Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:25, контрольная работа
Цель данной работы – определение сущности механизма административно-правового регулирования, уяснение и описание природы административно-правовых отношений, изучение понятия и классификации административно-правовых норм.
Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
- дать понятие механизму административно-правового регулирования;
- рассмотреть административно-правовые нормы;
- рассмотреть административные правоотношения.
Введение 3
1.Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования общественных отношений. 6
2.Административно-правовые нормы: понятие, характерные особенности, структура, виды и способы реализации. 11
3.Административные правоотношения. 17
Заключение 21
Список использованных источников 24
Содержание:
Введение.
Общество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему действием различных закономерностей и факторов объективного и субъективного порядка.
Категория административно-правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались лишь как инструменты научного построения системы права. Далее, категория административно-правового регулирования позволяет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, структура административно-правового регулирования и т. д.
Актуальность данной работы несомненна, она диктуется следующими положениями. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву – регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего следует указать, что административное право – это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.
В целом же категория административно-правового регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами. В юридической литературе достигнуто почти единодушное понимание административно-правового регулирования как совокупности различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку.
Общее назначение административно-правового регулирования общественных отношений состоит в том, что с его помощью достигается установление и организация процесса реализации прав и юридических обязанностей различными субъектами общественных отношений. Таким путем правовое регулирование придает общественным отношениям определенность и устойчивость, поскольку установленное правило, с одной стороны, указывает наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, а с другой стороны, это правило гарантируется содействием, поддержкой и охраной государства с целью непременного достижения преследуемого результата в урегулированных правом общественных отношениях.
Каждая отрасль права имеет свои юридические средства воздействия на общественные отношения, которые определяются предметом, а также целью административно-правового регулирования. Совокупность этих средств юридического воздействия на общественные отношения составляет метод административно-правового регулирования, присущий той или иной отрасли права.
Взаимосвязь предмета и метода регулирования общественных отношений – вопрос, без которого невозможно дать анализ правовой системы и выявить особенности, присущие правовому воздействию в каждой ее отрасли.
Цель данной работы – определение сущности механизма административно-правового регулирования, уяснение и описание природы административно-правовых отношений, изучение понятия и классификации административно-правовых норм.
Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
- дать понятие механизму
- рассмотреть административно-
- рассмотреть административные правоотношения.
Структура контрольной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три вопроса, заключение, список использованных источников.
1.Понятие и элементы
механизма административно-
Правовое регулирование является категорией не только занимающей ключевую позицию в системе государственно-правового воздействия Российской Федерации, но достаточно качественно изученной наукой государственного управления и юридической наукой.
Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования".
Таким образом, механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.
Цель механизма правового регулирования – обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования – специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата. Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования – регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях. "Преодоление препятствий" – тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" - это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны.
Механизм правового регулирования – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.
Механизм правового регулирования – организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.
В связи с тем, что механизм правового регулирования – сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении./8/
Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система – более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология".
Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.
Итак, под механизмом административно-правового регулирования понимается система административно-правовых средств, которые, воздействуя на социальные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления.
Структурно данный механизм составляют следующие части:
1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев. Возьмем, к примеру, Государственную Думу, Правительство и МВД Российской Федерации.
МВД считало необходимым назначить административную ответственность за незаконное употребление наркотиков в общественных помещениях и мест приравненных к ним. Оно обратилось в Правительство, обладающее правом законодательной инициативы. Правительство направляет на ознакомление и рассмотрение Государственной Думы законопроект, в котором предлагается рассмотреть соответствующую норму.
2.Нормы административного права.
Под нормой права понимается регулирование отношений и регулирование правил поведения образец, установленный или санкционируемый государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее социальные отношения и предусматривающее в случае несоблюдения ответственность.
В нашем примере мера будет такой: «потребление наркотических препаратов без предписания врача в общественных помещениях». Однако, правоприменитель безусловно обязан знать, что такое «наркотическое средство» и что такое «общественные помещения». Необходимо официальное понимание этих понятий.
3.Акты толкования норм административного права.
Такими актами могут быть законы, указы Президента, Постановления Пленума Верховного Суда, Постановления Правительства и другие официальные документы.
Но к правонарушителю данную норму необходимо применять. Сотрудник милиции должен составить протокол, а судья (как правило) – рассмотреть дело и вынести постановление о наложении административного взыскания в отношении конкретного лица. Это постановление является актом применения нормы административного права.
4.Акты применения норм административного права.
Между сотрудником милиции, ведущим производство по делу, судьей, рассматривающим дело, лицом, привлекаемым к административной ответственности, а также другими субъектами производства возникают административные правоотношения, которые конкретно выражаются во взаимных обязанностях и правах.
5.Административно-правовые отношения.
Они являются последним элементом механизма, по существу, результатом административно-правового воздействия на общественные отношения./1/
2. Административно-правовые номы: понятие, характерные особенности, структура, виды и способы реализации.
Под административно-правовой нормой понимают правила поведения, установленные государством в целях закрепления и развития общественных отношений в сфере государственного управления, за нарушение которых может наступать административная ответственность. В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, которая проявляется в следующем:
- во-первых, они преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
- во-вторых, определяют тот или иной вариант должного, т. е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (губернатор города, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (граждане, общественные объединения);
- в-третьих, предназначены для исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации и законов ее субъектов. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования в системе общественных наук