Общественные объединения как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических вопросов деятельности общественных объединений как субъектов административного права.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучение литературы и нормативно-правовых документов по теме контрольной работы.
2. Определение понятия общественного объединения, выявление и характеристика признаков общественных объединений.
3. Изучение наиболее распространенных видов общественных объединений.

Содержание работы

Введение
1 Общественные объединения как субъекты административного права
1.1. Понятие «общественное объединение», классификация и признаки общественных объединений
1.2. Административно-правовой статус общественных объединений
2 Административно-правовой статус некоммерческих организаций
2.1. Понятие некоммерческой организации
2.2. Административно-правовой статус профессиональных союзов
2.3. Административно-правовой статус благотворительных организаций
3. Административно-правовой статус религиозных общественных объединений
Заключение
Список используемой литературы
Приложение № 1 (задачи)
Задача № 2 (расчет заработной платы)
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по админправу.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Государство не вмешивается  в деятельность объединений граждан, предоставляя им широкую автономию. Тем не менее, это не исключает осуществления со стороны государства контроля за деятельностью объединений граждан [37; 114]. Так, органы, которые проводят легализацию объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений устава. Законом закреплено право представителей этих органов присутствовать на мероприятиях, которые проводят объединения граждан, требовать необходимые документы и получать в необходимых случаях объяснения.

Финансовые органы и органы налоговой  администрации осуществляют контроль за источниками и размерами прибыли и других финансовых поступлений, а также за правильностью уплаты объединениями граждан налогов. Со своей стороны объединения граждан должны представлять финансовым органам декларацию о своих доходах и затратах.

Контроль за выполнением объединениями граждан действующих норм и стандартов может осуществляться экологическими, пожарными, санитарно-эпидемическими и другими органами государственного надзора и контроля.

За нарушение законодательства объединения граждан несут ответственность  в установленном законом порядке. Так, к ним могут быть применены такие виды взысканий, как предупреждение, штраф, временное прекращение их деятельности. В случаях, предусмотренных законом, объединение граждан может быть принудительно распущено (ликвидировано) на основании решения суда.

Для осуществления своей деятельности объединения граждан наделяются широкими правами. Они могут выступать  участниками общественных правоотношений, приобретать имущественные и  неимущественные права, принимать  участие в разработке государственной политики и формировании органов власти, проводить массовые мероприятия и т. п.

 

2. Административно-правовой статус некоммерческих организаций

2.1. Понятие некоммерческой организации

Правовое положение  некоммерческой организации во многом идентично статусу общественного объединения. В соответствии с главой 5 Хозяйственного Кодекса Украины некоммерческими являются организации, не ставящие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между участниками [4; 135]. Это является важнейшей особенностью любого общественного объединения.

Другая особенность  статуса некоммерческой организации  заключена в осуществлении социально-приорететных задач. Основная цель функционирования любой некоммерческой организации  – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан [34; 127].

В то же время имеются  и принципиальные различия в правовой регламентации деятельности общественных и некоммерческих объединений. Прежде всего, Хозяйственный Кодекс Украины не допускает деятельности некоммерческих организации без ее государственной регистрации [4; 136], а Законом «Об объединениях граждан» предусмотрена возможность факультативного режима регистрационных отношений: объединение самостоятельно решает проблему участия в административно-правовых отношениях с органами юстиции, при этом допускается и альтернативный вариант – общественное объединение вправе функционировать без государственной  регистрации и не обладать правомочиями юридического лица .

Некоммерческие организации вступают в административно-правовые отношения в процессе создания, реорганизации или ликвидации. Субъектом таких отношений являются физические или юридические лица, ходатайствующие о создании некоммерческой организации, либо об изменении ее статуса, и орган исполнительной власти, на который возложены функции регистрации организации. В отношении религиозных общественных организаций эти функции осуществляется Министерством юстиции или его территориальными органами.

Отношения некоммерческих организаций и органов государственной власти во многом обусловлены присущим организациям социально-приоритетным функциям.

Органы государственной  власти вправе представлять организациям льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, полностью  или частично освобождать их от платы за пользование государственным и коммунальным имуществом, предоставлять иные преимущества и льготы.

Формы осуществления  контроля за деятельностью некоммерческих организаций лишь в самом общем  виде определены Хозяйственным Кодексом Украины [4; 139]. Среди органов исполнительной власти, которым организации обязаны представлять информацию о своей деятельности, специально указаны лишь органы государственной статистики и налоговые органы, но очевидно, что их перечень значительно шире. В частности, в некоторых случаях контрольные функции в этой сфере осуществляют органы юстиции, органы внутренних дел и органы безопасности.

 

2.2. Административно-правовой статус профессиональных союзов

Среди общественных объединений  особый статус имеют профессиональные союзы. Это объединения, имеющие своей целью обеспечение и защиту социально-приоритетных интересов создавших их физических лиц. Граждан, объединившихся в профсоюз, связывает общность производственных и профессиональных интересов [36; 126]. Статус профсоюзов напоминает правовое положение многих видов объединений, поскольку в уставах практически всех из них предусмотрена та или иная организация социально-правовой защиты трудовых прав и интересов физических лиц. Профсоюзы могут быть созданы только в форме организации.

Среди административно-правовых отношений в деятельности профсоюзов особое значение имеют их взаимоотношения  с органами исполнительной, законодательной  и судебной власти. Статья 12 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепляет принцип независимости профсоюзов в своей деятельности от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления [11]. Законом социально предусмотрено, что профсоюзы не подотчетны и не подконтрольны указанным органам. Запрещается вмешиваться этим органам и их должностным лицам в деятельность профсоюзов в тех случаях, когда это может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Профсоюзы и их члены зависят от органов законодательной власти: ее предписания, воплощенные в форме закона, обязательны для исполнения всеми его членами, а в некоторых случаях (например, Кодекс законов о труде) непосредственно затрагивают статус профсоюзов, компетенцию его органов, права и обязанности их членов. В процесс законодательной регламентации, допускаются некоторые ограничения прав профсоюзов, например, при реализации гражданами, объединенными в профсоюз, своего права на забастовку и иные виды коллективного протеста против действий работодателей.

Законодательство об общественных объединениях предусматривает  особые формы регистрационных отношений, возникающих между лицами, ходатайствующими о создании профсоюза, и органов  юстиции. Законом о профсоюзах предусмотрена  уведомительная государственная регистрация: профсоюзы, объединения, первичные профсоюзные организации в течение месяца со дня образования направляют в Минюст Украины или его территориальные органы необходимые документы, после чего последний обязан их зарегистрировать [11]. Законом «Об объединениях граждан» предусмотрена процедура отказа объединению в регистрации по тем или иным правовым основаниям.

Осуществление профсоюзами  своих прав, закрепленных Законом, представляет собой наиболее распространенную форму  взаимоотношений профсоюзов и исполнительной власти.

Субъектами административно-правовых отношений в данном случае являются работодатель в лице руководителя органа исполнительной власти и соответствующих должностных лиц и представитель профсоюзного органа. Возникающие в этой сфере общественные отношения имеют все признаки административно-правовых [36; 127]. Прежде всего, они характеризуются неравенством сторон. Субординация проявляется в том, что Законом предусмотрены права профсоюзов в их взаимоотношениях с работодателем, и обязанности последних удовлетворить эти права. Органы государственной власти любого уровня обязаны согласовать с профсоюзами проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Та же обязанность распространяется и на органы исполнительной власти при разработке ими проектов соответствующих нормативно-правовых актов.

Законодательством предусмотрены  отдельные виды нормативных актов  органов исполнительной власти, требующих  согласования с профсоюзом в процессе не только их разработки, но и осуществления. Среди них акты, предусматривающие ликвидацию предприятия, учреждения, либо его подразделений.

Процесс ликвидации может происходить  как по инициативе самого профсоюза, так и по инициативе органов судебной власти Украины.

 

2.3. Административно-правовой статус благотворительных организаций

Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений  может быть урегулирована в специальных  законах [9]. Одним из первых среди них стал Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В соответствии со ст. 1 настоящего Закона благотворительной организацией является негосударственная организация, главной целью деятельности которой является осуществление благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий граждан [8]. Созданная для осуществления социально-приоритетных целей, некоммерческая благотворительная организация должна обладать важнейшим свойством: ее деятельность должна носить бескорыстный характер – безвозмездный или на льготных условиях. Льготные условия означают предоставление благотворителям тех или иных льгот и преимуществ (прежде всего, материального характера), стимулирующие эту разновидность социально-приоритетной деятельности.

Отнесение благотворительных организаций  к организациям общественным может  происходить лишь при условии  создания такой организации физическими  лицами [36; 129].

Благотворительные  организации, как  и все другие общественные объединения, не вправе перераспределять денежные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, между своими членами или участниками. В соответствии  со статьей 20 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях», благотворительная организация не вправе использовать более 20% финансовых средств, расходуемых за финансовый год, на оплату труда административно-управленческого персонала [8]. Тем самым подобная форма противоправного перераспределения денежных средств невозможна среди членов или участников благотворительных организаций.

Основания возникновения  и прекращения административно-правовых отношений, субъектом которых являются благотворительные организации, во многом такие же, как и у некоммерческих организаций и профсоюзов. Административно-правовые отношения возникают в процессе представления благотворительным организациям органами исполнительной власти различных льгот и преимуществ, например передача в собственность государственного имущества.

В Законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», более детально урегулированы формы контроля: орган исполнительной власти, осуществляющий  регистрацию благотворительной организации, вправе контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность «по использованию имущества и расходованию средств».

Это означает, что подконтрольна  вся информация, подтверждающая обязательственно-правовые отношения организации с любыми юридическими и физическими лицами. Помимо активных форм контроля, осуществляемых должностными лицами регистрирующего органа непосредственно на месте, предусмотрены и пассивные формы: благотворительная организация, представляя регистрирующему или налоговому органу годовой отчет о своей деятельности, инициирует и возникновение административно-правовых отношений.

Помимо контроля органа исполнительной власти за финансово-хозяйственной деятельностью благотворительных организаций важное место отводится контролю налоговых органов, которые контролируют источники доходов организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

 

3. Административно-правовой статус религиозных общественных объединений

 

Осуществление гражданами гарантированной ст. 35 Конституции  Украины свободы мировоззрения  и вероисповедания порождает  разного рода общественные отношения, значительная часть которых носит правовой характер [1; 116]. Так, закрепленное в этой статье право граждан на отправление религиозных культов и ритуальных обрядов, проведение религиозной деятельности обусловливает создание и деятельность разнообразных религиозных организаций — религиозных обществ, управлений, центров, монастырей, религиозных братств, духовных учебных заведений и т.п., представляющих собой стойкие организационные системы со специфическими целями и конкретными способами их достижения.

Основным законодательным актом, который определяет правовое положение религиозных организаций, а также их взаимоотношения с государством, является Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Сущность правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций состоит в том, что государство и его органы [34; 128]:

- не пользуются методами государственно-правового контроля или принуждения при определении гражданами своего отношения к религии;

- не вмешиваются в религиозную деятельность организаций верующих, если она не нарушает законов государства и установленного порядка;

- не предоставляют религиозным организациям материальной поддержки;

- не поручают им выполнение любых государственных функций.

Информация о работе Общественные объединения как субъекты административного права