Глава 3. Методы обнаружения и профилактики
синдрома «эмоционального выгорания»
3.1 Диагностика синдрома «эмоционального
выгорания»
В настоящее время выделяют
около 100 симптомов, так или иначе связанных
с синдромом «эмоционального выгорания»
(СЭВ). Прежде всего, следует отметить,
что условия профессиональной деятельности
порой могут явиться и причиной синдрома
хронической усталости, который, кстати,
довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме
хронической усталости типичны жалобы
больных: прогрессирующая усталость, снижение
работоспособности; плохая переносимость
ранее привычных нагрузок; мышечная слабость;
боль в мышцах; расстройства сна; головные
боли; забывчивость; раздражительность;
снижение мыслительной активности и способности
к концентрации внимания. У лиц, страдающих
синдромом хронической усталости, может
регистрироваться длительный субфебрилитет,
боли в горле. При постановке этого диагноза
следует учитывать, что при этом должны
отсутствовать другие причины или заболевания,
способные вызвать появление подобных
симптомов [16. C. 42].
Выделяются три ключевых признака
СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период
повышенной активности, когда человек
полностью поглощен работой, отказывается
от потребностей, с ней не связанных, забывает
о собственных нуждах, а затем наступает
первый признак - истощение. Оно определяется
как чувство перенапряжения и исчерпания
эмоциональных и физических ресурсов,
чувство усталости, не проходящее после
ночного сна. После отдыха эти явления
уменьшаются, однако возобновляются по
возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком СЭВ является личностная
отстраненность. Профессионалы при изменении
своего сострадания к пациенту (клиенту),
расценивают развивающееся эмоциональное
отстранение как попытку справиться с
эмоциональными стрессорами на работе.
В крайних проявлениях человека почти
ничто не волнует из профессиональной
деятельности, почти ничто не вызывает
эмоционального отклика - ни положительные,
ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается
интерес к клиенту (пациенту), который
воспринимается на уровне неодушевленного
предмета, само присутствие которого порой
неприятно. Третьим признаком является
ощущение утраты собственной эффективности,
или падение самооценки в рамках «выгорания».
Человек не видит перспектив в своей профессиональной
деятельности, снижается удовлетворение
работой, утрачивается вера в свои профессиональные
возможности [18].
Взаимовлияние факторов определяет
динамику развития процесса «выгорания».
В 1986 г. был разработан опросник "Maslach
Burnout Inventory" (MBI), позволяющий стандартизировать
исследования в этом направлении. Авторы
динамической фазовой модели "burnout"
выделяют 3 степени и 8 фаз выгорания, отличающиеся
взаимоотношением показателей по трем
факторам (под значениями показателей
понимается оценка баллов, набранных по
субшкалам опросника "MBI", относительно
среднестатистических величин). Модель
позволяет выделить среднюю степень выгорания,
при которой наблюдаются высокие показатели
эмоционального истощения. Эмоционально-энергетический
«запас» до этой стадии противодействует
нарастающей деперсонализации и редукции
достижений [14. C. 20].
Существует двухфакторный подход,
согласно которому в СЭВ входят:
- эмоциональное истощение
- "аффективный" фактор (относится
к сфере жалоб на плохое
физическое самочувствие, нервное
напряжение);
- деперсонализация - "установочный"
фактор (проявляется в изменении
отношений к пациентам и к
себе).
СЭВ является комбинацией физического,
эмоционального и когнитивного истощения
или утомления, при этом главным фактор
- эмоциональное истощение. Дополнительные
компоненты «выгорания» являются следствием
поведения (купирования стресса), ведущего
к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному
выгоранию, которое выражается в редуцировании
персональных достижений [17. C. 7].
В настоящее время нет единого
взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря
на это, можно сказать, что он представляет
собой личностную деформацию вследствие
эмоционально затрудненных и напряженных
отношений в системе «человек-человек».
Последствия «выгорания» могут проявляться
как в психосоматических нарушениях, так
и в сугубо психологических (когнитивных,
эмоциональных, мотивационно-установочных)
изменениях личности. То и другое имеет
непосредственное значение для социального
и психосоматического здоровья личности.
У людей, пораженных СЭВ, как
правило, выявляется сочетание психопатологических,
психосоматических, соматических симптомов
и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются
хроническая усталость, когнитивная дисфункция
(нарушения памяти, внимания), нарушения
сна, личностные изменения. Возможно развитие
тревожного, депрессивного расстройств,
зависимостей от психоактивных веществ,
суицид. Общими соматическими симптомами
являются головная боль, гастроинтестинальные
(диарея, синдром раздраженного желудка)
и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия,
гипертония) нарушения.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов,
характерных для СЭВ:
- физические симптомы (усталость,
физическое утомление, истощение; изменение
веса; недостаточный сон, бессонница; плохое
общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям;
затрудненное дыхание, одышка; тошнота,
головокружение, чрезмерная потливость,
дрожь; повышение артериального давления;
язвы и воспалительные заболевания кожи;
болезни сердечно-сосудистой системы);
- эмоциональные симптомы (недостаток
эмоций; пессимизм, цинизм и черствость
в работе и личной жизни; безразличие,
усталость; ощущение беспомощности и безнадежности;
агрессивность, раздражительность; тревога,
усиление иррационального беспокойства,
неспособность сосредоточиться; депрессия,
чувство вины; истерики, душевные страдания;
потеря идеалов, надежд или профессиональных
перспектив; увеличение деперсонализации
своей или других - люди становятся безликими,
как манекены; преобладает чувство одиночества);
- поведенческие симптомы (рабочее
время более 45 часов в неделю; во время
работы появляется усталость и желание
отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая
нагрузка; оправдание употребления табака,
алкоголя, лекарств; несчастные случаи
- падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное
эмоциональное поведение);
- интеллектуальное состояние
(падение интереса к новым теориям и идеям
в работе, к альтернативным подходам в
решении проблем; скука, тоска, апатия,
падение вкуса и интереса к жизни; большее
предпочтение стандартным шаблонам, рутине,
нежели творческому подходу; цинизм или
безразличие к новшествам; малое участие
или отказ от участия в развивающих экспериментах
- тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
- социальные симптомы (низкая
социальная активность; падение интереса
к досугу, увлечениям; социальные контакты
ограничиваются работой; скудные отношения
на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания
других и другими; ощущение недостатка
поддержки со стороны семьи, друзей, коллег)
[8. C. 356].
Таким образом, СЭВ характеризуется
выраженным сочетанием симптомов нарушения
в психической, соматической и социальной
сферах жизни.
3.2 Методы психогигиены
и психопрофилактики синдрома «эмоционального
выгорания»
Психогигиена — это отрасль психологии
и гигиены, изучающая факторы и условия
окружающей сил образ жизни, благотворно
влияющие на психическое развитие психического
состояния человека, и разрабатывающая
рекомендации по сохранению и укреплению
психического здоровья.
Психическое здоровье предполагает
состояние полного душевного равновесия,
умение владеть собой, способность быстро
приспосабливаться к сложным ситуациям
и их преодолевать, в короткое время восстанавливать
душевное равновесие.
Предупреждение болезненных
психических реакций социального работника
в процессе профессионального общения
— серьезная задача психогигиены [17. C.
8].
Важное значение имеют такие
психоаналитические качества, как самоконтроль,
самооценка, а также стрессоустойчивые
качества, физическая тренированность,
самовнушаемость, умение переключаться
и управлять своими эмоциями.
Чрезвычайно важным для социального
работника является навык самообладания,
который рассматривается в психологии
как показатель социальной и эмоциональной
зрелости личности. Следует подчеркнуть,
что самообладание — это не столько качество
личности, сколько процесс управления
своим поведением в экстремальной ситуации.
В связи с тем, что социальному работнику
часто приходится бывать именно в таких
ситуациях, ему необходимо специально
развивать в себе способности и навыки
самообладания.
Важнейшим принципом предотвращения
синдрома «выгорания» является соблюдение
требований психогигиены самим социальным
работником [12. C. 8].
Основные задачи психогигиены
профессиональной деятельности – разработка
и осуществление совокупности мероприятий,
обеспечивающих сохранение и укрепление
психического здоровья профессионала.
Для кадров социальной работы,
как и для персонала других сфер деятельности,
важнейшими «требуемыми свойствами» являются
здоровье (физическое и психическое), компетентность
и профессионализм.
Требование здоровья обусловлено
тем, что социальная работа была и остается
одной из трудных в физическом и психологическом
отношении. Здесь сталкиваются с самыми
печальными сторонами человеческой жизни
— старостью, инвалидностью, одиночеством,
сиротством, немощностью, беззащитностью,
болезнями, причудами, жестокостью и др.
Следует учесть, что большинство
работников составляют женщины, обладающие
более высокой степенью восприимчивости,
сопереживания, эмоциональности по сравнению
с мужчинами.
Поэтому на практике для поддержания
и укрепления здоровья персонала используются
индивидуальные, групповые, коллективные
системы. Например, психологические приемы
самозащиты в ситуациях «негативного
общения»; комнаты и методики релаксации,
психологической разгрузки; индивидуальная
и групповая психотерапия; периодические
медицинские осмотры и оказание врачебной
помощи; предоставление путевок по льготным
ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты;
занятия физкультурой и др [17. C. 9-10].
Главными направлениями, предотвращающими
«выгорание» специалистов по социальной
работе являются:
– развития знаний, навыков
и умений;
– улучшения условий труда
и отдыха;
– развития содержания труда;
– развития средств труда;
– развития мотивации;
– изменения оплаты труда;
–социальная защиты самих «защищающих»;
–система психологической
разгрузки, снятия напряжения
после рабочего дня;
–система улучшения психологического
климата в коллективе.
Для системы социальной защиты,
помощи весьма значимой была названа проблема
«защиты самих защищающих». Специалисты
и руководители в качестве примеров приводили
ситуации, в которых «полевые» социальные
работники, специалисты по социальной
работе и руководители подразделений
оказывались «в зоне повышенного риска»
из-за непредсказуемого поведения защищаемых.
Это приводило не только к психологическим
расстройствам и травмам защищающих, но
представляло опасность для жизни.
То есть необходимо прежде всего
соответствующее законодательство, которое
бы обеспечивало правовую защиту работников
системы социальной работы от различных
посягательств.
Желание помогать не следствие
стремления к власти. Социальный работник
идёт на огромный риск, на него воздействует
вся гамма общественных явлений: от нищеты
до благополучия, от власти до анархии.
Важно обладать профессионально значимыми
качествами, чтобы в процессе помощи другим
предотвратить собственное «самоистребление».
В задачи психогигиены входит
изучение и предотвращение воздействия
психотравмирующих факторов, связанных
с особенностями данной деятельности.
Существует также немало конкретных
способов преградить путь ”синдрому выгорания”.
— культивирование других интересов,
не связанных с консультированием, наилучшее
решение этой проблемы состоит в том,
чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями,
написанием научных статей,
— внесение разнообразия в
свою работу, создание новых проектов
и их реализация без ожидания санкционирования
со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья,
соблюдение режима сна и питания, овладение
техникой медитации;
— удовлетворяющая социальная
жизнь; наличие нескольких друзей (желательно
других профессий), во взаимоотношениях
с которыми существует баланс;
— стремление к тому, чего хочется,
без надежды стать победителем во всех
случаях и умение проигрывать без ненужных
самоуничижения и агрессивности;
— способность к самооценке
без упования только на уважение окружающих;
— открытость новому опыту;
— умение не спешить и давать
себе достаточно времени для достижения
позитивных результатов в работе и жизни;
— обдуманные обязательства
(например, не следует брать на себя большую
ответственность за клиента, чем делает
он сам);
— чтение не только профессиональной,
но и другой хорошей литературы, просто
для своего удовольствия без ориентации
на какую-то пользу;
— участие в семинарах, конференциях,
где предоставляется возможность встретиться
с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная
работа с коллегами, значительно отличающимися
профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной
группы, дающее возможность обсудить возникшие
личные проблемы, связанные с консультативной
работой;
— хобби, доставляющее удовольствие
.
Итак, чтобы избежать “синдрома
выгорания”, консультант должен изредка,
но обязательно оценивать свою жизнь вообще
— живет ли он так, как ему хочется. Если
существующая жизнь не удовлетворяет,
следует решить, что нужно сделать для
положительных сдвигов. Только должным
образом заботясь о качестве своей жизни,
можно остаться эффективным консультантом.
В работах исследователей по
созданию программ профессионального
самосохранения, ориентирующихся на гуманистический
подход в психологии, опираются
на теорию самоактуализации и самореализации
личности А. Маслоу, предложены следующие
приемы профессиональною самосохранения.
1. Реализация намеченного
профессионального плана (сценария
профессиональной жизни).
2.Преодоление дезинтегрированного
сознания (то есть вытеснение
так называемых «мотивов ложной
самоактуализации», которые порождают
несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной
целостности человека).
3.Активная позиция в
профессиональной жизни.
4.Готовность к постоянному
самоизменению, лабильность установок.
5.Знание собственной индивидуальности
и использование ее в профессиональной
жизни.
6. Освоение индивидуальной
системы адекватных средств преодоления
негативных состояний.
7. Противодействие профессиональному
старению. Особое внимание уделяется
приему самосохранения, обозначенному
как реализация намеченного профессионального
плана. Личный профессиональный
план является важным регулятором
профессионализации личности, обобщая
ее представления о целях и
перспективах профессиональной
деятельности, основных этапах, путях
и средствах ее достижения, возможных
препятствиях и способах их преодоления.
Наличие четкой и осознанной
жизненной перспективы дает человеку
мощные стимулы к творчеству, рождает
оптимистическое мироощущение, формирует
интерес к будущему как полю самореализации.
В работе по формированию личностно- и
социально-значимых стратегий профессиональной
деятельности большое значение имеет
использование биографического метода,
побуждающего человека к анализу своей
жизни, деятельности, планов на будущее,
позволяющего корректировать жизненную
программу [16. C.34-36].
Главной профилактической мерой
профессиональных деформаций личности
должны быть постоянный творческий момент
в деятельности, расширение вариантов
профессиональных задач, разнообразие
круга общения. Во время профессионального
обучения необходимо создавать как бы
дополнительную степень свободы, не замыкаясь
в узких рамках предстоящих профессиональных
заданий.
Особое внимание нужно обратить
на формирование защитных механизмов
у каждого социального работника. Как
правило, это удается сделать только с
помощью серии тренинговых групп, проводимых
специалистом в области групповой психотерапии.
Основные защитные механизмы формируются
при осознании и принятии целей, методов,
своей роли (и ее границ), концепции телефонной
помощи. Каждый должен ответить на вопрос:
"Что я делаю?", "Кто я такой?",
"Зачем я помогаю?", "Как?"
Есть еще один важный фактор,
провоцирующий «выгорание» - фактор отсутствия
положительного подкрепления.
Снизить действие этого фактора,
наверное, может только общественное признание,
выраженное более или менее конкретно
- повышение престижа этого рода деятельности,
больше статей, передач по радио и телевидению,
посвященных сотрудникам социальных служб,
специфике их работы, достижениям [17. C.
11-12].
Следует подчеркнуть, что личность
развивается не только под воздействием
внешнего мира. Большую роль играют тенденции
саморазвития, когда свойства личности
формируются исходя из потребностей самой
личности, направленных на достижение
определенного уровня самореализации.
В этом смысле; особенно важным является
признание личностного своеобразия каждого
профессионала и его права на самостоятельный
поиск своего профессионального пути.
Социальные работники должны
хорошо представлять профессиональные
риски, их социально-психологическую и
биологическую природу, иметь информацию
о способах предупреждения такого рода
заболеваний, правильно реагировать на
их наличие. Социальный работник должен
иметь представление о различных формах
проявления психологического кризиса
на том или ином этапе своей деятельности.
Организация мониторинга здоровья социальных
работников — важнейшее направление деятельности
социальных служб и в целом системы социального
обслуживания населения.
Изучив, различные подходы
к методам профилактики «эмоционального
выгорания», можно сделать следующие выводы:
Психогигиена социального работника
обеспечивается его толерантностью к
синдрому «выгорания». Социальный работник
должен обладать эмоциональной устойчивостью,
быть готовым к психическим перегрузкам,
избегать возможных отклонений в собственных
оценках и действиях.
Поэтому важнейшей задачей
органов управления, в ведении которых
находятся социальные службы и учебные
центры, осуществляющих подготовку и переподготовку
социальных работников, является сохранение
здоровья социальных работников, профилактика
их профессиональных заболеваний, проведение
консультаций относительно профессиональных
рисков в социальной работе. Важно повышать
психологическую культуру социальных
работников и проводить психологические
тренинги, консультации с ними. Социальные
работники должны хорошо представлять
себе профессиональные возможности и
ограничения, постоянно учитывать свой
психофизиологический и трудовой потенциал.
В любом случае формирование личностных
качеств целесообразно начинать на ранних
этапах профессионального обучения. Методами,
используемыми при этом, могут быть физические
упражнения, рационализация задач в беседах
или лекциях, консультации психолога,
психотренировка, социально-психологический
тренинг, деловые игры применение длительных
психолого-педагогических рекомендации
по организации учебного и рабочего процесса.
На карьеру оказывают влияние,
прежде всего внутренние факторы — мотивы,
уровень притязаний, самооценка, здоровье
и т.д., которые могут усиливаться и формироваться
самим человеком. Роль внутренних факторов
в карьере тем более значима, чем более
зрелым является человек как профессионал
и как личность. В связи с этим необходимо
изучать специфику деятельности социального
работника, личностно-профессиональные
особенности специалиста социальной сферы
и факторы, влияющие на развитие синдрома
«выгорания» и других рисков, связанных
с его профессиональной деятельностью,
с тем, чтобы целенаправленно формировать
значимые для деятельности свойства личности,
а при необходимости одновременно проводить
психологическую работу по предотвращению
профессиональных стрессов.
|