Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть понятие «обращения граждан», рассмотреть классификацию данного понятия, а также исследовать порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и должностными лицами.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- понятие «обращения граждан», их классификация;
- порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан;
- направления по совершенствованию работы с обращениями граждан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Понятие «обращения граждан», их классификация …………… ……...5
Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан…...13
Направления по совершенствованию работы с обращениями граждан в РБ и сравнительная характеристика с зарубежными странами………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...34
СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...34
ВВЕДЕНИЕ
Представленной работой рассматривается тема: “Обращения граждан. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан”.
Во все времена органы
государственной власти и управления
особое внимание уделяли организации
взаимоотношений с населением. Еще
в древности государственная власть и ее исполнительно-распорядительные
органы стремились заручиться поддержкой
жителей находившихся в их управлении
территорий и административно-
Граждане обращаются в органы публичной власти не только в связи с их участием в политической жизни государства, но прежде всего в связи с необходимостью получения от органов власти определенного набора публичных услуг. Обращения личности к органам публичной власти обусловлены требованиями удовлетворения объективно существующих желаний и потребностей населения. Граждане обращаются в органы власти по вопросам регистрации, ликвидации юридических лиц и ИП, лицензирования отдельных видов деятельности, предоставления и изъятия земельных участков, предоставления жилых помещений, назначения и выплаты пенсий и пособий и т.д.
Граждане могут влиять на публичную власть и осуществлять контроль над ее деятельностью посредством различных прав и свобод: свободы слова, избирательного права, права на отзыв выборного должностного лица, права на объединение. Следует отметить, что право на обращение в ряду названных возможностей является наиболее часто реализуемым и повседневным во взаимоотношениях личности и государства.
С учетом всего изложенного представляется, что на современном этапе исключительно актуальное значение приобретает глубокое исследование института обращений граждан, представляющий прямой и обратный канал связей гражданина и государства, отражающей адекватно все явления, происходящие в обществе, в переходный период в политической, экономической, социальной сферах.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Объект: исследуемые общественные правоотношения, которые складываются в сфере рассмотрения обращений граждан в административном порядке, между гражданином и государством.
Предмет: восстановление или защита нарушенных прав граждан, свобод или законных интересов; порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан.
Цель курсовой работы: раскрыть понятие «обращения граждан», рассмотреть классификацию данного понятия, а также исследовать порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и должностными лицами.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- понятие «обращения граждан», их классификация;
- порядок рассмотрения
жалоб, предложений и
- направления по
Теоретическую базу исследования составили:
Теоретическая значимость работы заключается в системном и аналитическом осмыслении понятия «обращения граждан», определении видов обращения граждан и порядка рассмотрения жалоб, предложений и заявления граждан.
Практическая ценность работы заключается в определении направлений по совершенствованию работы с обращениями граждан в РБ.
Обращения граждан - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. При написании работы использованы нормативные материалы, книги и статьи, учтено мнение ряда как отечественных, так и зарубежных авторов.
Для установления баланса во взаимоотношениях личности и государства необходимы эффективные механизмы влияния личности на публичную власть и контроля над деятельностью этой власти. Одной из возможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органы власти, является право на обращение.
Как отмечается в научной литературе, термин «обращение» носит обобщающий, собирательный характер.
Обращения граждан, как утверждает К.А. Черкасов, имеют значение как способ взаимодействия государства и гражданина. Его реализация, с одной стороны, служит способом доведения до власти интересов и потребностей народа, а также обеспечивает участие каждого конкретного человека и гражданина в управлении государством и решении вопросов местного значения, а с другой, - является средством реализации и защиты его прав и свобод [39, С. 3].
Г.А. Василевич подчеркивает, что право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии. Этому праву корреспондирует (соответствует) обязанность государственных органов, должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок [14]. Таким образом обеспечивается взаимодействие (связь) гражданина и власти.
Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Ф.Ф. Анюров считает, что это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий [9, С.32].
Право граждан на обращения является комлексным институтом права. Ю.Н. Алистратов утверждает, что оно может рассматриваться: а) как личное субъективное право, составная часть правового статуса человека и гражданина; б) как одна из форм непосредственной демократии [8, С. 122].
Каждое письменное, устное
и электронное обращение
В настоящее время как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» [2].
В соответствии со статьей 1 Закона обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенное в письменной, электронной или устной форме. [2].
Актуальным является
вопрос о видах обращений. Многообразие
обращений граждан
1) по содержанию;
2) по срокам рассмотрения;
3) по срокам давности;
4) по характеру обращений;
5) по форме обращения;
6) по количеству обращения в тот или иной орган;
7) по количеству авторов обращения;
8) по инстанции, уполномоченной рассматривать обращение;
9) по установленному
порядку рассмотрения
Под содержанием обращения следует понимать сведения, заключенные в нем, а также цель, которую преследует автор, подавая обращение. В зависимости от содержания статья 1 Закона закрепляет такие виды обращений, как заявление, предложение и жалоба [2].
Заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) (далее, если не определено иное, – организация), индивидуальных предпринимателей.
Предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.
Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, – гражданин).
Самым распространенным видом обращений, на взгляд О. Погорелова [33, С. 33 - 34] является заявление, которое содержит обычно просьбы заявителя об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д.
Необходимо обратить внимание, что заявление порой ошибочно приравнивают к жалобам. Жалобой считается лишь то обращение, в котором содержится информация о нарушении личных прав обратившегося или иных конкретных лиц.
Разновидностями обращений граждан, которые не нашли отражения в Законе, являются отзывы и запросы юридического (неюридического) характера.
Отзывы (отклики) – это обращения граждан, содержащие личное мнение, оценку проектов законодательных актов, публикаций газет, журналов, радиопередач.
Запросы юридического (неюридического) характера – это обращения граждан в государственные органы, общественные предприятия по предоставлению сведений и разъяснений об их правах или обязанностях отдельных органов, учреждений, организаций, предприятий и должностных лиц по различным вопросам.
Кроме названных видов обращений граждан белорусскому законодательству известны также такие виды обращений, как замечание и ходатайство.
Систематическое толкование нормативных правовых актов позволяет предположить следующие дефиниции данных понятий: замечание - сообщение о нарушении законодательства, о недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) либо критика указанных органов, организаций (должностных лиц); ходатайство - письменная просьба лица о признании за ним определенного статуса, прав и свобод в случаях, прямо указанных в законодательстве Республики Беларусь.
Обращения граждан по срокам рассмотрения подразделяются на подлежащие рассмотрению в соответствии с общими сроками и подлежащие рассмотрению в соответствии со специальными сроками.
Общие сроки рассмотрения обращений граждан закреплены в статье 10 Закона «Об обращении граждан и юридических лиц» [2]. Специальные сроки рассмотрения обращений граждан предусмотрены Декретом Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 года № 2 «О совершенствовании работы с населением» (далее - Декрет № 2) [3] и Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» (далее - Директива № 2) [5].
Подразделяются обращения и по сроку давности (сроку, в течение которого граждане могут направлять их в государственные органы). Так, в силу статьи 11 Закона [2] подача заявителями заявлений и предложений сроком не ограничивается. Жалобы могут быть поданы заявителями в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов. К этой же группе следует отнести замечания и предложения, изложенные в книге замечаний и предложений, так как Декрет № 2 [3] не содержит каких-либо ограничений по данному признаку.
Обращения граждан разделяются и по своему характеру. Определить
характер обращения - значит, установить характер прав, свобод и законных интересов, на защиту или реализацию которых оно направлено. В Конституции РБ закрепляются пять основных видов прав и свобод человека и гражданина: личные, политические, экономические, социальные и культурные. Следовательно, и обращения граждан можно разделить на обращения, направленные на реализацию и защиту: личных прав; политических прав; экономических прав; социальных прав; культурных прав.
Обращаясь к статье 1 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» [2] следует отметить, что обращение может быть подано в следующих формах:
письменное обращение – обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений;
электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет;
устное обращение – обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема.
Однако в соответствии со статьей 5 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее Указ № 498) [4] письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если: обращения не соответствуют требованиям, указанным в частях первой–третьей пункта 3 настоящего Указа; в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные слова или выражения; текст обращения не поддается прочтению; обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, также в ином порядке, установленном законодательными
Информация о работе Обращения граждан. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан