Органы власти и молодёжные организации в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Развитие демографического положения в современной России всё более убеждает нас, что в недалёком будущем основным трудовым ресурсом нашей страны будет молодёжь. В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. Если в предыдущее десятилетие численность молодежи росла, то вплоть до 2025 г. ее численность будет снижаться в силу демографических причин, причем это снижение по отношению к 2012 г. будет драматическим – более чем на четверть. Особенно сильное снижение численности молодежи будет в самых продуктивных и с экономической, и с социальной точек зрения возрастах 23-28 лет – от 35% до 50%.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты предмета исследования
1.1 Социально — правовой статус молодёжных общественных организаций………………………………………………………..5
1.2 Современные молодёжные организации и движения в России….9
Глава 2 . Органы власти и молодёжные организации
Проблемы и перспективы развития молодёжных организаций..16
Взаимодействие органов власти и молодёжных организаций в реализации молодёжной политике……………………………22
Глава 3. Практические предложения взаимодействия органов государственной власти и молодёжных организаций

3.1 Общее совершенствование человеческого капитала…………..26
3.2 Практические рекомендации для повышения эффективности взаимодействия органов власти и молодёжных организаций…….28
Заключение…………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Органы власти и молодёжные организации в современной России.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Молодёжные организации, существующие в современной России, можно классифицировать по различным основаниям и подразделить на 4 группы, по отношению к политическим структурам и политики в целом.

Аполитичные

деятельность их политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам)

Идеологические

руководители и лидеры, которых умалчивают о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или отвергают саму возможность участия в политическом процессе. Однако при этом в программных документах фиксируются совершенно определённые идеологические положения. Например, они, создаются «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, её гражданского становления», чтобы обеспечить «развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала молодых людей как ответственных граждан своей страны» К таким организациям, например, можно отнести гражданско-патриотические, поисковые объединения.

Политические

молодёжные организации, создаваемые при тех или иных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках. Политические партии, кровно заинтересованные в собственном воспроизводстве, стремятся рекрутировать будущих членов своих организаций из детской и молодёжной среды и создавать для них определённые организации при партиях в качестве функциональной ниши. В качестве примера можно привести молодёжный союз «Отечество», общероссийскую организацию «Молодёжное единство» и другие молодёжные крылья политических партий.

Политико-просветительские

общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты. Характерными особенностями деятельности подобных формирований являются: во-первых, отсутствие ориентации на доктрину определённой политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др. многие из подобных общественных формирований в 1990-1991гг объединились в Ассоциацию «Школа демократической культуры»


 

Из числа политических молодежных объединений:

  • Молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ. Создан для поддержки деятельности Государственной Думы ФС РФ в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи
  • Ассоциация Молодежных правительств. Создана для вовлечения молодых людей в социально-политическую жизнь, объединения талантливых управленцев РФ для развития экономики.
  • Молодая Гвардия Единой России. Члены этого объединения сторонники идей "Единой России".
  • Молодёжное Яблоко - молодые демократы.
  • Молодёжная организация ЛДПР "Время молодых".
  • "НАШИ".

По спектру деятельности можно выделить:

Организации, выделяющие в своей деятельности приоритетные направления - творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно - досуговые, исторические, профессиональные (Молодёжный союз юристов), социальной направленности. Подробнее мы остановимся на них, говоря о реализации государственной молодёжной политике совместно с общественными организациями.

Организации, организующие деятельность в рамках свободного времени молодёжи, не выделяя приоритетных направлений -штабы и союзы учащейся молодёжи, студенческие организации.

Организации, реализующие широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные. Наиболее крупными молодёжными общественными объединениями в России на 2013 год являются:

  • "Российский Союз Молодежи".
  • "Студенческое самоуправление".
  • "Ассоциация учащейся молодежи Российского Союза Молодежи "Содружество".
  • "Российский Спортивный Союз Молодежи".
  • "Национальный совет молодежных и детских объединений России".
  • "Детские и молодежные социальные инициативы" - ДИМСИ.
  • "Центр поддержки молодежных инициатив".
  • общероссийская общественная организация "Союз МЖК России".
  • общероссийская общественная организация "Молодежное единство»

 

             Региональные - городские, районные, областные, краевые и др. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодёжи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. Формируются реестры детских и молодёжных общественных объединений на региональном уровне, как основа их государственной поддержки.

Межрегиональные. В последние годы в ряде субъектов РФ произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений: межрегиональная общественная  организация « Ассоциация работников молодёжной сферы» (Тульская область), межрегиональная Ассоциация клубов международной дружбы учащейся молодёжи « Дом мира» (Владимирская область), межрегиональная ассоциация служб трудоустройства молодёжи (Пензенская область). Часто такие организации создаются на базе объединения нескольких молодёжных организаций.

Международные. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют отделения таких международных молодёжных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодёжи «Синдесмос» и другие.

По уровню взаимодействия  с государством можно выделить:

  • Включенные в Реестры организаций, пользующихся поддержкой государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций.
  • Не включённые в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей. К сожалению, таковыми остаётся большая часть молодёжных организаций ( 73% против 27% зарегистрированных), так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 . Органы власти и молодёжные организации

2.1 Проблемы и перспективы  развития молодёжных организаций.

В настоящее время и на перспективу ближайших 10-15 лет ведущим внешним условием развития молодежи становится демографический тренд. 

Демографический прогноз показывает существенное снижение численности молодежи до 2025 г. (рис. 1).

Рис. 1. Численность молодежи 14-30 лет в Российской Федерации в 2012-2025 гг., млн. человек

С 35,2 млн. человек (2012 г.) численность молодежи сокращается до 25,6 млн. человек (2025 г.), или на 27,3%. При этом минимальная численность молодежи достигается в 2024 г. – 25,3 млн. человек. Таким образом, в 2025 г. начинается новый, но небольшой подъем численности молодых людей 14-30 лет.

Вместе с тем, если смотреть по возрастам, отнесенным к молодежи, то в 2025 г. по сравнению 2012 г. картина меняется следующим образом: нарастает численность в ранних молодежных возрастах и продолжается спад в более старших (рис. 2 и 3).

 

Рис. 2. Численность молодежи по возрастам в 2012 и 2025 гг.

 

Рис. 3. Прирост (+) или убыль (-) молодежи в соответствующем возрасте в 2025 г. по сравнению с 2012 г.

 

Из рис. 3 ясно видны следующие основные проблемы развития молодежи и эффективности (качества) молодежной политики в 2012–2025 гг. К 2025 г. в России произойдет резкое сокращение численности молодежи в самых продуктивных ее возрастах: 23–30 лет. При этом речь идет как о трудовой деятельности молодежи после завершения формального образования, так и о воспроизводстве населения – резкое сокращение численности молодежи в детородном возрасте ставит вопрос о социальном и экономическом развитии Российской Федерации уже за пределами 2050 г. В возрастах 23-30 лет сокращение численности молодежи составит от 36,1% (30 лет) до 50% (25 лет), а по остальным возрастам будет превосходить 40-45%.

Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов привели к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодёжи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу. Так, ярким показателем сегодняшнего дня стали рост преступности, наркомании, отклонения в психике у молодёжи. В связи с этим создание многочисленных общественных объединений стало для молодёжи возможностью привлечь внимание к своим интересам и проблемам, самостоятельно обеспечить свой досуг и занятость.

В социологических исследованиях, проведённых по изучению отношения учащейся молодёжи к общественным организациям, более четким становиться понимание характера современных молодёжных организаций:

  • неполитизированные и неидеалогизированные
  • сориентированные на практические конкретные дела
  • реализующие-как приоритетные-социально-защитные функции.

Современная картина молодёжных объединений и движений очень пестрая: студенческие профсоюзы, творческие клубы со своей субкультурой, религиозные, экологические движения, сотни предпринимательских организаций. Наиболее активными являются студенты как авангард молодёжи, творческая и рабочая молодёжь охвачены менее, ещё меньше объединена сельская молодёжь

Показательно, что наряду с формальными молодёжными общественными организациями наибольшим разнообразием и привлекательностью на сегодняшний день отличаются неформальные общественные объединения. Привлекательность таких объединений объясняется в основном следующим:

  • они соответствуют ориентации молодых людей на преимущественно досугово - развлекательные занятия;
  • налицо стремление вырваться из-под опеки и мелочного контроля взрослых;
  • основной ориентир-взаимопонимание и общение со сверстниками.

Все молодёжные объединения сталкиваются с рядом проблем на пути своего существования. Социологи выявляют следующие причины:

  • недостаточное внимание к проблемам молодежи со стороны властных структур;
  • отсутствие кадровой политики, отсутствие преемственности традиций, идеалов;
  • недофинансирование статей на образование и молодёжных программ-вызовов;
  • отсутствие современной государственной концепции воспитания молодёжи.

До начала 90-х годов государственные функции по отношению к молодёжи выполнял комсомол. Объединяя в своих рядах более 90% молодых людей, он был структурой тотального влияния на молодёжь. Сейчас вновь предпринимаются попытки создать массовую молодёжную организацию с подобной комсомолу жесткой вертикальной структурой. Но форма ещё не гарантирует содержание. В этом, кстати, проблема недолговечности множества молодёжных объединений - создание структуры при отсутствии четких задач для организации в целом и для руководителей направлений в частности. Поэтому мне представляется вся невозможность в создании массовой монолитной организации прежде всего исходя из того, что государство ещё не готово предложить молодёжи четкие ориентиры, цели и задачи, которые приближенно могли бы изменить прежнюю идеологию государства и нынешний антиколлективистский и аполитичный настрой среди молодых. Самой молодёжи в силу своей дифференцированности более привлекательна возможность выбора.

Молодёжная политика в России — это только один из частных социальных процессов, который взаимовложен в общий процесс жизнедеятельности страны. Мы специально делаем упор на развитие молодёжи с новыми качествами, что будет способствовать подготовке будущей кадровой базы страны, от мировоззрения и воли которой зависит наше будущее, как суверенной, конкурентоспособной страны. То, что страна живёт, мягко сказать, не очень хорошо, как должна, имея все необходимые для этого ресурсы, это не что иное, как результат определённого качества управления государством. Результат этот — есть следствие качества управленческой деятельности, то есть результат работы управленческого корпуса страны. Управление — процесс информационный. Соответственно, все действия, какие мы совершаем, исходят из той информации, которой мы руководствуемся. А информацию, результатом которой служат все наши действия, формирует информационная среда (система образования, семья, СМИ, друзья и т.д.). Информационная среда формирует мировоззрение общества. Мировоззрение выражается в нравственности.

В.В. Путин сказал: «Все проблемы в обществе исходят из той нравственности, что есть в обществе». Нравственность — это оценочная категория, не бывает человека безнравственного, человек есть с нравственностью, которая проявляется в его действиях, как праведная или порочная. Соответственно, изменяя к лучшему нравственность свою и помогая в этом окружающим нас людям, мы формируем качество честности в системе общества. Но, как говорится, хороший человек — не профессия, поэтому помимо честности, чтобы успешно развивалась страна, надо прививать качество эффективности.

Под понятием честный и эффективный человек мы подразумеваем следующее:

«Честный» — Человек, имеющий устойчивые жизненные принципы, ответственный за себя и мир вокруг себя, человек, который признаёт свои ошибки и пытается их исправить; открытый, искренний, говорит правду; добрый, имеет целостное мировоззрение (так как мир един и целостен).

«Эффективный» — Это человек, умеющий свои жизненные принципы отстаивать и реализовывать через приобретённые качества: самоорганизованность, дисциплинированность, пунктуальность, ответственность. Человек - умеющий планировать и реализовывать, доводить начатое дело до конца, целеустремлённый, также обладающий методологией познания (умение учится, и учить). Человек- умеющий масштабно, государственно мыслить, стремящийся к объективности, имеющий волю, энергичный, реализующий свои программы с высоким КПД. Осуществление государственной молодёжной политики, особенно в части поддержания молодёжных организаций, наряду с сохранением компенсаторского подхода к социальной защите, всё более важно развивать иновационный-создание благоприятных условий для активного творчества и предпринимательства молодых. Государство должно влиять на ситуацию в молодёжной среде комплексно, а не распылять решение молодёжных проблем по различным ведомствам. Следует отметить, что положительная « стратегия конкретных дел» в деятельности Комитетов по делам молодёжи имеет обратную сторону - явная недооценка стратегических проблем может привести к недостаточно эффективной защите долгосрочных интересов молодёжи. Поэтому важно переориентировать государственные службы по работе с молодёжью от текущей работы к перспективам. Что, в свою очередь важно совмещать с постоянным решением кадрового вопроса, подготовкой специалистов для работы с молодёжью, ориентируясь на потенциал формальных и неформальных лидеров молодёжных объединений.Нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущих, оно-другое3. Именно создание и поддержание молодёжных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодёжи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению, как их проблем, так и построению будущего всего общества.

Информация о работе Органы власти и молодёжные организации в современной России