Организации как субъект административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы определяет следующие задачи:
1.Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
Исследование основ административно- правового положения предприятий и учреждений.

Содержание работы

Введение
Понятие и круг субъектов административного права
Предприятия и учреждения как субъекты административного права. Понятие и их виды
Основы административно-правового положения предприятий, учреждений

Заключение

Файлы: 1 файл

Административное право. контрольная. готовая..docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Тема: «Организации как субъект административного  права»

 

 

План:

      Введение

  1. Понятие и круг субъектов  административного  права 
  2. Предприятия и учреждения как  субъекты административного  права. Понятие и их виды 
  3. Основы  административно-правового  положения предприятий, учреждений 

 

      Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Субъект административного права  – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами  и обязанностями, которыми он наделен  в связи с необходимостью реализации своих  жизненных потребностей. В административном праве его нормы      реализуются гражданами, государственными органами, общественными  объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Права и обязанности субъекта административного  права образуют в совокупности его  правовой статус.  

Правовой  статус субъектов административного  права образуют нормы, общие для  всех субъектов, например, нормы о  соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного  права объединяет нормы, которые  реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или  только к охотникам.

Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного  права могут быть классифицированы на группы и виды.  

В контрольной  работе мною рассмотрены такие субъекты административного права как предприятия и учреждения. 

Цель  контрольной работы   определяет следующие задачи:     

1.Определение понятия, видов, полномочий  субъектов административного права  в целом;      

2. Изучение сущности предприятий  и учреждений как субъектов  административного права;

    1. Исследование основ административно- правового положения предприятий и  учреждений.

 

  1. Понятие и круг субъектов  административного  права 

 

        В административно-правовых  отношениях, как и во всех иных  отношениях, урегулированных правовыми  нормами, участвуют конкретные  носители соответствующих прав, обязанностей и ответственности.  Эти носители прав и обязанностей  являются участниками административно-правовых  отношений, которые складываются  в сфере государственной исполнительной  власти. Они выступают в качестве  субъектов административного права,  т.е. таких участников правовых  отношений, которые осуществляют  определенные права, исполняют  возложенные на них обязанности  и несут установленную законом  ответственность в сфере реализации  государственной исполнительной  власти.        

 Иными словами, субъект административного права — это такой потенциальный участник административно-правовых отношений, который в силу особенностей своего правового статуса и комплекса социальных предпосылок (условий) своего функционирования способен быть носителем административных полномочий, обязанностей и ответственности.        

 К таким особенностям правового  статуса и социальных условий  (предпосылок) функционирования  субъектов административного права  относятся:  во-первых, социальное признание возможности участия в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта; во-вторых, юридическое признание административно-правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей в сфере реализации государственной исполнительной власти, т.е. быть потенциально возможным участником административно-правовых отношений. Наличие этих двух предпосылок формирует  административную правоспособность субъекта административного права, т.е. его  способность иметь субъективные права и обязанности в сфере  реализации государственной исполнительной власти. Административная правоспособность появляется у субъектов административного  права с момента их возникновения, т.е. у физических лиц — с момента  их рождения, а у организаций (учреждений, предприятий, государственных органов и т.п.) с момента их государственной  регистрации. Соответственно прекращение  административной правоспособности —  осуществляется с момента исчезновения субъекта (упразднения государственного органа, ликвидации предприятия или организации, смерти физического лица и т.п.).

Административная правоспособность как потенциальная возможность  быть участником административно-правовых отношений дополняется административной дееспособностью субъектов административного  права, т.е. признанной административно-правовыми  нормами способностью субъекта самостоятельно, своими осмысленными действиями реализовать  предоставленные ему права, исполнять  возложенные на него обязанности  и нести ответственность в  сфере реализации государственной  исполнительной власти.      

 В совокупности административная  правоспособность и административная  дееспособность образуют административную  правосубъектностъ соответствующих  физических лиц, органов и организаций  как субъектов административного  права, которые являются носителями  конкретных субъективных прав  и обязанностей в сфере реализации  государственной исполнительной  власти. При этом конкретные субъективные  права субъектов административного  права представляют собой предоставленную  и гарантированную государством  путем закрепления в нормах  административного права меру  возможного (дозволенного) поведения  в правоотношениях с другими  субъектами административного права,  на которых возлагаются корреспондирующие  обязанности. К этим правам  относятся, в частности:  

а) возможность  определенного нормами административного  права поведения субъекта; 

б) удовлетворение предусмотренных  законом интересов и потребностей субъекта;

 в) реализация соответствующих  функций и полномочий с целью  решения возложенных на субъекта  задач; 

г) возможность  участвовать в конкретных правоотношениях  и совершать действия, определенные нормами административного права; 

д) возможность  получить гарантию реализации предоставленных  прав, обеспеченных государственным принуждением, применяемым к недобросовестному носителю корреспондирующей обязанности. Диалектической противоположностью правам субъектов административного права являются их обязанности, т.е. установленная государством, и  закрепленная нормами административного права мера должного поведения в административных правоотношениях, обеспеченная возможностью применения государственного принуждения. К субъективным обязанностям субъектов административного  права относятся: 

а) требование надлежащего поведения, предусмотренного соответствующими нормами административного  права; 

б) осуществление  действий, корреспондирующих правам других субъектов конкретных административно-правовых отношений; 

в) реализация функций и задач в пределах, определенных нормами административного  права в интересах других участников административно-правовых отношений; 

г) соблюдение меры, формы и содержания должного поведения; 

д) несение  ответственности и других неблагоприятных  последствий, наступающих вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей. 

Субъективные права и обязанности субъектов административного права существуют и  проявляются в конкретных правоотношениях, составляя фактическое содержание последних. Они всегда связаны с  практическим осуществлением определенных действий в сфере реализации государственной  исполнительной власти. Поэтому участниками  административно-правовых отношений  и, следовательно, субъектами административного  права могут быть раз личные физические лица, органы и организации, интересы которых в силу предписания административно-правовых норм так или иначе связаны с осуществлением   с осуществлением функций государственной  исполнительной власти и нуждаются  для своего удовлетворения в соответствующих действиях исполнительно-распорядительного характера. Среди этих субъектов  выделяются органы государственной  исполнительной власти и  их подразделения; государственные предприятия,учрежденияи организации; негосударственные объединения граждан; административные коллективы; граждане, лица без гражданства и иностранцы. 

В зависимости  от организационных особенностей и  социальных признаков конкретных субъектов  административного права их можно  разделить на две группы, обособив:

 а) индивидуальные субъекты  административного  права.

б) коллективные субъекты административного права.

Каждая из этих групп субъектов в свою очередь  дифференцируется в зависимости  от особенностей административно-правового  статуса, социальной роли, конкретных задач, прав и обязанностей в сфере  государственной исполнительной власти.

В частности, среди коллективных субъектов административного права  могут быть выделены органы государственной  исполнительной власти, административные коллективы, учреждения, государственные  и негосударственные организации, предприятия, структурные подразделения  государственных органов и организаций  и т.п. В свою очередь в группе индивидуальных субъектов выделяются граждане, лица без гражданства, иностранцы, лица, имеющие специальные административно-правовые статусы и т.д. 

В зависимости от содержания и особенностей функций, которые осуществляются субъектами административного права, среди  них можно выделить тех субъектов, которые осуществляют и защищают публичные интересы (например, органы государственной исполнительной власти), и тех, которые реализуют частные  интересы (например, граждане).

Очень близко к такой группировке  примыкает деление субъектов  административного права по признак  наличия у них  государственно-властных полномочий. При этом из всей совокупности субъектов  административного права могут  быть выделены властные субъекты, т.е. носители государственно – властных полномочий, отношения между которыми являются, как правило, внутриаппаратными. И  невластные субъекты (чаще всего граждане, лица без гражданства, иностранцы), между которыми не могут складываться внутриаппаратные административно-правовые отношения.

Иначе говоря, условием возникновения  не внутриаппаратных, а внешних административно-правовых отношений, направленных на реализацию задач и функций в сфере  государственной исполнительной власти, является обязательное взаимодействие властных и невластных субъектов  административного права, когда  обязательным участником любого административно-правового  отношения является субъект —  носитель государственно-властных полномочий, который представляет и реализует  государственный, публичный интерес и обязан содействовать в реализации прав и законных интересов невластных субъектов (граждан, лиц без гражданства и иностранцев). 

 

 

 

 

 

  1. Предприятия и учреждения как  субъекты административного  права. Понятие и их виды

Предприятия и учреждения относятся  к субъектам административного  права, но только в определенных правом случаях и в соответствующем  качестве, поскольку они, в отличии  от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в  целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия  и учреждения отличаются друг от друга  по их назначению.

Предприятие  — самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация1. Она занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Учреждение  — некоммерческая организация2, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные производственные подразделения). 

В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданского права.   

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных они относятся к корпоративным организациям (см. гл. 4 ГК РФ). С точки зрения ГК эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.   

Информация о работе Организации как субъект административного права