Методы обнаружения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности. Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания».
1.1.История изучения синдрома «эмоционального выгорания»
1.2.Понятие синдрома «эмоционального выгорания» и факторы, его обуславливающие.
Синдром «эмоционального выгорания» как риск, связанный с деятельностью в социальной работе
2.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
2.2. Формирование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников
Методы обнаружения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания»
3.1. Диагностика синдрома «эмоционального выгорания»
3.2. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания»
Заключение 23
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Психология).docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

  1. Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания».

                    1.1.История изучения синдрома «эмоционального выгорания»

1.2.Понятие синдрома «эмоционального  выгорания» и факторы, его обуславливающие. 

  1. Синдром «эмоционального выгорания» как риск, связанный с деятельностью в социальной работе

2.1. Основные теоретические подходы  к изучению феномена «эмоционального  выгорания»

2.2. Формирование синдрома «эмоционального  выгорания» в профессиональной                  деятельности социальных работников

  1. Методы обнаружения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания»  

3.1. Диагностика синдрома «эмоционального выгорания»

3.2. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома «эмоционального  выгорания»

Заключение                   23

Список использованных источников и литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данное исследование, посвящено изучению влияния различных социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания у работников ПФР. Данная проблема заслуживает особого внимания в связи с профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе, формированием у них навыков психогигиены и психопрофилактики в профессиональной деятельности.

Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе при изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий  акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности. Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения синдрома «эмоционального выгорания».

1.1. История изучения  синдрома эмоционального выгорания.

 

                      Исторический период научных исследований СЭВ 

 

                                                       1974 - 1989 год.

 

     В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.).1

 

     Термин ‘'эмоциональное выгорание введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

 

     В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

 

     К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по "эмоциональному сгоранию". Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.  Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным ‘' эмоциональному сгоранию, было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб (1982 г.) расширяет  группу профессионального риска: это - прежде

 

   К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

-     усталость;

-     чувство истощения;

-     восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

-     астенизация;

-     частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

-     избыток или недостаток веса;

-     одышка;

-     бессонница.

 

     К поведенческим и психологическим:

-     работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

-     профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

-     поздно появляется на работе и рано уходит;

-     берет работу на дом;

-     чувство неосознанного беспокойства;

-     чувство скуки;

-     снижение уровня энтузиазма;

-     чувство обиды;

-     чувство разочарования;

-   неуверенность;

-     чувство вины;

-     чувство невостребованности;

-     легко возникающее чувство гнева;

-     раздражительность;

-     человек обращает внимание на детали;

-     подозрительность;

-     чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

-     ригидность;

-     неспособность принимать решения;

-     дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;

-     повышенное чувство ответственности за пациентов;

-     растущее избегание;

-     общая негативная установка на жизненные перспективы;

-     злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

 

     Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.1

 

                   Исторический период научных исследований СЭВ

 

                                           1990 - 1999 год.

 

     Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний

 

      По данным исследований В.В. Лебедева, С.Э.Тимошенко, 1993; Б.Д.Новикова, 1993; СП. Безносова, 1997, к категории работников, подверженных риску развития «эмоционального выгорания», относятся и пенитенциарные служащие, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов. Её успешность определяется не только и не столько профессиональными знаниями, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств. Особенно это касается тех отделов уголовно-исполнительной системы (УИС), представители которых непосредственно общаются с заключёнными. Все это требует разработки и использования соответствующих профилактических мероприятий в пенитенциарной системе.

 

     Несмотря на немалое количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональных деформаций у сотрудников УИС (B.C. Медведев, 1992; Б.Д. Новиков, 1993; В.В. Лебедев, 1993; СП. Безносое, 1997; СЕ. Борисова, 1998; Е.Г.Лунина, 1997; И.М. Долматова, 2001), исследований синдрома эмоционального выгорания явно недостаточно, следствием чего является дефицит научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.

 

     В этот исторический период наука ставит перед собой цели профилактики, коррекции профессионального выгорания. Анализируются отдельные факторы профессиональных деформаций. Ярко выделяется взаимосвязь между формированием СЭВ и личностными особенностями личности, а также стрессогенными факторами. Наука делает большой шаг вперед в изучении этого вопроса.

 

           Исторический период научных исследований СЭВ  с 2000 года.

В этот период  В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной  отдачи в профессиональной деятельности. 

Решетова Т.В. (2002 г.) считает, что СЭВ больше всего подвержены люди, у которых наблюдается:

-     неэмоциональность или неумение общаться;

-     алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;

-     трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

-     люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

 

     Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

 

 Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

К. Чернисс отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:

-     высокая текучесть кадров;

-     снижение вовлеченности сотрудников в работу;

-     поиск "козла отпущения";

-     антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;

-     режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;

-     развитие критического отношения к сотрудникам;

-     недостаток сотрудничества среди персонала;

-   прогрессирующее падение инициативы;

-     рост чувства неудовлетворенности от работы;

-     проявления негативизма относительно роли или функции отделения.

 

     Г.А. Макарова, кандидат психологических наук, директор Института консультирования ППЛ, выделяет пять ключевых групп симптомов, характерных для  синдрома выгорания:

1.       Физические симптомы.

Усталость, физическое утомление, истощение

Уменьшенный или увеличенный вес

Недостаточный сон, бессонница

Плохое  общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям)

Затрудненное дыхание, отдышка

Тошнота,  головокружение,  чрезмерная потливость, дрожание

Информация о работе Методы обнаружения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания»