Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Новые системы оплаты труда ( НСОТ) стали вводиться в школах с 2007 года. На 1 января 2008 года около 40% регионов ввели НСОТ в общеобразовательных учреждениях. При этом 17 % регионов перевели на НСОТ 100% школ.
К концу 2008 года более 60 регионов уже имели законодательство, позволяющее школам переходить на новые принципы оплаты труда, отличные от единой тарифной системы (ЕТС).
Переход на НСОТ в школах был во многом инициирован с федерального уровня, так как введение НСОТ в школах было одним из условий участия регионов в Комплексном проекте модернизации образования (КПМО). Принцип проекта «деньги в обмен на обязательства», в 2007 году 31 субъект РФ участвовал в проекте и получал федеральные средства, которые в среднем на 10% увеличили бюджеты субъектов на общеобразовательные школы.

Файлы: 1 файл

Новые системы оплаты труда в школах- особенности введения и перв.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

Средняя заработная плата  работников городских и сельских общеобразовательных учреждений по федеральным округам

 

Наименование федерального округа Российской Федерации

Дата

Средняя заработная плата  работников городских общеобразовательных  учреждений, руб.

Средняя заработная плата  работников сельских общеобразовательных  учреждений, руб.

Центральный Федеральный округ

2009

9 735,90

9 519,12

01.06.2010

9 699,49

9 249,80

01.10.2010

9 839,56

9 391,70

Северо-Западный федеральный округ

2009

13 312,81

12 763,43

01.06.2010

14 019,56

13 238,18

01.10.2010

14 160,32

13 306,63

Южный федеральный округ

2009

9 807,79

9 043,29

01.06.2010

10 711,53

9 984,20

01.10.2010

11 436,95

10 152,17

Северо-Кавказский федеральный округ

2009

8 402,01

8 550,29

01.06.2010

8 838,50

8 995,74

01.10.2010

8 510,45

8 687,87

Приволжский федеральный округ

2009

9 190,08

8 302,85

01.06.2010

9 489,30

8 441,05

01.10.2010

10 092,83

8 700,83

Уральский федеральный округ

2009

16 356,53

14 953,54

01.06.2010

16 512,60

15 207,05

01.10.2010

16 760,08

15 117,27

Сибирский федеральный округ

2009

12 382,28

11 132,64

01.06.2010

12 651,26

11 533,29

01.10.2010

12 860,17

11 717,67

Дальневосточный федеральный округ

2009

17 741,41

16 595,08

01.06.2010

18 862,87

17 568,02

01.10.2010

19 203,13

18 169,15


 

Но  2010 год  в области  заработных  плат в образовании принес новую  тенденцию: наряду с ростом заработной платы учителей в ряде регионов  зарплата    стала  снижаться.

На  диаграмме представлен прирост  ( уменьшение)   заработной  платы учителей. Сравнение   среднегодовой заработной платы на   1.10.2010г. со   средней заработной  платой за  2009 год показало по    56 регионам  - рост, но  по  14 регионам  - снижение заработной платы . В 31  субъекте  изменение заработной   платы ( как рост  так и   падение) составило  менее  500 руб.  ( См. диаграмму).

Максимальный рост заработной платы  учителей за этот  период  был достигнут в Ростовской области и составил 7706 руб., в Чукотском АО -  5247 руб.,  Камчатском крае  4676 руб. ( на диаграмме не представлены).

 

 

Для шести регионов уменьшение средней зарплаты  превышало 500 руб.

 

Наименование региона

Средняя заработная плата 

Уменьшение з/п, руб.

на 01.10.2010

за 2009 год

Республика Башкортостан

10 154

10 667

-513

Московская область

21 392

22 034

-642

Республика Саха (Якутия)

20 335

21 846

-1 511

Забайкальский край

13 322

15 499

-2 177

Брянская область

7 013

9 225

-2 211

Самарская область

7 403

10 251

-2 848


 

По городским  школам максимальное увеличение заработной платы учителей произошло в Ростовской области и составило 75 %, максимальное снижение произошло в Самарской области – 28 %. Максимальное увеличение заработной платы административно-управленческого персонала произошло в Липецкой области и составило 32 %, максимальное снижение произошло в Самарской области – 34 %. Заработная плата учителей снизилась в 28 субъектах РФ, административно-управленческого персонала в 36 субъектах РФ.

По  сельским  школам максимальное увеличение заработной платы учителей произошло в Республике Ингушетии и составило 40 %, максимальное снижение произошло в Брянской области – 13 %. Максимальное увеличение заработной платы административно-управленческого персонала произошло в Астраханской области и составило 62 %, максимальное снижение произошло в Чукотском АО – 24 %.

Заработная плата учителей снизилась  в 20 субъектах РФ, административно-управленческого  персонала в 24 субъектах РФ.

 

 Несмотря на  разнонаправленную  динамику заработной  платы,  в  целом рост  заработной платы  продолжился,  причем  по  всем  категориям персонала. Сравнение зарплаты   по  группам персонала на 1.10.2010 со  среднегодовой по  2009 году приведено в   таблице.

Показатели по коэффициенту роста заработной платы 

Наименование показателя

Городская местность

Сельская местность

АУП

Учителя

ППП

ПНП

АУП

Учителя

ППП

ПНП

Среднее значение

1,05

1,05

1,05

1,06

1,05

1,04

1,07

1,05

Максимум

1,32

1,75

1,53

1,44

1,62

1,40

1,97

1,42

Минимум

0,66

0,72

0,72

0,75

0,76

0,87

0,81

0,70


 

В  тоже  время, очевидно,  что  для  части  регионов  все  труднее  выполнять  взятые  на  себя  при  введении НСОТ обязательства . Яркий  пример, Московская область,  которая не  смогла  удержать   высокую  заработную  плату  учителей 3. Снижение  средней зарплаты учителей  за год с  20,4 тыс.руб.  на  1.10.2009г. до 18,5тыс. руб. на  1.10.2010г.

Наметившаяся тенденция  снижения заработной платы учителей, с  одной  стороны,  и   выход  экономик  регионов из  кризиса,  с  другой,  привели  к  тому,  что   разрыв  между   зарплатой учителей и  средней  зарплатой по  экономике  стал  снова  увеличиваться.

Хотя  и был отмечен  существенный рост  заработной платы учителей в  связи  с введением НСОТ, заработная плата продолжает  существенно быть  ниже средней заработной платы по экономике региона.   Только     в нескольких  регионах  зарплата   учителей  сравнялась  со  средней по  экономике региона.

 

 

 

Средняя заработная плата учителей города и  в сельской местности в  сравнении со  средней по  экономике на 01.06.2009 г., руб.

 

По состоянию на 01.06.2010 г.  средняя  заработная плата учителей (город) превышает  среднюю заработную плату по экономике  региона  только в  Новгородской области. В  сельской местности   в   Новгородской и Мурманской областях.

 

По  федеральным  округам,  самое  сильное «отставание» зарплаты  учителей от  средней по  экономике  региона в Центральном  федеральном  округе – менее  половины. Самое  меньшее – в Дальневосточном федеральном округе.

Федеральные

Округа

Средняя заработная плата на 01.10.2010 (руб.)

Отношение заработной платы учителей (город) к средней заработной плате  по экономике

Отношение заработной платы учителей (село) к средней заработной плате  по экономике

 учителей (город)

 учителей (село)

по экономике

2

3

4

5

6

7

Центральный

10800

10823

25448

0,42

0,43

Северо-Западный

16495

16078

23356

0,71

0,69

Южный

12012

10794

15662

0,77

0,69

Северо-Кавказский

8809

9294

12898

0,68

0,72

Приволжский

9760

9906

15555

0,63

0,64

Уральский

18371

18836

25516

0,72

0,74

Сибирский

13802

13159

18422

0,75

0,71

Дальневосточный

21607

22430

26353

0,82

0,85


 

На диаграмме  видно,  что  «отставание»  зарплаты  учителей от  средней по  экономике  в  большинстве регионов   значительное.

 

Еще  один  интересный  аспект НСОТ: соотношение  зарплаты  учителей и  руководителей  учреждений. Согласно Постановлению Правительства РФ  № 583-ПП, должностной оклад руководителей  может быть кратен заработной плате работников основного персонала (педагогического) учреждения до 5 раз, а должностные оклады заместителей и главного бухгалтера меньше должностного оклада руководителя на 10 – 30 %. Соответственно заработная плата административно-управленческого персонала выше заработной платы учителей. Как правило, в сельских общеобразовательных учреждениях коэффициент кратности ниже, чем в городских общеобразовательных учреждениях

На диаграмме показано превышение средней заработной платы АУП  над средней заработной платой учителей по федеральным округам в общеобразовательных учреждениях городской и сельской местности (на 1.10.2010 г.)

 

 

 

 

Сравнение средней заработной платы  учителей городской местности со средней заработной платой по экономике  на 01.10.2010 г.. руб.

 

 

 

 

 

 

 

На диаграмме ниже показано, на сколько процентов средняя заработная плата АУП превышает среднюю заработную плату учителей соответственно в городской  местности по регионам РФ. В городских  школах минимальное превышение (в пределах 20 %) в Республике Башкортостан, Ростовской и Курской областях, Чеченской Республике и г. Санкт-Петербург. Максимальное превышение в Рязанской, Кировской и Курганской областях.

В сельских  школах минимальное превышение (в пределах 20 %) в Томской, Белгородской, Курской, Ульяновской, Псковской, Брянской, Липецкой и Сахалинской областях, Республиках Мордовия, Башкортостан, Татарстан, Коми, Чеченской Республике, ХМАО, ЯНАО. Максимальное превышение в Республике РСО – Алания – 105 % и Астраханской области –149 %.Такой разрыв  в  заработных  платах – не  связан  с  тем,  насколько  финансово достаточный  регион, а  связан  с  политикой,  осуществляемой на территории  субъекта. 

 

 Одной  из  целей  введения  НСОТ  было  увеличение  дифференциации  в  заработках  учителей в   зависимости  от  качества их  труда: хорошие учителя должны  получать  больше прочих.   В  анализе  присутствовал    показатель,  который  позволяет оценить  уровень дифференциации заработной платы в  внутри общеобразовательных учреждений,  «децильный коэффициент», отношение средней заработной платы 10% самых высокооплачиваемых учителей и средней заработной платы 10% самых низкооплачиваемых учителей.

Информация о работе Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги