Основные характеристики модели социальной политики Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:23, реферат

Описание работы

В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики.

Файлы: 1 файл

Реферат на тему основные характеристики модели социальной политики Италии.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Эта отрасль является главной в сельском хозяйстве. Почти половину (45% ) пашни страны занимают зерновые культуры, в т.ч. пшеница (9,3 млн. т) и кукуруза (8,5 млн. т). Итальянские фермы поставляют на внутренний рынок до 2/3 зерна. Для Севера характерна наивысшая урожайность пшеницы. Там же выращивают и рис. Середземноморские культуры — маслины, цитрусовые (апельсины и лимоны), миндаль — выращивают преимущественно на Юге.

Поголовье крупного рогатого скота в стране составляет 7,7 млн., производство мяса — 3,9 млн. т. Скот разводят на севере страны, овец (10,4 млн.) — на Сардинии, где сконцентрировано 1/3 их поголовья. Развивается свиноводство (8,2 млн. представителей). В бедных кормами горных районах Апеннин, Сицилии и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов.

Невзирая на большую протяжность берегов, в Италии вылов рыбы незначителен — в среднем 600 тыс. т в год. Рыбная промышленность размещена локально, на небольших предприятиях.

2.2.2. Проблема «Север-Юг»: история вопроса и направления решения

В Италии существует проблема, связанная с дифференциацией экономического развития, с одной стороны, промышленных областей Севера и Центра страны, а с другой - аграрного Юга.

Проблема «Север - Юг» возникла во второй половине XIX в., когда Италия была раздроблена на отдельные княжества. Север и Центр Италии находились на стадии индустриализации и характеризовались как промышленные районы, тогда как Юг оставался во власти феодального строя и отставал в своем развитии от Севера13.

Разрыв между регионами по уровню экономического развития в XX в. характеризуется следующими причинами:

процессы первоначального накопления капитала и индустриализации Юга тормозились из-за сохранения феодальных отношений в сельском хозяйстве, в то время как на Севере они шли достаточно быстрыми темпами. Таким образом, хотя объединение страны и ускорило развитие капитализма в Италии, но происходило оно на Севере и на Юге страны по-разному;

слабая индустриализация Юга способствовала превращению его в поставщика дешевой рабочей силы на промышленные предприятия Севера. Юг являлся также рынком сбыта товаров, произведенных в северных районах. Замедленное развитие капиталистических отношений Юга Италии привело к тому, что его хозяйственная система стала еще более отсталой;

Вторая мировая война еще больше обострила региональную проблему Италии. Национальное богатство страны сократилось на треть, морской флот был практически уничтожен, разрушены жилые и общественные здания, мосты, порты. Большие убытки понесло сельское хозяйство. Тем не менее на Севере Италии сохранилось производство, тогда как хозяйственная жизнь Юга Италии была полностью парализована. По всем экономическим показателям наблюдалось значительное отставание южного региона от северного;

земли южного региона по большей части неплодородные, практически не пригодные для сельского хозяйства;

сложная демографическая ситуация: рождаемость на Юге Италии примерно в 1,5 раза выше, чем на Севере;

углубление европейской интеграции еще более усиливает разрыв между двумя экономическими регионами. Если Север Италии может рассчитывать на дальнейшее процветание в едином европейском рынке, то Юг, живущий на субсидии, может оказаться в еще более тяжелом положении.

Активизация процесса разрешения проблемы «Север - Юг» началась в 50-60-е гг. XX в. В этот период был разработан «план Ванони», который включал следующие направления:

активизацию роли государства в проведении индустриализации Юга;

создание в определенных районах Юга дополнительных промышленных мощностей, которые обеспечили бы привлечение, частного капитала;

организацию «кассы Юга», в которую отчислялись бы средства предприятиями Северной Италии, а направлялись на развитие частного предпринимательства.

Однако полностью реализовать «план Ванони» не удалось из-за частой смены правительства и изменений экономических приоритетов. Разрыв в экономическом развитии между Севером и Югом продолжает увеличиваться. Если в 1980 г. уровень доходов на Юге составлял 59% уровня доходов Севера, то в 90-е гг. этот показатель снизился до 50%. Доля безработных экономически активного населения в конце 90-х гг. составляла на Севере - 9%, на Юге - 19.5%.

Для сокращения разрыва между Севером и Югом Италии необходимо решить ряд взаимосвязанных проблем:

укрепление и развитие производства на Юге страны. Хотя правительство инвестирует строительство новых крупных предприятий, но средств явно недостаточно:

безработица и миграция населения из южных районов. Отсутствие необходимого количества рабочих мест в промышленности и сфере услуг способствует эмиграции семей безработных в северные районы Италии и страны Западной Европы;

развитие малого и среднего бизнеса. Большинство малых предприятий Юга обладают слабой конкурентоспособностью, крупные же государственные предприятия Юга еще не сумели выйти на мировые рынки. Итальянские и иностранные ТНК не склонны вкладывать капитал в производственную и научно-техническую деятельность на Юге из-за отсутствия там надежных партнеров, неразвитости инфраструктуры, а также острой криминальной ситуации. Поэтому деловые крути страны делают ставку на развитие рекреационного бизнеса, так как индустрия такого рода является наименее капиталоемкой и наиболее прибыльной, следовательно, ее развитие должно привлечь на Юг иностранные капиталы, туристов из Западной Европы, США. и других стран;

поиск эффективных путей использования сельскохозяйственных угодий и сокращение частного землевладения;

проблема теневой экономики и криминальной деятельности Юга Италии. Реализуется установка малого бизнеса на «прозрачность» как атрибут делового имиджа фирмы. В борьбе с криминальной деятельностью проводятся операции с целью снижения влияния мафии на политическую и экономическую жизнь страны;

привлечение финансовых, индустриальных, научно-технических и других ресурсов западноевропейских стран, и прежде всего членов ЕС, к решению региональной проблемы Италии.

2.2.3. Место Италии в мировом и европейском хозяйстве

Италия - индустриально развитая страна, активно участвует в мирохозяйственных связях.

Развитие экономики Италии тесным образом связано с внешним фактором. Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора пути экономических преобразований: экспортировать, чтобы выжить. Это определило место Италии в международном разделении труда.

Как уже было отмечено выше, лидирующие позиции занимает машиностроение, особенно такие отрасли, как производство сельскохозяйственной техники, металлообрабатывающего оборудования (четвертое место в мире по объему выпуска и третье место -- по его экспорту), деревообрабатывающего оборудования, упаковочного (на экспорт идет 80%) и пищевого оборудования. Прочные позиции на мировом рынке занимает продукция химического, металлургического, текстильного (70% - экспорт) и электротехнического производств.

Внешнеторговый баланс Италии на протяжении последних десяти лет имеет положительное сальдо. Среднегодовой объем экспорта товаров составляет 240 - 245 млрд. долл., импорта – 230 - 235 млрд. долл. В товарной структуре экспорта на продукцию обрабатывающей промышленности приходится 97,2%, в том числе на долю машиностроения - 40,8%, текстильную и швейную продукцию - 10,5%, кожевенные и обувные изделия - 5,4%, химикаты и химволокно - 9,4%14.

 

Увеличение масштабов итальянского экспорта явилось следствием:

проведения политики, направленной на повышение конкурентоспособности итальянской продукции за рубежом;

процессов слияний и приобретений, способствующих технологическому обновлению производства и росту конкурентоспособности итальянской продукции. Значительная доля всех новых приобретений принадлежит компаниям США, далее следуют швейцарские, английские, французские и немецкие фирмы. В большинстве случаев иностранные покупатели стремятся не к партнерским отношениям, а к полному контролю над национальными компаниями;

снижения пошлин, что стимулировало расширение рынков сбыта итальянских товаров;

поощрения экспорта на основе системы льготных кредитов и страхования экспортных кредитов. С целью упрощения и ускорения процедуры предоставления кредитов при Национальном институте страхования (НИС) функционирует специальная секция по страхованию экспортных кредитов - CAZE, работающая под контролем Казначейства. Главной функцией CAZE является страхование экспортных кредитов (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных). CAZE страхует экспортные кредиты по внешнеторговым сделкам почти со 150 странами;

введения практики экспортных премий в виде возврата суммы таможенных пошлин за ранее импортированный и подвергшийся переработке товар перед его экспортом, освобождения экспортеров от уплаты НДС;

предоставления безвозвратных ассигнований из государственного бюджета, направленных на модернизацию промышленных предприятий страны, производящих экспортные товары, и, следовательно, на повышение их конкурентоспособности.

Таким образом, стимулирование экспорта является важным направлением экономической политики Италии.

Италия не столь активна на рынке капиталов, как на рынке товаров. Объем накопленных иностранных инвестиций составляет 110 млрд долл., что меньше, чем в остальных крупных западноевропейских странах. Сильны позиции иностранного капитала в наукоемких отраслях промышленности: электронной, химической, телекоммуникационной. Итальянские прямые инвестиции за рубежом составляют примерно 190 млрд долл. и сосредоточены в основном в странах ЕС.

2.2.4. Внешнеэкономические связи Италии

Экономико-географическое положение Италии благоприятно для развития связей со странами Ближнего Востока, Северной Африки, государствами Южной и Центральной Европы.

В объеме экспорта Италии на развитые страны приходится свыше 70%, причем на страны ЕС - примерно 54%, на развивающиеся страны - 18%.

Италия является вторым после Германии торговым партнером России. Товарооборот России и Италии составляет примерно 10 млрд. долл. При этом сальдо торгового баланса Италии в торговле с Россией является отрицательным. В структуре российского экспорта в Италию 89% приходится на энергоносители, примерно 5% - на черные и цветные металлы. Италия экспортирует в Россию машины и оборудование (42.2%), мебель (примерно 6%), изделия из черных металлов (5%), фармацевтическую продукцию (4.5%), пластмассы и изделия из них (4%), напитки (2,3%) и др.

Активным участником внешнеэкономической деятельности в России является итальянская обувная компания GEOX. Несмотря на то, что доля итальянской обуви в российских продажах уменьшается, GEOX стремительно увеличивает ежегодные объемы продаж в России (на 30-50%).

Итальянские инвестиции в России составляют примерно 2 млрд. долл., из них - 169 млн. долл. (энергетика, автомобилестроение, электробытовая техника).

Новые условия мирового экономического развития, глобализация мировой экономики, углубление европейской интеграции открывают для страны новые возможности, расширяя сферу предпринимательской деятельности для многочисленных высокоэффективных и конкурентоспособных малых и средних предприятий.

3. Особенности экономического развития Италии

3.1 Экономика Италии до середины 90-х годов

Одним из главных факторов, оказавших влияние на формирование модели итальянской экономики, была запоздалая индустриализация, что определило Италию как слабого партнера на быстроразвивающемся европейском рынке.

Реакцией на такую слабость экономики выступило государство, принявшее активное участие в воспроизводственном процессе. Компенсируя своими ресурсами инвестиционную слабость национальной буржуазии, государство создавало первые предприятия тяжелой и военной промышленности, расширяло транспортную сеть. Особенно массовые государственные капиталовложения пришлись на послевоенный период. Это обеспечило Италии рывок, благодаря которому страна приобрела черты развитой и индустриальной, а также вошла в круг лидеров капиталистического мира. Не последнюю роль в развитии Италии сыграл и тот факт, что до 1951 года США предоставили странам Западной Европы 13 миллиардов долларов согласно плану Маршалла, и Италия получила значительную часть этой помощи.

Монополизм является еще одной чертой итальянской экономики. Подчинение государственного аппарата финансовой олигархии дает ей возможность не только контролировать распределение государственных средств в своих интересах, но и душить мелкие и средние предприятия путем лишения их кредитов. С 1946 по 1952 г. все мелкие и средние предприятия Италии получили лишь 15 млрд. лир государственных кредитов. В то же время крупные монополии только через Институт финансирования («ИМИ») получили кредит в 85 млрд. лир. До начала 1952 года Италии было предоставлено по плану Маршалла для закупки оборудования за границей 154 млн. долл. Однако из них почти половину (70 млн. долл.) получили 6 компаний – «Фиат», «Эдисон», «Монтекатини», «Фальк», «Сме», «Саде».

Существенная роль государственного сектора и крайняя степень монополизации экономики – такая ситуация была неизменной вплоть до 1970-х годов. Большую часть итальянской экономики занимали крупные государственные холдинги, полностью контролировавшие по нескольку отраслей. Институт промышленной реконструкции (ИРИ) и на сегодняшний день владеет контрольными пакетами акций примерно 150 крупнейших предприятий в различных отраслях промышленности и входит в первую десятку промышленных групп мира. Благодаря холдинговой структуре государство могло перераспределять значительные объемы собственности и капиталовложений. Так, в 1973 году соотношение бюджетных дотаций и привлеченных с их помощью средств в промышленном секторе составляло 1:10.

Информация о работе Основные характеристики модели социальной политики Италии