Меры процессуального обеспечения виды и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение как правовой институт предполагает установление специальными (обеспечительными) правовыми мерами (способами, средствами) большей степени возможности (гарантированности) достижения правовых целей, в том числе и установление большей степени гарантированности реальной защиты прав и охраняемых законом интересов обратившегося за защитой лица.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи, содержание ……………………………… 5
ГЛАВА II. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе элементов административного производства …………………………………………….. 9
ГЛАВА III. Характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как мер административного принуждения ……………………………………………………………………. 22
Заключение ……………………………………………………………………… 29
Список литературы …………………………………………………………...… 33

Файлы: 1 файл

Контрольная администр. Меры процессуального обеспечения виды и содержание.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Об аресте товаров, транспортных средств и других вещей составляется протокол независимо от составления протокола о применении других мер обеспечения производства по делу, а также протокола об административном правонарушении.

Запрет распоряжаться арестованной вещью является следствием применения данной меры обеспечения производства по делу; введение также и запрета пользоваться вещью обусловлено решением должностного лица, осуществляющего арест вещей согласно ч. 2 данной статьи. Поскольку при применении ареста вещей не предусмотрено составление иных документов, кроме описи арестованных вещей, а также протокола, в описи и (или) в протоколе должны быть также указаны сведения о применении запрета пользоваться вещами, на которые наложен арест.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В случаях, предусмотренных  частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

«Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел»10.

Привод физического  лица либо законного представителя  юридического лица, в отношении которых  ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя  несовершеннолетнего лица, привлекаемого  к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения возможно только в случае, если рассмотрение дела было отложено в связи с неявкой по уважительной причине лиц, подлежащих приводу согласно ч. 1 комментируемой статьи, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.

Определение о приводе  лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела об административном правонарушении, выносится судьей, органом, должностным лицом при рассмотрении дела.

Согласно п. 8, 12 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июля 2003 г. N 4878), для осуществления привода начальник ОВД или лицо, исполняющее его обязанности, выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников милиции общественной безопасности с учетом вида административного правонарушения, по которому вынесено определение о приводе. Сотрудник милиции либо старший группы (наряда) сотрудников милиции объявляет лицу, подлежащему приводу, под расписку определение о приводе.

В соответствии с п. 16 Инструкции при невозможности осуществления  привода в указанные в определении сроки, а также в случае отсутствия лица либо его представителя, подлежащих приводу, начальник ОВД или лицо, исполняющее его обязанности, немедленно извещает об этом инициатора привода с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению определения о приводе.

Привод может быть применен: к физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу; к законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу; к законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также к свидетелю11.

Привод может быть применен также к потерпевшему или  к понятому в случае их опроса в качестве свидетелей.

 

Заключение

В целом целями применения указанных мер является: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

 Важно отметить, что  меры обеспечения производства  по делу об административном  правонарушении применяются только  в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 Административное  доставление представляет собой  передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с  целью составления протокола  об административном правонарушении  при невозможности его составления  на месте. Вместе с тем, административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

 Административное  задержание - мера процессуального  обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены ст. 27.5 КоАП РФ - только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например, доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.

 Целью проведения  осмотра является поиск доказательств  по делу об административном правонарушении. Такой осмотр имеет определенное сходство с предусмотренными ст. 27.7 КоАП РФ личным досмотром и досмотром вещей, находящихся при физическом лице. Вместе с тем, между этими процессуальными действиями имеются и отличия.

 Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов уполномочены проводить лица, перечисленные в ст. 28.3. Перечень таких лиц гораздо шире, чем перечень лиц, уполномоченных проводить личный досмотр и досмотр вещей.

 Досмотр транспортного  средства принципиально мало  отличается от личного досмотра  и досмотра вещей, находящихся  при физическом лице. И в том,  и в другом случае целью  досмотра является обнаружение  орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр - это обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности.

 В процессе личного  досмотра, досмотра вещей, находящихся  при физическом лице, досмотра  транспортного средства, осмотра помещений и территорий нередко возникает необходимость изъятия обнаруженных доказательств. В силу этого, лица, уполномоченные проводить процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7, 27.8 и 27.9 КоАП РФ, вправе также осуществить изъятие вещей и документов.

 КоАП РФ особо  регулирует изъятие водительского  удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста  (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота. Целью такого  изъятия является не собирание  доказательств по делу об административном  правонарушении, а обеспечение исполнения наказания о лишении специального права, если такое наказание будет назначено.

 Отстранение от  управления транспортным средством  производится по следующим основаниям:

1) если в отношении  лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

2) в случае совершения  лицом, управляющим транспортным  средством, административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП.

 Задержание транспортного  средства представляет собой  временное принудительное прекращение  использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности  устранения причины задержания  на месте выявления административного  правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств. Запрещение эксплуатации транспортного средства представляет собой наложение уполномоченным должностным лицом запрета на дальнейшее использование транспортного средства вплоть до устранения причин запрета.

 КоАП РФ четко  устанавливает в каких случаях  допускается задержание транспортного  средства и запрещение эксплуатации  транспортного средства.

 Арест является  специальной мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемой в случае, когда невозможно провести изъятие орудий совершения или предметов административного правонарушения и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. В некоторых комментариях указывается, что цель наложения ареста - обеспечить возможность взыскания штрафа, если он будет наложен за совершенное правонарушение.

 Привод представляет  собой принудительное перемещение  физического лица к месту рассмотрения  дела об административном правонарушении в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела. Привод может применяться в случае, если отсутствие физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. М.: Юрид.литер, 2005
  2. Бабкин А.И. Обеспечительная мера - друг или враг? // ЭЖ-Юрист. 2008. N 10
  3. Бахрах Д. Н.  Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА . М), 2007
  4. Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. - Юстицинформ, 2006
  5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М.Козлова. М.: Юрист, 2007
  6. Кузнецов С.А. Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. М.: Волтерс Клувер, 2007
  7. Маранц Ю.В. Обеспечительные меры по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 4
  8. Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юристъ, 2007
  9. Рябченко Л. Обеспечить - полдела. Главное - исполнить // ЭЖ-Юрист. 2008. N 18

10.Треушников А.М. Обеспечительные меры в административном процессе // Законодательство. 2008. N 8

1 Треушников А.М. Обеспечительные меры в административном процессе // Законодательство. 2008. N 8., С. 13

2 Рябченко Л. Обеспечить - полдела. Главное - исполнить // ЭЖ-Юрист. 2008. N 18, С. 49

3 Кузнецов С.А. Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. М.: Волтерс Клувер, 2007, С. 58

4 Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. М.: Юрид.литер, 2005, С. 228

5 Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. - Юстицинформ, 2006, С. 409

6 Кузнецов С.А. Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. М.: Волтерс Клувер, 2007, С. 60

7 Бабкин А.И. Обеспечительная мера - друг или враг? // ЭЖ-Юрист. 2008. N 10., С. 8

8 Маранц Ю.В. Обеспечительные меры по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 4., С. 80

9 Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юристъ, 2007, С. 208

10 Бахрах Д. Н.  Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА . М), 2007, С. 408

11 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М.Козлова. М.: Юрист, 2007, С. 308

Информация о работе Меры процессуального обеспечения виды и содержание