Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа
Обеспечение как правовой институт предполагает установление специальными (обеспечительными) правовыми мерами (способами, средствами) большей степени возможности (гарантированности) достижения правовых целей, в том числе и установление большей степени гарантированности реальной защиты прав и охраняемых законом интересов обратившегося за защитой лица.
Введение …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи, содержание ……………………………… 5
ГЛАВА II. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе элементов административного производства …………………………………………….. 9
ГЛАВА III. Характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как мер административного принуждения ……………………………………………………………………. 22
Заключение ……………………………………………………………………… 29
Список литературы …………………………………………………………...… 33
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, поэтому применение административного задержания и других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть установлено только КоАП.
Административное задержание сопряжено с мерами физического принуждения физического лица. Указанное лицо доставляется в специально предназначенное для этого служебное помещение органов, указанных в п. 1 - 8 ч. 1ст 27.3 КоАП РФ, либо в специальные учреждения, создаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ5.
Административному задержанию физического лица предшествует доставление указанного лица в соответствии со ст. 27.2 КоАП. Административное задержание может быть применено к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, т.е. к лицу, подозреваемому в совершении указанного правонарушения, а также на стадии исполнительного производства - к физическому лицу, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.
Как правило, административное
задержание осуществляется должностными
лицами правоохранительных органов, в
системе которых находятся
Должностные лица ОВД (милиции) вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Исчерпывающий перечень указанных лиц определен ст. 28.3 КоАП.
Административное задержание, так же как и предшествующее ему доставление физического лица, не может быть применено к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения, в случаях, когда административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа назначается (налагается) без составления протокола (см. п. 4 комментария к ст. 27.2).
При административном задержании наряду с протоколом об административном правонарушении, в совершении которого подозревается задержанный, составляется специальный протокол об административном задержании. Реквизиты указанных протоколов, как правило, совпадают.
Задержанный вправе отказаться от подписания протокола; такая же возможность предусмотрена и для лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения при составлении соответствующего протокола.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Осуществление личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением в первом случае права на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) и во втором - права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Вещи - объекты досмотра являются движимыми вещами.
Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 26.6 КоАП понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения (предметы) административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в целях обнаружения указанных орудий, предметов.
По смыслу ч. 3 статьи 27.7 КоАП РФ личный досмотр и досмотр вещей представляют собой различные меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, применение которых обусловлено различными процессуальными гарантиями досматриваемого лица.
Если при личном досмотре, досмотре вещей и предметов были обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения, указанные орудия (предметы) могут быть изъяты в соответствии со ст. 27.10 КоАП; на вещи, явившиеся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, может быть наложен арест согласно ст. 27.14 КоАП.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как правило, осуществляются в случае доставления, административного задержания. При этом наряду с протоколом об административном правонарушении составляется протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
Личный досмотр, применяемый в соответствии с комментируемой статьей, следует различать с личным обыском лица, осуществляемым в качестве меры процессуального принуждения согласно ст. 93, 184 УПК. В соответствии со ст. 184 УПК личный обыск подозреваемого, обвиняемого производится при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены ч. 1 и 3 ст. 182 УПК, в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела.
Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
Осмотр принадлежащих
юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю используемых для
осуществления предпринимательс
Под осматриваемыми помещениями, принадлежащими юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, по смыслу данной статьи понимаются недвижимые имущественные объекты, находящиеся у осматриваемого лица в собственности или на иных законных основаниях.
Под предпринимательской
Применительно к ч. 1 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях согласно ч. 1, 2 ст. 28.3 КоАП, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти .
При обнаружении в результате осмотра вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, указанные вещи могут быть изъяты либо на них может быть наложен арест в соответствии со ст. 27.10, 27.14 КоАП.
Предметы, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы, рассматриваются в качестве вещественных доказательств по делу.
Документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, могут быть изъяты должностными лицами, уполномоченными на осуществление данной меры обеспечения производства по делу, согласно ст. 27.10 КоАП.
При применении рассматриваемой меры обеспечения производства по делу предусмотрено составление специальных протоколов должностными лицами, перечень которых определен ст. 28.3 КоАП, независимо от составления протокола об административном правонарушении .
Протокол о применении рассматриваемой меры обеспечения производства по делу в случаях, не терпящих отлагательства, составляется в отсутствие законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя; таким образом, по смыслу ч. 2, 6 комментируемой статьи осуществление осмотра допускается в указанных случаях и в отсутствие собственника осматриваемого помещения (лица, пользующегося данным помещением на иных законных основаниях), иного законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, но при обязательном присутствии представителя юридического лица, представителя индивидуального предпринимателя, а также понятых.
К случаям, не терпящим отлагательства,
относится осуществление
Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Досмотр транспортного
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.
В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
«Должностное лицо, осуществляющее досмотр транспортного средства, должно быть осведомлено о наличии в досматриваемом средстве орудий совершения либо предметов административного правонарушения, которые могут быть отнесены к вещественным доказательствам по делу»6. Рассматриваемая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может быть применена в целях обнаружения документов, имеющих значение доказательств по делу.
Досмотр транспортного средства может быть применен при осуществлении доставления и административного задержания - лицами, уполномоченными на применение данных мер обеспечения производства по делу в соответствии со ст. 27.2, 27.3 КоАП. По смыслу ч. 2 ст. 27.3, а также ч. 2 статьи 27.9 перечень должностных лиц, осуществляющих досмотр транспортного средства, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти .
Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии собственника указанного средства или лица, владеющего, пользующегося транспортным средством.
В отличие от применения других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в случае досмотра транспортного средства не требуется составления специального протокола. При составлении протокола об административном задержании с одновременным применением меры обеспечения производства по делу в виде досмотра транспортного средства в протокол вносится соответствующая запись об осуществлении досмотра. Протокол об административном задержании подлежит составлению независимо от составления протокола об административном правонарушении.
Информация о работе Меры процессуального обеспечения виды и содержание