- верховенства Конституции
Российской Федерации и федеральных законов
над иными нормативными правовыми актами,
должностными инструкциями при исполнении
сотрудниками органов внутренних дел
должностных обязанностей и обеспечении
их прав;
- приоритета прав
и свобод человека и гражданина, их непосредственного
действия: обязанности сотрудников органов
внутренних дел признавать, соблюдать
и защищать права и свободы человека и
гражданина;
- единства системы
государственной власти, разграничения
предметов ведения между Российской Федерацией
и субъектами Российской Федерации (применительно
к органам внутренних дел – разграничение
компетенции между Министерством внутренних
дел Российской Федерации и министерствами
внутренних дел, главными управлениями
(управлениями) внутренних дел субъектов
Российской Федерации;
- равного доступа
граждан к государственной службе в органах
внутренних дел в соответствии со способностями
и профессиональной подготовкой;
- обязательности
для сотрудников органов внутренних дел
решений, принятых вышестоящими государственными
органами и руководителями в пределах
их полномочий и в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- единства основных
требований, предъявляемых к государственной
службе;
- профессионализма
и компетентности сотрудников органов
внутренних дел;
- гласности в осуществлении
государственной службы;
- ответственность
сотрудников органов внутренних дел за
подготавливаемые и принимаемые решения,
неисполнение или не надлежащее исполнение
своих должностных обязанностей;
- внепартийности
государственной службы;
2.2. Правовое положение сотрудника
ОВД
Общие права государственного
служащего, которые имеют прямое отношение
и к сотруднику органов внутренних дел.
Сотрудник органов внутренних
дел имеет право на:
- ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества работы и условиями продвижения по службе, а также на организационно-технические и иные, в том числе специальные, условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения обязанностей;
- посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в случае необходимости в порядке, определяемом действующим законодательством, - жилых и иных помещений граждан;
- принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
- участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;
- продвижение по службе, льготы, гарантии, компенсации, обязательное государственное личное страхование, возмещение ущерба, получение денежного довольствия с учетом результатов и стажа службы, уровня его квалификации, продовольственного обеспечения;
- ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
- переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации;
- пенсионное обеспечение с учетом стажа службы;
- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
- объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
- внесение предложений по совершенствованию службы в любые инстанции Российской Федерации.
Обязанности сотрудников
органов внутренних дел закреплены
в различных ведомственных правовых
документах. Необходимо учитывать статью
10 Федерального закона Российской Федерации
«Об основах государственной службы
Российской Федерации», где отражены основные
обязанности государственных служащих.
Из содержания этого правового акта и
других можно констатировать, что под
исполнением служебных обязанностей (осуществлением
служебной деятельности) сотрудником
органов внутренних дел понимается:
- обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции Российской Федерации, реализация федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его служебных полномочий, а также ведомственных нормативных актов Министерства внутренних дел и соответствующих нормативных актом министерства внутренних дел, главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции;
- добросовестное исполнение требований, установленных соответствующими уставами, постановлениями, инструкциями и другими нормативными актами;
- исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей (начальников), отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
- своевременное рассмотрение в пределах своих должностных полномочий обращений граждан и общественных объединений, а также и предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- соблюдение установленной в органах внутренних дел служебной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и порядка работы со служебной информацией;
- обеспечение финансовой и хозяйственной (производственной) дисциплины, экономное расходование финансовых и материальных ценностей, предупреждение растрат, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, принадлежащих органам внутренних дел;
- поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения его служебных обязанностей;
- охрана государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан;
- ежегодное представление в органы государственной налоговой службы сведений о полученных им доходах и имуществе, принадлежащим ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения;
- нахождение на территории органов внутренних дел в течении установленного рабочего времени или сверх этого времени, если это вызвано служебной необходимостью;
- участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях в соответствии с планами, утвержденными руководителем органов внутренних дел;
- следование к месту службы (командировки) и обратно, нахождение в служебной командировке;
- нахождение на лечении в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, следование к месту лечения и обратно;
- действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
Делая выводы из представленного
исследования, хочется еще раз
заметить, что государственные служащие
- это по большей части профессионалы,
преданные своему делу. Только при
заботе со стороны государства о
своих служащих государственная
служба и в нашей стране будет
уважаема и почетна.
Заключение
Таким образом, на основе всего
вышеизложенного можно сделать
вывод, что административно правовой
статус государственного служащего
нуждается в некоторой корректировке,
связанной в первую очередь к
повышению прозрачности его деятельности
со стороны общества. К повышению
ответственности чиновников за свои
действия.
До сих пор не урегулированы
законом такие разновидности
государственной службы как правоохранительная
(полицейская), и военная служба (в
новом для нее законодательном
обличии). Совокупность норм, регулирующих
взаимоотношения чиновника и
государство можно назвать особой
отраслью права – служебным правом.
Служебное право является базовым
для государственного служащего
и определяет его административно
– правовой статус. Относительно новый
закон о государственной гражданской
службе некоторые исследователи
даже называют «трудовым кодексом чиновников»
во многом благодаря тому, что некоторые
его положения во многом дублируют
соответствующие нормы Трудового
кодекса. Те взаимоотношения, которые
не урегулированы служебным правом,
регулируются нормами трудового
законодательства.
Не следует забывать, что
характерной чертой современной
бюрократической системы, сформировавшейся
в период «первичного накопления
капитала» присущи существенные
пороки, которые при отсутствии к
ним должного внимания со стороны
власти могут существенно снизить
международный авторитет России, замедлить
экономическое развитие.
Наиболее острыми проблемами,
которые требовали в те годы срочного
решения и остаются во многом нерешенными
в настоящее время являются следующие:
- Организационная нестабильность государственных структур;
- Слабая профессиональная подготовленность, некомпетентность значительной части государственных служащих;
- Значительная коррумпированность государственного аппарата;
- Снижение престижа государственной службы;
- Резкое снижение дисциплины в государственном аппарате;
- Недостаточность и несистемность нормативно правового регулирования;
- Недостатки в организационном обеспечении, укомплектовании и техническом оснащении органов, занятых вопросами государственной службы.
Таким образом, государственная
служба как современный государственно-правовой
институт должна быть эффективной, правовой,
четко организованной, социально-ориентированной,
прочно связывающей государство
с обществом.
Список использованных
источников
1. Конституция
РФ от 12.12.1993г.
2. Административное право. В.Я. Насонов,
В.А. Коньшин, К.С. Петров, В.М. Редкоус. –
М.: Издательский центр «Академия», 2007.
– 208 с.
3. Гражданский Кодекс Российской
Федерации. Часть первая. М.: –
«Дашков и КО». – 2008. – С 130
4.
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
5.
Федеральный закон «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
от 27.07.2004 № 79-ФЗ
6.
Федеральный закон «О системе государственной
службы Российской Федерации» от 27.05.2003
№ 58-ФЗ
7. http://www.consultant.ru
8.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О
полиции"
9. Концепция административной реформы(№1789-р
от 25 октября 2005 года)
10.Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 года
№64-ФЗ
11.Федеральный закон от 31 июля 1995 № 119-ФЗ
«Об основах государственной службы РФ»
12. Административное право: Учебник
для вузов / Под ред. Д.Н. Бахраха,
Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова.
– М.: Норма, 2007. – С. 273.
13.План мероприятий по проведению административной
реформы в Российской Федерации в 2006–2008
годах (№1789-р от 25 октября 2005 г.)
14. Гришковец А. А. Правовое регулирование
денежного содержания госслужащих // Право
и политика. - 2007. - № 3.
15.Гришковец А.А. Государственная
служба и гражданское общество:
правовые проблемы взаимодействия
(практика России) // Государство
и право.- 2007.- № 1.- С. 24-36.
16.Гришковец А. А. Правовое
регулирование государственной
службы // Государство и право.
– 2006. - № 4. С. 16-18.
17.Государственная служба Российской
Федерации: Учебное пособие / Под
ред. Д.М. Овсянко. - М.: Юристъ, 2010. – С.
75-98.
18. Указ Президента РФ от 16 июля
2004 г. № 910 (ред. от 21.09.2004) "О
МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ" // Собрание законодательства
РФ. – 2004. - № 29. – Ст. 3019.