Организации как субъект административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы определяет следующие задачи:
1.Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
Исследование основ административно- правового положения предприятий и учреждений.

Содержание работы

Введение
Понятие и круг субъектов административного права
Предприятия и учреждения как субъекты административного права. Понятие и их виды
Основы административно-правового положения предприятий, учреждений

Заключение

Файлы: 1 файл

Административное право. контрольная. готовая..docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Главное отличие унитарного предприятия  в том, что оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом последствиями. Имущество же иных коммерческих организаций принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.

Унитарные предприятия на правах хозяйственного ведения могут учреждать в качестве юридических лиц дочерние предприятия.    

В ГК РФ предприятие рассматривается  также как определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132) — объект гражданского права.   

Следовательно, понятие предприятия, по ГК РФ, является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового режима имущества, закрепленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.

Однако  коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансового, трудового и др.). Поэтому в правовых актах термин "предприятие" часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц3. Но уже имеются акты, в которых отражена дифференциация организаций, данная в ГК РФ.

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они  подразделяются в зависимости от:   

а) видов собственности — на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов Российской Федерации (казенные предприятия могут быть только федеральными); муниципальные — районного, городского, поселкового и сельского значения;   

б) от организационно-правовых форм коммерческих организаций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества; государственные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.

При этом унитарными могут быть только  государственные и муниципальные  предприятия. Они в зависимости  от объема и характера полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом подразделяются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, являющиеся федеральными казенными предприятиями.   

Многообразны  виды предприятий, определяемые их отраслевой производственно-технологической специализацией. Различают:   

промышленные  предприятия —  заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.;    

сельскохозяйственные  предприятия —  кооперативы, совхозы, акционерные общества и др.;   

строительные  предприятия —  строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др.;   

транспортные  предприятия —  железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транспорта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспорта; территориальные управления трубопроводного транспорта и т. д.;   

предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;   

предприятия торговли — универмаги, гастрономы, различные специализированные магазины;

жилищно -коммунальные предприятия —  жилищно-эксплуатационные конторы, ремонтно-эксплуатационные управления, теплоемкости, энергосети и др.   

В зависимости от организационно - правового  статуса можно различать предприятия, входящие и не входящие в систему  органов управления, других образований.   

По  общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем.   

Исключения  составляют предприятия отдельных  отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе. Например, предприятия железнодорожного транспорта основной деятельности находятся в иерархическом подчинении органам системы Министерства путей сообщения, осуществляющим по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями.   

Принудительное  включение предприятий, не подпадающих  под установленные исключения, в какие-либо организационные системы, противоречит закону.   

ГК  РФ разрешает коммерческим организациям по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.   

В зависимости от принципа, положенного  в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником, и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. "г" ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. В свою очередь, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 10 февраля 1994 г. "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" делегировало ряд указанных полномочий Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне — Министерство имущественных отношений РФ) органам, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления.   

Правовые  нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредоточены по правовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности — здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел и т. д. Например, в Законе РФ от 10 июля 1995 г. "Об образовании", Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 21 июля 1993 г., Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и др.

Учреждения  могут быть частными, государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т. д.).   

Однако  ГК РФ признает учреждениями также  организации, выполняющие управленческие функции, то есть органы управления. А Закон РФ от 14 апреля 1995 г. "Об общественных объединениях" выделяет негосударственные учреждения в разновидность общественных объединений.

 

  1. Основы  административно-правового  положения предприятий, учреждений 

 

   Содержание  административно-правового статуса  предприятий, учреждений в основном зависит от следующих обстоятельств:   

1) является он частью государственного  механизма или нет;    

2)каким видом деятельности он занимается(хозяйственной, культурно-воспитательной и т. д.);   

3)является он самостоятельной  организационной единицей или  включен в более сложную организационную структуру.   

Правовой  статус предприятий и учреждений определяется нормами ряда отраслей права, но преимущественно административным правом, гражданским правом и трудовым правом.   

Административно-правовой статус государственных предприятий  и учреждений характеризуется рядом  особенностей. Они образуются и ликвидируются органами государственной власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.   

В административно- правовом статусе  государственных субъектов можно  выделить три главных блока:    

а) целевой;   

б) структурно-организационный;   

в) компетенционный (компетенцию).   

Первым элементом административно-правового статуса государственного коллективного субъекта являются его цели, задачи и функции, закрепленные юридически. Цель в данном случае можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, которая в положениях, уставах и иных управленческих актах конкретизируется в перечне задач и выполняемых функций.   

 Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:   

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать и т.д.);    

2) экономико–экологические, закрепляющие  обязанности бережно использовать  природные и другие ресурсы,  обеспечивать сохранность окружающей  среды и государственного имущества;       

3) социальные, нацеливающие на заботу  о коллективе работников и  его членах, создание благоприятных  условий для трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.   

Второй – организационно-структурный компонент правового статуса является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.    

У негосударственных  предприятиях, в  редких случаях, имеются все те элементы статуса, что и у государственных (целевого, организационного, компетенционного блоков), чаще всего – лишь некоторые  из них. 

Минимальный объем административно-правового  статуса негосударственного коллективного  субъекта включает в себя право на государственное признание, наименование,  право самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.    

Негосударственные предприятия и учреждения самостоятельны в организации своей деятельности и реализации продукции и услуг. Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.    

Правовой  статус учреждений отличается большим  диапазоном их прав и обязанностей, а потому в решении данного  вопроса законодательство пошло по пути установления правового статуса учреждений по отраслям.   

Например, Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ устанавливает систему образовательных учреждений (ст.12) – дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и др., и определяет основы их правового статуса4. На базе Закона в специальных нормативных актах определяется полный, исчерпывающий правовой статус общеобразовательного учреждения.   

Аналогичным образом решается вопрос о правовом статусе учреждений в других отраслях. Например, военно-учебные заведения внутренних войск создаются по решению Правительства Российской Федерации, равно как и учебные заведения для подготовки сотрудников милиции.   

Предприятия (учреждения) независимо от видов собственности  и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законы и иные административно-правовые акты (законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и т.д.). Уполномоченные  государственные  органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части  могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством, вплоть до закрытия предприятия.   

Предприятия и  учреждения как  юридические  лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. В отношении их руководителей и служащих может быть применена такая мера административной ответственности как дисквалификация. Она заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иную управленческую деятельность, в случаях предусмотренных законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение      

 Таким образом, субъект административного  права – это участник общественных  отношений, обладающий определенными  правами и обязанностями, которыми  он наделен в связи с необходимостью  реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его  нормы реализуются гражданами, государственными  органами, общественными объединениями  и другими, которые и являются  субъектами административного права,  т.е. носителями конкретных прав  и обязанностей, содержащихся в  нормах административного права.    

Информация о работе Организации как субъект административного права