Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:25, контрольная работа
Цель данной работы – определение сущности механизма административно-правового регулирования, уяснение и описание природы административно-правовых отношений, изучение понятия и классификации административно-правовых норм.
Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
- дать понятие механизму административно-правового регулирования;
- рассмотреть административно-правовые нормы;
- рассмотреть административные правоотношения.
Введение 3
1.Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования общественных отношений. 6
2.Административно-правовые нормы: понятие, характерные особенности, структура, виды и способы реализации. 11
3.Административные правоотношения. 17
Заключение 21
Список использованных источников 24
- в-четвертых, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе управленческой деятельности;
- в-пятых, в отличие от многих других отраслей российского права, имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них. Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая в административном порядке;
- в-шестых, могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается регулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; определяется порядок взимания налогов, сборов; осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства; устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т. п./13/
Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:
1) они устанавливаются органами
исполнительной власти и
2) нормы федеральных законов
не всегда имеют характер
3) административно-правовые
4) административно-правовые
Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей элементов нормы. Согласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, т. е. на те факты, которые порождают административно-правовые отношения (достижение определенного возраста, совершение правонарушения и т. п.). Гипотеза выражается либо в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.
Диспозиция – правило поведения, предписываемое нормой. Она выражается в виде предписаний (получить лицензию), запретов (запрещена продажа винно-водочных изделий без кассового аппарата) и дозволений (посещение определенных местностей иностранными гражданами только с разрешения органов исполнительной власти).
Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением.
Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет классификация по следующим основаниям:
- по предмету регулирования (содержанию);
- по методу воздействия на поведение субъектов административного права;
- по форме предписания;
- по пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам).
По предмету регулирования (содержанию) административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. Процессуальные нормы регулируют порядок реализации, применения права, т. е. направлены на проведение в жизнь материальных норм.
По методу воздействия на поведение субъектов административного права нормы подразделяются на обязывающие (регистрация по месту пребывания или жительства), уполномочивающие (право на обжалование неправомерных действий (бездействия) органов исполнительной власти), запретительные (переход перекрестка на красный сигнал светофора), поощрительные (стимулирующие).
По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные. Категорические нормы содержат правила строгого поведения участников административных правоотношений (указы Президента РФ о призыве на военную службу и увольнении с военной службы). Рекомендательные нормы содержат определенные советы о целесообразности совершения субъектами административного прав тех или иных действий. Например, многие постановления Правительства РФ обращены к органам исполнительной власти субъектов Федерации в виде рекомендаций об исполнении федеральных законов или указов Президента РФ по тем или иным вопросам государственного управления. Диспозитивные нормы содержат правило, которое предоставляет возможность участникам административного правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы (определение руководителем органа исполнительной власти его структуры, должностных обязанностей служащих).
По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам). Административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами (для органов, учреждений и граждан России). Соответственно территориальным масштабам различают нормы:
- общероссийские;
- действующие в пределах территорий субъектов Федерации;
- межтерриториальные.
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с заранее определенным сроком действия) и бессрочные, не имеющие установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е. ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями.
Административно-правовые нормы по субъектам (адресатам) регулируют поведение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления, а также деятельность государственных органов, общественных объединений, государственных служащих и служащих общественных объединений в сфере государственного управления. Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения их в жизнь. В теории права принято различать несколько способов реализации правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение. Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям указанных норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения. Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъекта права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Сущность применения административно-правовых норм состоит в принятии компетентным органом государства, должностным лицом властного решения, т. е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов (привлечение к административной ответственности за правонарушение или, наоборот, поощрение государственных служащих, граждан, участвующих в охране общественного порядка).
3. Административные
Норма административного права – это основа возникновения административного правоотношения, поскольку она в общей форме предусматривает, что при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческие отношения приобретают характер административно-правовых.
Административно-правовые отношения – это предусмотренные нормами административного права общественные отношения, возникающие в связи и по поводу государственного управления (вариант – осуществления исполнительной власти), в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.
Характерные черты государственно-управленческих отношений:
1. Это управленческие отношения, следовательно, имеют особый характер воздействия субъекта на объект (властный характер отношений).
2. Это отношения общественные, социальные, складывающиеся между людьми их группами (коллективами, объединениями и т.д.).
3. Это отношения волевые, поскольку люди обладают волей и сознанием, само управление есть подчинение воль многих или воли одного единой управляющей воле.
4. По сути своей это отношения организационные (упорядочивающие, регулирующие).
5. Это отношения, в которых реализуется общественный (социальный) интерес.
Это характеристика управленческих отношений. Данные отношения превращаются в административно-правовые, если складываются в связи с публичным интересом (тезис науки зарубежного административного права), в российском административном праве – если возникают по поводу и в связи с государственным управлением (исполнительной властью), что обусловливает необходимость их правового опосредования (урегулирования правовыми нормами).
Не все управленческие отношения становятся административными:
во-первых, кроме публичного управления есть частное, и это не сфера государственного управления,
во-вторых, не вся деятельность по государственному управлению протекает в правовых рамках, то есть, не все отношения регулируются правом, остается много организационных, не влекущих правовых последствий, отношений.
Значит, два основных фактора превращают управленческие отношения в административные:
- принадлежность к
- органическая связь с
нормами административного
Характерные черты административных правоотношений:
1. Административные
2. Для административных
правоотношений характерно
3. Этот субъект всегда действует юридически-властно (не следует путать с административно-властно, речь идет о юридическом праве одной стороны, а не обязательно об организационной или иной подчиненности, подвластности).
4. Эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не обязательно.
5. Споры, возникающие из данных отношений, разрешаются, как правило, в административном, то есть, внесудебном порядке, могут рассматриваться не только судом, а уполномоченным на то органом исполнительной власти или иным органом государства, которому переданы полномочия по разрешению данных споров. Для правового государства предпочтителен судебный порядок.
6. В случае нарушения
одной из сторон требований
административно-правовых норм
Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
Первая концепция (основоположник Ю.М. Козлов и московская школа) выделяет 3 признака отношений:
1. возникают в процессе государственного управления;
2. на одной стороне всегда орган государства;
3. являются отношениями «власти-подчинения» и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Вторая концепция (основоположник Г.И. Петров и ленинградская школа) выделяет 3 признака:
1. отношения возникают в сфере (в процессе слишком узко) государственного управления;
2. отношения складываются между любыми субъектами административного права в любом их сочетании (например, между гражданами);
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования в системе общественных наук