Методы обнаружения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 19:17, курсовая работа
Описание работы
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности. Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно.
Содержание работы
Введение Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания». 1.1.История изучения синдрома «эмоционального выгорания» 1.2.Понятие синдрома «эмоционального выгорания» и факторы, его обуславливающие. Синдром «эмоционального выгорания» как риск, связанный с деятельностью в социальной работе 2.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания» 2.2. Формирование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников Методы обнаружения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания» 3.1. Диагностика синдрома «эмоционального выгорания» 3.2. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» Заключение 23 Список использованных источников и литературы
Синдром «выгорания» — сложный
психофизиологический феномен, который
определяется как эмоциональное, умственное
и физическое истощение из-за продолжительной
эмоциональной нагрузки, выражается в
депрессивном состоянии, чувстве усталости
и опустошенности, недостатке энергии
и энтузиазма, утрате способностей
видеть положительные результаты своего
труда, отрицательной установке в отношении
работы и жизни вообще. У специалиста,
испытывающего синдром эмоционального
«выгорания», появляются различные симптомы
физических недомоганий, головные боли,
бессонница, потеря аппетита или склонность
к перееданию, злоупотреблению успокаивающими
или возбуждающими средствами. Существуют различные мнения
относительно факторов возникновения
выгорания и самих симптомов эмоционального
«выгорания». Исследователи сходятся
во мнении о том, что главный источник
«выгорания» — это взаимодействие с людьми.
По мнению исследователей, нарушения могут
затрагивать разные грани трудового процесса
— профессиональную деятельность, личность
профессионала, профессиональное общение.
В связи с этим профилактике и обеспечению
психогигиены социального работника необходимо
уделять особое внимание и способствовать
созданию системы психологической помощи
самим социальным работникам. Психогигиена
социального работника обеспечивается
его толерантностью к синдрому «выгорания».
Социальный работник должен обладать
эмоциональной устойчивостью, быть готовым
к психическим перегрузкам. В связи с этим,
важнейшей задачей органов управления,
в ведении которых находятся социальные
службы и учебные центры, осуществляющие
подготовку и переподготовку социальных
работников, является сохранение здоровья
социальных работников, профилактика
их профессиональных заболеваний, проведение
консультаций относительно профессиональных
рисков в социальной работе. Важно повышать
психологическую культуру социальных
работников и проводить психологические
тренинги, консультации с ними. Социальные
работники должны хорошо представлять
себе профессиональные возможности и
ограничения, постоянно учитывать свой
психофизиологический и трудовой потенциал.
На развитие «эмоционального выгорания»
и деформацию личности специалиста в социальной
работе влияет группа личностных, организационных,
ролевых факторов, которые действуют в
такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости,
что в каждом отдельном случае предсказать
стопроцентное возникновение «эмоционального
выгорания» практически невозможно. Обычно
причина «выгорания» – это комбинация
вредоносных факторов, но индивидуальная
ситуация профессионального развития
может усугублять или сглаживать их влияние.
Список использованной литературы
Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома
«эмоционального сгорания»//
Вестник МГУ.–сер.14, Психология.– 1995.–
№1.–стр.54-58.
Бойко В.В. Энергия эмоций в
общении: взгляд на себя и на
других.–М.:Наука,1996.–154с.
Кочунас Р. Основы психологического консультирования.– М.: Академический прокект, 1999.– 240с.
Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976.
Практическая психодиагностика.
Методика и тесты. Учебное пособие.–Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.–672стр.
Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание
исправленное и дополненное.–М.:
Политиздат, 1990.– 494стр.
Словарь-справочник по социальной
работе/ Холостова Е.И..– М.:Юрист, 2000г.– 424с.
Социальная работа: Теория и
практика: Учебное пособие.–М.: ИНФРА, 2001. – 427с. - (серия «высшее образование»).
Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и
перспективы развития.–М ,1997.
Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория
социальной работы: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений.–
М.: Владос,2001.– 432с.
Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр.3-10.