Обращения граждан. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть понятие «обращения граждан», рассмотреть классификацию данного понятия, а также исследовать порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и должностными лицами.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- понятие «обращения граждан», их классификация;
- порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан;
- направления по совершенствованию работы с обращениями граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Понятие «обращения граждан», их классификация …………… ……...5
Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан…...13
Направления по совершенствованию работы с обращениями граждан в РБ и сравнительная характеристика с зарубежными странами………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по АП готовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                         

С.                   

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

 

  1. Понятие «обращения граждан», их классификация ……………  ……...5 
  2. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан…...13
  3. Направления по совершенствованию работы с обращениями граждан в РБ и сравнительная характеристика с зарубежными странами………………25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Представленной работой рассматривается тема: “Обращения граждан. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан”.

Во все времена органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации  взаимоотношений с населением. Еще  в древности государственная власть и ее исполнительно-распорядительные органы стремились заручиться поддержкой жителей находившихся в их управлении территорий и административно-территориальных образований.

Граждане обращаются в органы публичной власти не только в связи с их участием в политической жизни государства, но прежде всего в связи с необходимостью получения от органов власти определенного набора публичных услуг. Обращения личности к органам публичной власти обусловлены требованиями удовлетворения объективно существующих желаний и потребностей населения. Граждане обращаются в органы власти по вопросам регистрации, ликвидации юридических лиц и ИП, лицензирования отдельных видов деятельности, предоставления и изъятия земельных участков, предоставления жилых помещений, назначения и выплаты пенсий и пособий и т.д.

Граждане могут влиять на публичную власть и осуществлять контроль над ее деятельностью посредством различных прав и свобод: свободы слова, избирательного права, права на отзыв выборного должностного лица, права на объединение. Следует отметить, что право на обращение в ряду названных возможностей является наиболее часто реализуемым и повседневным во взаимоотношениях личности и государства.

С учетом всего изложенного представляется, что на современном этапе исключительно актуальное значение приобретает глубокое исследование института обращений граждан, представляющий прямой и обратный канал связей гражданина и государства, отражающей адекватно все явления, происходящие в обществе, в переходный период в политической, экономической, социальной сферах.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Объект: исследуемые общественные правоотношения, которые складываются в сфере рассмотрения обращений граждан в административном порядке, между гражданином и государством.

Предмет: восстановление или защита нарушенных прав граждан, свобод или законных интересов; порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан.

Цель курсовой работы: раскрыть понятие «обращения граждан», рассмотреть классификацию данного понятия, а также исследовать порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и должностными лицами.

Тема будет рассматриваться  с позиций следующих вопросов:

- понятие «обращения  граждан», их классификация;

- порядок рассмотрения  жалоб, предложений и заявлений  граждан;

- направления по совершенствованию  работы с обращениями граждан.

Теоретическую базу исследования составили:

  • нормативная правовая база Республики Беларусь по обращениям граждан;
  • периодические издания;
  • исследования в области организации работы с обращениями граждан.

Теоретическая значимость работы заключается в системном  и аналитическом осмыслении понятия «обращения граждан», определении видов обращения граждан и порядка рассмотрения жалоб, предложений и заявления граждан.

Практическая ценность работы заключается в определении  направлений по  совершенствованию работы с обращениями граждан в РБ.

Обращения граждан - являются объектом пристального внимания ученых – юристов.  При написании работы использованы нормативные материалы, книги и статьи, учтено мнение ряда как отечественных, так и зарубежных авторов.

    1. ПОНЯТИЕ «ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН», ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Для установления баланса  во взаимоотношениях личности и государства  необходимы эффективные механизмы влияния личности на публичную власть и контроля над деятельностью этой власти. Одной из возможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органы власти, является право на обращение.

Как отмечается в научной  литературе, термин «обращение» носит обобщающий, собирательный характер.

Обращения граждан, как утверждает К.А. Черкасов, имеют значение как способ взаимодействия государства и гражданина. Его реализация, с одной стороны, служит способом доведения до власти интересов и потребностей народа, а также обеспечивает участие каждого конкретного человека и гражданина в управлении государством и решении вопросов местного значения, а с другой, - является средством реализации и защиты его прав и свобод  [39, С. 3].

Г.А. Василевич подчеркивает, что право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии. Этому праву корреспондирует (соответствует) обязанность государственных органов, должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок [14]. Таким образом обеспечивается взаимодействие (связь) гражданина и власти.

Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Ф.Ф. Анюров считает, что это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий [9, С.32].

Право граждан на обращения  является комлексным институтом права. Ю.Н. Алистратов утверждает, что оно может рассматриваться: а) как личное субъективное право, составная часть правового статуса человека и гражданина; б) как одна из форм непосредственной демократии [8, С. 122].

Каждое письменное, устное и электронное обращение является показателем нужд, запросов и настроений народа. Обращения граждан представляют собой один из главных источников выражения общественного мнения; это своеобразный диалог между гражданином  и государством.

В настоящее время  как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» [2].

В соответствии со статьей 1 Закона обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенное в письменной, электронной или устной форме. [2].

Актуальным является вопрос о видах обращений. Многообразие обращений граждан обуславливает  их разделение по различным основаниям:

1) по содержанию;

2) по срокам рассмотрения;

3) по срокам давности;

4) по характеру обращений; 

5) по форме обращения; 

6) по количеству обращения  в тот или иной орган;

7) по количеству авторов  обращения; 

8) по инстанции, уполномоченной  рассматривать обращение; 

9) по установленному  порядку рассмотрения обращений  граждан.

Под содержанием обращения  следует понимать сведения, заключенные  в нем, а также цель, которую  преследует автор, подавая обращение. В зависимости от содержания статья 1 Закона закрепляет такие виды обращений, как заявление, предложение и жалоба [2].

Заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) (далее, если не определено иное, – организация), индивидуальных предпринимателей.

Предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.

Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, – гражданин).

Самым распространенным видом обращений, на взгляд О. Погорелова [33, С. 33 - 34] является заявление, которое содержит обычно просьбы заявителя об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д.

Необходимо обратить внимание, что заявление порой ошибочно приравнивают к жалобам. Жалобой считается лишь то обращение, в котором содержится информация о нарушении личных прав обратившегося или иных конкретных лиц.

Разновидностями обращений  граждан, которые не нашли отражения  в Законе, являются отзывы и запросы юридического (неюридического) характера.

Отзывы (отклики) – это  обращения граждан, содержащие личное мнение, оценку проектов законодательных  актов, публикаций газет, журналов, радиопередач.

Запросы юридического (неюридического) характера – это обращения граждан в государственные органы, общественные предприятия по предоставлению сведений и разъяснений об их правах или обязанностях отдельных органов, учреждений, организаций, предприятий и должностных лиц по различным вопросам.

Кроме названных видов  обращений граждан белорусскому законодательству известны также такие  виды обращений, как замечание и  ходатайство.

Систематическое толкование нормативных правовых актов позволяет  предположить следующие дефиниции  данных понятий: замечание - сообщение о нарушении законодательства, о недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) либо критика указанных органов, организаций (должностных лиц); ходатайство - письменная просьба лица о признании за ним определенного статуса, прав и свобод в случаях, прямо указанных в законодательстве Республики Беларусь.

Обращения граждан по срокам рассмотрения подразделяются на подлежащие рассмотрению в соответствии с общими сроками и подлежащие рассмотрению в соответствии со специальными сроками.

Общие сроки рассмотрения обращений граждан закреплены в  статье 10 Закона «Об обращении граждан  и юридических лиц» [2]. Специальные сроки рассмотрения обращений граждан предусмотрены Декретом Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 года № 2 «О совершенствовании работы с населением» (далее - Декрет № 2) [3] и Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» (далее - Директива № 2) [5].

Подразделяются обращения и по сроку давности (сроку, в течение которого граждане могут направлять их в государственные органы). Так, в силу статьи 11 Закона [2] подача заявителями заявлений и предложений сроком не ограничивается. Жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов. К этой же группе следует отнести замечания и предложения, изложенные в книге замечаний и предложений, так как Декрет № 2 [3] не содержит каких-либо ограничений по данному признаку.

Обращения граждан разделяются  и по своему характеру. Определить

характер обращения - значит, установить характер прав, свобод и законных интересов, на защиту или  реализацию которых оно направлено. В Конституции РБ закрепляются пять основных видов прав и свобод человека и гражданина: личные, политические, экономические, социальные и культурные. Следовательно, и обращения граждан можно разделить на обращения, направленные на реализацию и защиту: личных прав; политических прав; экономических прав; социальных прав; культурных прав.

Обращаясь к статье 1 Закона «Об обращениях граждан и юридических  лиц» [2] следует отметить, что обращение может быть подано в следующих формах:

 письменное обращение – обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений;

 электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет;

 устное обращение – обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема.

Однако в соответствии со статьей 5 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее Указ № 498) [4] письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если: обращения не соответствуют требованиям, указанным в частях первой–третьей пункта 3 настоящего Указа; в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения; текст обращения не поддается прочтению; обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, также в ином порядке, установленном законодательными

Информация о работе Обращения граждан. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан