Органы государства и органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:32, реферат

Описание работы

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная, и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….…....3
1. Понятие органа государства и его признаки………………………………….…5
2. Классификация органов государства …………………………………….……..…7
2.1 Исполнительные органы……………………………………………………..... 8
2.2 Законодательные органы…………………………………………………….. 10
2.3 Судебные органы………………………………………………………….….. 12
3.Органы государственной власти Российской Федерации….…………..…...…...14
3.1 Органы исполнительной власти РФ……………………..……….….…..….14
3.2.Законодательная власть Российской Федерации………………….….....…14
3.3.Органы судебной власти РФ…………………………………………………….…...15
4. Представительные, исполнительные органы местного самоуправления……....18
Заключение………..……………………………..………………………………...….24
Список использованной литературы………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 

«Удмуртский государственный университет»

Институт  экономики и управления 
 

Кафедра международных экономических отношений  и права 
 

РЕФЕРАТ

по курсу  «Правоведение»

на тему: 

Органы государства

и органы местного самоуправления 

Выполнил:

Студентка гр. 521600-11

Н.А. Краснова 

Проверил:

Ст. преподаватель

Е.В. Кутяшова 
 
 
 
 

Ижевск, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

5

 

Введение

     Тема  «Органы государства» достаточно объемна  и тесно связана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.

     Механизм  государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

     Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

     Понятие органа государства в механизме  и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.

     С развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование.

         Возникновение, становление  и развитие всякого государства  берет свое начало с древнейших родоплеменных  отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, является прообразами современного местного самоуправления.

         Теории о местном  самоуправлении появляются в первой половине 19 века на основе рассуждений  о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органах власти в условиях демократического государства и самодержавия. Среди зарубежных ученых большой вклад в развитие теории местного самоуправления внесли Токвиль, Гнейст, Штейн, Лабанд. Российской науке известны такие имена, как Васильчиков А. В., Безобразов В. П., Коркунов К. М., Чичерин Б. Н., Свешников М. И. и др.

         Можно выделить следующие  теории:

      • Теория  свободной общины;
      • Хозяйственная и общественная теория самоуправления;
      • Государственная теория самоуправления;
      • Политические теории местного самоуправления.

         Следует отметить, что  в демократическом государстве  организация и осуществление  власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом  местного самоуправления. Этот принцип  обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. 

 

  1. Понятие органа государства и его признаки
 
 

     Механизм государства, как уже было сказано выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этого механизма является орган государства.

     Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.1

     Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

     Понятие «государственный орган» можно рассматривать  с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

     Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

     Каждый  орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

     Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

     Свою  компетенцию государственные органы  могут реализовывать в трех формах:

  • путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);
  • путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
  • путем осуществления организационной деятельности.

     Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

     Государственные органы, как и все структурные  элементы государства, обладают рядом признаков:

  1. Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями.
  2. Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и  дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
  3. Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган.
  4. Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты.
  5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).
  6. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
  7. Органы государства тесно взаимодействуют между собой.
  8. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;
  9. Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

 

  1. Классификация органов государства
 
 

       
 

     

       
 

     

      Классификацию органов государства можно проводить  по различным основаниям, наглядно  это видно на приведенной выше схеме.2

     По  способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы).

     По  объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства.

     По  широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.

     По  порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же – президента.

    1. Исполнительные  органы
 

     В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, либо только правительству.

      Исполнительная  власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.3

     Главное назначение исполнительных органов — исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства.

Глава государства

 

     Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа4.

     В некоторых странах глава государства  может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые, к примеру, Государственный совет на Кубе, где нет президента.

     В зависимости от формы правления  главой государства может являться монарх, или президент.

     Монарх  – лицо, осуществляющее высшую государственную  власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.

     Полномочия  монарха зависят от формы правления  государства.

     Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство,  вершит  высший суд. Фактически никаких ограничений его власти нет.

     В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).

     Исполнительная  власть здесь принадлежит монарху, который может осуществлять ее сам  или через назначаемое им правительство. Монарх подбирает и назначает  министров, возглавляя правительство (правда всегда имеется пост премьер-министра).

     Президент — глава исполнительной власти, обладающий широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата.5

     Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности

Информация о работе Органы государства и органы местного самоуправления