.

6. Гусева Т. А., Чапкевич Л. Е. Административное право. - М.: Дрофа, 2009. – 267 с.

7. Дмитриев Ю. А., Евтеева С. М., Петров С. М. Административное право. - М.: Юристъ, 2008. – 617 с.

8. Полянский И. А., Ширяев В. Н. Административное право России в схемах и определениях. - М.: Орлан, 2009. – 497 с.


Информация о работе Механизм административно-правового регулирования общественных отношений