Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 18:20, реферат
Новые системы оплаты труда ( НСОТ) стали вводиться в школах с 2007 года. На 1 января 2008 года около 40% регионов ввели НСОТ в общеобразовательных учреждениях. При этом 17 % регионов перевели на НСОТ 100% школ.
К концу 2008 года более 60 регионов уже имели законодательство, позволяющее школам переходить на новые принципы оплаты труда, отличные от единой тарифной системы (ЕТС).
Переход на НСОТ в школах был во многом инициирован с федерального уровня, так как введение НСОТ в школах было одним из условий участия регионов в Комплексном проекте модернизации образования (КПМО). Принцип проекта «деньги в обмен на обязательства», в 2007 году 31 субъект РФ участвовал в проекте и получал федеральные средства, которые в среднем на 10% увеличили бюджеты субъектов на общеобразовательные школы.
Средняя заработная плата работников городских и сельских общеобразовательных учреждений по федеральным округам
Наименование федерального округа Российской Федерации |
Дата |
Средняя заработная плата работников городских общеобразовательных учреждений, руб. |
Средняя заработная плата работников сельских общеобразовательных учреждений, руб. |
Центральный Федеральный округ |
2009 |
9 735,90 |
9 519,12 |
01.06.2010 |
9 699,49 |
9 249,80 | |
01.10.2010 |
9 839,56 |
9 391,70 | |
Северо-Западный федеральный округ |
2009 |
13 312,81 |
12 763,43 |
01.06.2010 |
14 019,56 |
13 238,18 | |
01.10.2010 |
14 160,32 |
13 306,63 | |
Южный федеральный округ |
2009 |
9 807,79 |
9 043,29 |
01.06.2010 |
10 711,53 |
9 984,20 | |
01.10.2010 |
11 436,95 |
10 152,17 | |
Северо-Кавказский федеральный округ |
2009 |
8 402,01 |
8 550,29 |
01.06.2010 |
8 838,50 |
8 995,74 | |
01.10.2010 |
8 510,45 |
8 687,87 | |
Приволжский федеральный округ |
2009 |
9 190,08 |
8 302,85 |
01.06.2010 |
9 489,30 |
8 441,05 | |
01.10.2010 |
10 092,83 |
8 700,83 | |
Уральский федеральный округ |
2009 |
16 356,53 |
14 953,54 |
01.06.2010 |
16 512,60 |
15 207,05 | |
01.10.2010 |
16 760,08 |
15 117,27 | |
Сибирский федеральный округ |
2009 |
12 382,28 |
11 132,64 |
01.06.2010 |
12 651,26 |
11 533,29 | |
01.10.2010 |
12 860,17 |
11 717,67 | |
Дальневосточный федеральный округ |
2009 |
17 741,41 |
16 595,08 |
01.06.2010 |
18 862,87 |
17 568,02 | |
01.10.2010 |
19 203,13 |
18 169,15 |
Но 2010 год в области заработных плат в образовании принес новую тенденцию: наряду с ростом заработной платы учителей в ряде регионов зарплата стала снижаться.
На диаграмме представлен прирост ( уменьшение) заработной платы учителей. Сравнение среднегодовой заработной платы на 1.10.2010г. со средней заработной платой за 2009 год показало по 56 регионам - рост, но по 14 регионам - снижение заработной платы . В 31 субъекте изменение заработной платы ( как рост так и падение) составило менее 500 руб. ( См. диаграмму).
Максимальный рост заработной платы учителей за этот период был достигнут в Ростовской области и составил 7706 руб., в Чукотском АО - 5247 руб., Камчатском крае 4676 руб. ( на диаграмме не представлены).
Для шести регионов уменьшение средней зарплаты превышало 500 руб.
Наименование региона |
Средняя заработная плата |
Уменьшение з/п, руб. | |
на 01.10.2010 |
за 2009 год | ||
Республика Башкортостан |
10 154 |
10 667 |
-513 |
Московская область |
21 392 |
22 034 |
-642 |
Республика Саха (Якутия) |
20 335 |
21 846 |
-1 511 |
Забайкальский край |
13 322 |
15 499 |
-2 177 |
Брянская область |
7 013 |
9 225 |
-2 211 |
Самарская область |
7 403 |
10 251 |
-2 848 |
По городским школам максимальное
увеличение заработной платы учителей произошло в Ростовской
области и составило 75 %, максимальное
снижение произошло в Самарской области
– 28 %. Максимальное увеличение заработной
платы административно-
По сельским школам максимальное
увеличение заработной платы учителей произошло в Республике
Ингушетии и составило 40 %, максимальное
снижение произошло в Брянской области
– 13 %. Максимальное увеличение заработной
платы административно-
Заработная плата учителей снизилась
в 20 субъектах РФ, административно-
Несмотря на разнонаправленную динамику заработной платы, в целом рост заработной платы продолжился, причем по всем категориям персонала. Сравнение зарплаты по группам персонала на 1.10.2010 со среднегодовой по 2009 году приведено в таблице.
Показатели по коэффициенту роста заработной платы
Наименование показателя |
Городская местность |
Сельская местность | ||||||
АУП |
Учителя |
ППП |
ПНП |
АУП |
Учителя |
ППП |
ПНП | |
Среднее значение |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,06 |
1,05 |
1,04 |
1,07 |
1,05 |
Максимум |
1,32 |
1,75 |
1,53 |
1,44 |
1,62 |
1,40 |
1,97 |
1,42 |
Минимум |
0,66 |
0,72 |
0,72 |
0,75 |
0,76 |
0,87 |
0,81 |
0,70 |
В тоже время, очевидно, что для части регионов все труднее выполнять взятые на себя при введении НСОТ обязательства . Яркий пример, Московская область, которая не смогла удержать высокую заработную плату учителей 3. Снижение средней зарплаты учителей за год с 20,4 тыс.руб. на 1.10.2009г. до 18,5тыс. руб. на 1.10.2010г.
Наметившаяся тенденция снижения заработной платы учителей, с одной стороны, и выход экономик регионов из кризиса, с другой, привели к тому, что разрыв между зарплатой учителей и средней зарплатой по экономике стал снова увеличиваться.
Хотя и был отмечен существенный рост заработной платы учителей в связи с введением НСОТ, заработная плата продолжает существенно быть ниже средней заработной платы по экономике региона. Только в нескольких регионах зарплата учителей сравнялась со средней по экономике региона.
Средняя заработная плата учителей города и в сельской местности в сравнении со средней по экономике на 01.06.2009 г., руб.
По состоянию на 01.06.2010 г. средняя заработная плата учителей (город) превышает среднюю заработную плату по экономике региона только в Новгородской области. В сельской местности в Новгородской и Мурманской областях.
По федеральным округам, самое сильное «отставание» зарплаты учителей от средней по экономике региона в Центральном федеральном округе – менее половины. Самое меньшее – в Дальневосточном федеральном округе.
Федеральные Округа |
Средняя заработная плата на 01.10.2010 (руб.) |
Отношение заработной платы учителей (город) к средней заработной плате по экономике |
Отношение заработной платы учителей (село) к средней заработной плате по экономике | ||
учителей (город) |
учителей (село) |
по экономике | |||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Центральный |
10800 |
10823 |
25448 |
0,42 |
0,43 |
Северо-Западный |
16495 |
16078 |
23356 |
0,71 |
0,69 |
Южный |
12012 |
10794 |
15662 |
0,77 |
0,69 |
Северо-Кавказский |
8809 |
9294 |
12898 |
0,68 |
0,72 |
Приволжский |
9760 |
9906 |
15555 |
0,63 |
0,64 |
Уральский |
18371 |
18836 |
25516 |
0,72 |
0,74 |
Сибирский |
13802 |
13159 |
18422 |
0,75 |
0,71 |
Дальневосточный |
21607 |
22430 |
26353 |
0,82 |
0,85 |
На диаграмме видно, что «отставание» зарплаты учителей от средней по экономике в большинстве регионов значительное.
Еще один интересный аспект
НСОТ: соотношение зарплаты учителей
и руководителей учреждений. Согласно
Постановлению Правительства РФ №
583-ПП, должностной оклад руководителей
может быть кратен заработной плате работников
основного персонала (педагогического)
учреждения до 5 раз, а должностные оклады
заместителей и главного бухгалтера меньше
должностного оклада руководителя на
10 – 30 %. Соответственно заработная плата
административно-
На диаграмме показано превышение
средней заработной платы АУП
над средней заработной платой учителей
по федеральным округам в
Сравнение средней заработной платы учителей городской местности со средней заработной платой по экономике на 01.10.2010 г.. руб.
На диаграмме ниже показано, на сколько процентов средняя заработная плата АУП превышает среднюю заработную плату учителей соответственно в городской местности по регионам РФ. В городских школах минимальное превышение (в пределах 20 %) в Республике Башкортостан, Ростовской и Курской областях, Чеченской Республике и г. Санкт-Петербург. Максимальное превышение в Рязанской, Кировской и Курганской областях.
В сельских школах минимальное превышение (в пределах 20 %) в Томской, Белгородской, Курской, Ульяновской, Псковской, Брянской, Липецкой и Сахалинской областях, Республиках Мордовия, Башкортостан, Татарстан, Коми, Чеченской Республике, ХМАО, ЯНАО. Максимальное превышение в Республике РСО – Алания – 105 % и Астраханской области –149 %.Такой разрыв в заработных платах – не связан с тем, насколько финансово достаточный регион, а связан с политикой, осуществляемой на территории субъекта.
Одной из целей введения НСОТ было увеличение дифференциации в заработках учителей в зависимости от качества их труда: хорошие учителя должны получать больше прочих. В анализе присутствовал показатель, который позволяет оценить уровень дифференциации заработной платы в внутри общеобразовательных учреждений, «децильный коэффициент», отношение средней заработной платы 10% самых высокооплачиваемых учителей и средней заработной платы 10% самых низкооплачиваемых учителей.
Информация о работе Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги