Обращения граждан. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть понятие «обращения граждан», рассмотреть классификацию данного понятия, а также исследовать порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и должностными лицами.
Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- понятие «обращения граждан», их классификация;
- порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан;
- направления по совершенствованию работы с обращениями граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Понятие «обращения граждан», их классификация …………… ……...5
Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан…...13
Направления по совершенствованию работы с обращениями граждан в РБ и сравнительная характеристика с зарубежными странами………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по АП готовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

актами Республики Беларусь.

В настоящее время существует единственный способ изложения устных обращений - на личном приеме [2, ст. 11]. В то же время в пункте 1.7 Директивы № 2 [5] закреплены и на практике широко применяются такие способы подачи устных обращений, как телефонные «горячие линии», проведение встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников и другие.

В целях совершенствования в государственных органах, иных организациях системы учета обращений граждан и юридических лиц, а также упорядочения работы с обращениями, поступившими в ходе «прямых телефонных линий» и «горячих линий», Совет Министров Республики Беларусь издал Постановление от 28 июля 2011 года № 854 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц» [6].

Кроме того, растет число  обращений, поданных с помощью электронных  средств связи.

В зависимости от количества обращений в тот или иной орган  обращения подразделяются на первичные и повторные. Обращение должно быть рассмотрено и разрешено в полном объеме при подаче первого обращения. Нередко встречаются и повторные обращения. В соответствии со статьей 1 Закона [2] повторные обращения – это обращения, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза. Причинами подачи повторных обращений могут быть как нарушение порядка работы с обращениями граждан со стороны уполномоченных должностных лиц, так и злоупотребление предоставленным правом на обращение со стороны граждан.

В соответствии со статьей 21 Закона [2] при оставлении в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 15 настоящего Закона повторного обращения без рассмотрения по существу заявителю письменно сообщается, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается; при поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.

Повторное обращение  является необоснованным, если первичное  было рассмотрено и разрешено  полно, всесторонне, объективно и своевременно (по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы в соответствии с законодательством), а повторное обращение не содержит новых доводов или вновь открывшихся обстоятельств.

Обращения могут быть классифицированы по такому критерию, как количество лиц, на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов которых направлены данные обращения. Исходя из указанного критерия можно выделить обращения индивидуальные, коллективные и анонимные.

В соответствии со статьей 1 Закона [2] индивидуальное обращение - это обращение одного заявителя. Коллективное, соответственно, - обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам). 3акон устанавливает единый порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений.

 Анонимные обращения, т.е. обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения. В соответствии со статьей 23 Закона [2] анонимные обращения не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

 В зависимости от  инстанции, уполномоченной рассматривать  то или иное обращение, можно выделить обращения, подлежащие рассмотрению в органах первой инстанции, отнесенные к компетенции вышестоящей инстанции и обращения, поданные с нарушением компетенции. В силу пункта 1 Указа № 498 [4] все обращения (предложения, заявления, жалобы, а также ходатайства и замечания) первоначально подлежат рассмотрению по существу в органах первой инстанции. Ко второй группе относятся жалобы граждан на решения органов первой инстанции. Исключение составляют случаи, когда рассмотрение тех или иных обращений относится к исключительной компетенции вышестоящего государственного органа.

Порядок рассмотрения обращений  граждан урегулирован различными нормативными правовыми актами. Отсюда обращения  можно разделить на:

  • рассматриваемые в общем порядке (в соответствии с Законом [2]) - предложения, заявления и жалобы;
  • подлежащие рассмотрению в специальном порядке (для которых законодательством установлен иной порядок рассмотрения)- замечания и предложения, изложенные в книге замечаний и предложений, а также ходатайства [15, 40 - 41].

Следует отметить, что  отнесение обращений граждан  к определенному виду в ряде случаев  условно, так как в одном документе  часто сочетаются различные виды обращений. Тем не менее определение  вида обращения является важным для  проведения последующего их анализа и выработки мер, направленных на своевременное устранение причин, порождающих нарушение прав, свобод и (или) законных интересов граждан, совершенствование работы с населением.

Таким образом, обращения  граждан - это форма взаимодействия гражданина (граждан), индивидуального предпринимателя, юридического лица с государственными органами или иными организациями (должностными лицами), направленная на приобретение, реализацию или восстановление и защиту своих прав, свобод и законных интересов. Обращения граждан можно классифицировать по различным основаниям, но наиболее распространенными видами обращений граждан, получившими отражение в Законе, являются предложение, заявление и жалоба.

 

 

 

2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ  ЖАЛОБ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН

 

Порядок обращения граждан  с предложениями, заявлениями и  жалобами к должностным лицам  не только государственных органов, но и к должностным лицам общественных объединений, учреждений, организаций  и предприятий независимо от формы  собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлены Законом от 18 июля 2011 № 300-З г. "Об обращениях граждан и юридических лиц" [2].

Учитывая, что в ст. 40 Конституции речь идет о праве  на обращение любого лица, а не только гражданина Беларуси, оно гарантируется и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства [1].

Организация делопроизводства по обращениям граждан должна обеспечивать выполнение следующих основных правил:

  • регистрация всех поступающих обращений граждан;
  • контроль за рассмотрением обращений и выполнением принятых по ним решений;
  • информирование граждан о решениях, принятых по их обращениям;
  • направление непрофильных для организации обращений по принадлежности с обязательным уведомлением граждан об этом;
  • систематический анализ и обобщение результатов рассмотрения обращений, выявление и устранение причин, порождающих нарушения прав и законных интересов граждан, изучение общественного мнения с целью совершенствования работы государственных органов.

В соответствии со статьей 5 Закона [2] руководители организаций, индивидуальные предприниматели несут персональную ответственность за ненадлежащую работу с обращениями.

Они обязаны организовать работы по рассмотрению обращений граждан  в соответствии с требованиями Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь по обращениям граждан.

О. Темницкаян подчеркивает, что соблюдение подчиненными (подотчетными) организациями порядка рассмотрения обращений вышестоящие органы будут  проверять не реже одного раза в  год, причем по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения обращений вышестоящий орган будет направлять руководителю подчиненной (подотчетной) организации представление о представлении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности, а при выявлении в течение года повторного нарушения теми же лицами указанного порядка представление о применении к ним более строгой меры дисциплинарного взыскания вплоть до освобождения от занимаемой должности [37, С. 84--87] .

Вместе с тем, на взгляд Г.А. Хохриной, при нарушении порядка рассмотрения обращений необходимо выработать единообразную практику привлечения к одинаковой ответственности виновных лиц на всей территории государства, вне зависимости от уровня государственного органа и должностного лица [38, С. 33--35].

Делопроизводство по обращениям граждан ведется централизовано, отдельно от других видов делопроизводства. Ведение делопроизводства по обращениям граждан в организациях возлагается на специально назначенных для этого уполномоченных должностных лиц. Назначение уполномоченных должностных лиц должно быть закреплено в распорядительных документах (приказах, распоряжениях).

В организациях, в которых  поступает значительное количество обращений, могут создаваться специальные  подразделения, осуществляющие эту работу (отделы, секторы). Как правило, разрабатываются инструкции, положения и иные правовые акты о ведении делопроизводство по обращениям граждан, отражающие специфику деятельности организаций. Основные нормы работы с обращениями граждан могут включаться в соответствующие разделы или в качестве самостоятельного раздела в инструкцию по ведению делопроизводства в организации. [5]

Обращения граждан, в  том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:

  • в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных (подотчетных) им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных (подотчетных) республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненных Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
  • в другие государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций [3].

Согласно статье 10 Закона [2] письменные обращения подлежат обязательному рассмотрению организациями, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.

Процесс рассмотрения обращений включает в себя следующие этапы:

  • выяснение, относится ли вопрос, поставленный в обращения, к компетенции организации, в которую направлен;
  • определение порядка разрешения вопроса по существу;
  • определение исполнителя;
  • установление срока исполнения;
  • непосредственное решение вопросов, поставленных в обращении;
  • подготовка и направление гражданину ответа.

При первичной обработке  поступивших письменных обращений  сверяется правильность доставки, затем  конверты вскрывают и проверяют  целостность вложений. Как правило, конверты, в которые были вложены поступившие обращения, уничтожаются. Конверты сохраняют в том случае, когда только проставленный на нем штемпель является доказательством даты отправления и получения обращения.

Конверты с пометкой «Лично», адресуемые руководителю или другим работникам организации, вскрываются только ими. После рассмотрения и проставления резолюции руководителем обращения передаются на регистрацию. Обращения, поступившие непосредственно в структурные подразделения, в день их поступления также должны быть переданы для регистрации лицу, ответственному за ведения делопроизводства по обращениям граждан.

Все поступившие в  государственный орган, иную организацию (должностному лицу) обращения граждан, в том числе и принятые на личном приеме, регистрируются в день их поступления [2].

На всех поступивших  обращениях проставляется регистрационный  штамп, место расположения которого определяется СТБ 6.38-2004 (на нижнем поле первого листа обращения справа). В регистрационном штампе указываются наименование организации, в которую поступило обращение, дата и регистрационный индекс обращения. Регистрация обращений граждан, помимо общих задач регистрации – учет, контроль, справочная работа, является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данной организации.

Пунктом 5 Положения [7] определен порядок, в соответствии с которым регистрация обращений осуществляется с использованием одной из следующих форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольной карточке (далее РКК)), журнальной. При этом следует учитывать, что какая бы из указанных в постановлении форм регистрации ни использовалась, в регистрационную форму должны быть включены реквизиты предусмотренные Примерной формой РКК.

В регистрационные формы могут дополнительно включаться реквизиты, необходимые для учета, поиска и анализа работы по обращениям граждан. Например: вид обращения (предложение, заявление, жалоба), отметка о

 передаче обращения  из одного структурного подразделения  в другое и др.      

Возможность использования  журнальной регистрации впервые  установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2005 г. № 544 [7]. Журнальную форму регистрации документов рекомендуется применять при незначительном объеме поступающих обращений.

При журнальной регистрации  обращения учитываются под порядковыми  номерами в течение года. Порядковый номер может дополнительно включать первую букву фамилии заявителя  и другие обозначения. В целях  более оперативного поиска обращений  граждан журнал регистрации может вестись в алфавитной форме, при которой обращения будут записываться по алфавиту фамилий авторов. При журнальной регистрации, как правило, отсутствует другой справочный аппарат (картотеки), а алфавитная форма журнала позволяет быстро отыскать необходимые сведения о заявителе, о повторных обращениях и др. Ответы на обращения при журнальной форме регистрации также могут учитываться по этому журналу. При использовании журналов некоторые реквизиты могут быть объединены в одну графу, что позволит сократить их количество. Например: «фамилия, имя, отчество» и «адрес места жительства и (или) работы, контактный телефон», «документ направлен на исполнение» и «дата направления», «тематика» и «содержание» и др.

Информация о работе Обращения граждан. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений граждан