Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 18:20, реферат
Новые системы оплаты труда ( НСОТ) стали вводиться в школах с 2007 года. На 1 января 2008 года около 40% регионов ввели НСОТ в общеобразовательных учреждениях. При этом 17 % регионов перевели на НСОТ 100% школ.
К концу 2008 года более 60 регионов уже имели законодательство, позволяющее школам переходить на новые принципы оплаты труда, отличные от единой тарифной системы (ЕТС).
Переход на НСОТ в школах был во многом инициирован с федерального уровня, так как введение НСОТ в школах было одним из условий участия регионов в Комплексном проекте модернизации образования (КПМО). Принцип проекта «деньги в обмен на обязательства», в 2007 году 31 субъект РФ участвовал в проекте и получал федеральные средства, которые в среднем на 10% увеличили бюджеты субъектов на общеобразовательные школы.
Наибольшая дифференциация в среднем за 2009 год между 10 % самых высокооплачиваемых учителей 10 % самых низкооплачиваемых учителей для городской местности в Новосибирской области (6,62), для сельской местности в Еврейской АО (5,27), наименьшая дифференциация для городской местности в Томской области (1.03), для сельской местности в Новгородской области (1,11).
Наибольшая дифференциация по состоянию на 1.06.2010 г. между 10 % самых высооплачиваемых учителей и 10 % самых низкооплачиваемых учителей для городской местности в Новосибирской области (6,81), для сельской местности в Калининградской области (4,39), наименьшая дифференциация для городской местности в Томской области (1,02), для сельской местности в Новгородской области (1,08).
Из федеральных округов, наибольшая дифференциация в Северо-Кавказском федеральном округе.
Вместе с тем, анализ показал, что, как правило, средняя нагрузка самых выскооплачиваемых составляет 24-26 часов, то есть превышает норму процентов на 30-40. Нагрузка же низкооплачиваемых 14-15 часов, вместо 18 часов по норме на ставку. Например, в Калининградской области средняя нагрузка 10% самых высокооплачиваемых 25 часов, а низкооплачиваемых 7 часов, Ростовской области 27часов и 13 часов соответственно. То есть получается, что высокие заработки учителей все еще в большей степени связаны именно с их большой нагрузкой, превышающей норму.
В целом можно сказать, что введение НСОТ в школах в регионах прошло достаточно успешно, заработная плата учителей и остального персонала повысилась. В то же время, наметилась серьезная тенденция дифференциации регионов и по росту заработной платы учителей и по их возможностям удерживать достигнутый рост. В 2010 году по ряду регионов наблюдалось снижение среднего уровня заработной платы. Число таких регионов , вероятно, будет увеличиваться. В условиях отмены обязательной индексации заработной платы существует реальная опасность, что по этим регионам разрыв уровня заработной платы между учителями и занятыми в других отраслях будет только расти, то есть учителя будут становиться беднее. К сожалению, задача повышения заработной платы учителей до средней по экономике региона через введение новых систем оплаты труда так и не решена. При этом у федерального уровня отсутствуют рычаги прямого воздействия на субъекты, обязывающие их поддерживать уровень зарплаты учителей на достойном уровне.
1 В статье представлен материал, полученный в рамках мониторинга хода введения НСОТ, проводимого в 2009-2010 годах Центром универсальных программ по заказу МОН РФ и ЦК профсоюза работников образования и науки.
2 Частично этот факт связан с кризисом , приведшем к снижению средней заработной платы в экономике регионов.
3 В последний анализ Московская область не попала, данные не были предоставлены.
Информация о работе Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги