Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:23, реферат
В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах мира вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики.
Нефтяной кризис середины 1970-х годов и неэффективная структура управления государственными предприятиями-гигантами вызвали существенное ухудшение экономических условий страны. Хотя неоконсервативный сдвиг, начавшийся в развитых капиталистических странах в конце 70-х гг., в меньшей степени затронул Италию, правительство все же сделало попытку пересмотреть государственную промышленную политику.
Финальным сигналом о необходимости реформ стали массовые увольнения на “Фиате” в 1980 году. Промышленный гигант пошел на такой шаг в знак нежелания идти на дальнейшие уступки профсоюзам. В это же время Италия испытывала тяжелые проблемы, связанные с инфляцией и ростом госдолга. В результате, в 1981 году Банк Италии и казначейство становятся независимыми друг от друга. Происходит отказ от покрытия государственного долга методом эмиссионного финансирования и выпускается серия краткосрочных государственных обязательств с повышенной процентной ставкой для поглощения излишков денежной массы. Была отменена подвижная шкала заработной платы.
Но все эти меры не оказали должного эффекта, так как значительный объем средств по-прежнему перераспределялся через трансферты, инфляция мешала инвестированию в производственные сферы, росла безработица. В итоге, в 1990 году размер госдолга превысил объем ВВП (к 1995 году эта величина достигла 125%). А в сентябре 1992 года разразился валютный кризис – итальянская лира вышла из ЕВС. На фоне этих событий происходил описанный выше политический кризис, и 1992 год ознаменовался как период падения Первой республики.
3.2 Современная экономика Италии
1992-94 года эксперты называют периодом становления Второй республики. Правительство берет курс на свободный рынок и это направление сохраняется и в настоящее время. Поэтому автор считает, что 1992-94 года уместно называть началом современного этапа в развитии экономики Италии.
Основные реформы были направлены на разгосударствление промышленности. Оно прошло через реализацию акций на частном рынке и таким образом привело к снижению доли государства в капитале, а также приватизации целого ряда компаний. В каждом отдельном случае вырабатывался индивидуальный подход к приватизации. Часть средств была передана убыточным предприятиям на реструктуризацию, а часть использована на покрытие государственного долга.
Приватизация приняла колоссальные масштабы и была одной из крупнейших в ЕС. Только к 1998 году было приватизировано 30 крупнейших предприятий госсектора, в том числе “Телеком” (1,5 млн. акционеров), энергетические группы ЭНИ и ЭНЭЛ, три ведущих банка и вторая по величине страховая компания ИНА. Приватизация коснулась даже ИРИ, значительная часть подконтрольных ему предприятий была передана в частные руки.
В 1990-х в Италии было принято первое за всю историю антимонопольное законодательство, ставящее под контроль процесс слияний и поглощений и вводящее нормы регулирования картелей.
На сегодняшний день важное место в социально-экономической структуре страны принадлежит кооперативному сектору, который занимает промежуточное положение между государственным и частным предпринимательством. Его позиции укрепились. Расширению кооперативного сектора способствовал переход в его состав части частных и государственных компаний, оказавшихся на грани банкротства.
Еще одна специфическая черта и важная структурная проблема связана с разрывом между уровнями объема производства и благосостояния на Севере и Юге. После 1945 в южной части Италии произошли радикальные социальные и экономические изменения. Численность сельского населения в 1950–1960-е годы там уменьшилась вследствие его оттока в растущие промышленные города Северной Италии, в другие страны ЕС и США, тогда как доходы, уровень жизни, уровень образования и занятости повысились. Однако пропасть между Югом и Севером стала еще глубже.
Важными причинами отставания Юга были высокая концентрация населения в главных городах (особенно в Неаполе, Катании и Палермо) и ограниченные возможности трудоустройства, нехватка жилья, неблагоприятные условия для получения образования и социальной помощи. Эта проблема имеет результатом узость внутреннего рынка, что тормозит развитие страны. В течение десятилетий индустриализация севера питалась притоком капитала и рабочих рук из южных районов, лишая их возможности преодолеть свое отставание.
Проблема дисбаланса развития регионов страны не решена и по сей день. Различные правительства неоднократно принимали ”программы развития Юга”, однако безработица там по-прежнему достигает 20%. В связи с этим в Италии существует определенная доля сепаратистских настроений, некоторые мелкие партии предлагают программы отделения Севера от Юга.
Несмотря на проблемы, итальянская экономика находится в первой семерке развитых стран. Италия производит 3,06% мирового ВВП (1, 438 трлн. долларов). Рост национального продукта в течение последних 5 лет находится в пределах 2-3% в год. Достаточно актуальной остается проблема инфляции, которая в 2002 году составила 2,4% в год. Италия испытывает серьезное давление со стороны Евросоюза, требующего привести этот показатель в соответствие с Маастрихтским требованиями.
Уровень безработицы постепенно снижается, но все еще остается на достаточно высоком уровне – около 9,1%. Проблема остается в вышеуказанной диспропорции: рост занятости на севере и в центре, и снижение на юге. При этом на юге в неформальном секторе остается почти половина трудоспособного населения.
Государственные доходные статьи – 504 000 миллионов долларов, расходные статьи – 517 000 миллионов долларов. Бюджетный дефицит Италии также подвергается жесткой критике со стороны Евросоюза. Однако все еще непомерно большая роль государства в экономике обуславливает невозможность значительного сокращения расходов.
В целом экономическая политика Италии до сих пор находится под сильным влиянием кейнсианской школы, несмотря на растущую в мире и внутри страны популярность неоклассических концепций. Пересмотр национальной экономической политики через призму монетаристских идей происходит очень медленно с середины 70-х годов. Изменения происходят не быстрыми темпами, и в первую очередь под воздействием внешнего фактора. Именно попытки встроиться в контекст общеевропейской политики будет определять развитие Италии в ближайшие годы.
Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Основой ее экономики является высокоразвитая промышленность и сфера услуг, некоторые отрасли которой имеют мировое значение.
ВНП Италии оценивался в 2009 г, в расчете на душу населения, в 27 700 дол. На долю личного потребления выпадало 62% ВНП, на долю государственного — 17%, а на инвестиции — почти 20%.
На формирование модели итальянской экономики повлияла индустриализация, которая способствовала тому, что итальянская продукция не смогла конкурировать на европейском рынке. По масштабам производства важнейших видов промышленной продукции она перед Первой мировой Войной занимала 8 место среди развитых стран, хотя ее промышленным экспортом был преимущественно текстиль (40%). В последнее время Италия развивалась более быстрыми темпами, чем другие государства Европы. Вследствие этого по многим социальным показателями она заняла достойное место среди стран-конкурентов.
В Италии мощный государственный сектор. В настоящее время до 50% экономики и 70% банковской системы контролирует государство Особенную категорию составляют предприятия, которые главным образом контролируются через холдинги, подчиненные министерствам и другим государственным органам:
— Институт промышленной реконструкции (ИПР) — главное монополистическое объединение Италии. Играет существенную роль в экономике, особенно в черной металлургии, машиностроении транспорте и связи, кредитно-финансовой сфере. Количество работников на предприятиях и фирмах ИПР — 327 тыс. чел. Годовое обращение — 50 млрд. дол.;
— Национальное предприятие жидкого топлива (НПЖТ) контролирует свыше 160 компаний. Действует по большей части в нефтегазовой и нефтехимической промышленности, а также в атомной энергетике, в т.ч. и за рубежом. На предприятиях занято 90 тыс. чел. Годовое обращение составляет 30 млрд. дол.;
Удельный вес государственной собственности особенно большой в капиталоемких отраслях и в экономике отсталых районов. Государству принадлежат железные дороги, авиатранспорт, часть сети автострад и телефонной связи, радио и телевидение и тому подобное.
Большой финансовой и экономической мощности достиг в Италии частный капитал: концерн «ФИАТ» контролирует 13% европейского автомобильного рынка, его административный центр и основной автомобильный завод находятся в Турине; «Фининвест», главными направлениями деятельности которого являются телевидение, издательское дело, рекламный бизнес, производство и распространение теле- и кинофильмов, страховое дело; «Милан» имеет сеть универсальных супермаркетов и футбольных клубов; концерн «Монтедисон» контролирует химическую и электротехническую отрасли.
Италия специализируется на продукции средней наукоемкости, т.к. технологически отстает от мировых лидеров. В отрасли НТП страна меньше тратит на НИОКР, чем Германия, Франция или Великобритания. Кроме того, Италия чувствует дефицит научных кадров.
Особенностью экономического развития страны является различие в уровнях экономического, социального и культурного развития некоторых территорий Италии, поэтому издавна выделяют промышленный Север, отсталый Центр и аграрный Юг.
Внешняя торговля. Италия занимает шестое место в мире по экспорту и импорту товаров и пятое — по экспорту и импорту услуг. Экспорт товаров составлял в 2004 г. 336,4 млрд. Дол. (4,5% мирового экспорта), импорт — 329,3 млрд. дол. (3,8% мирового импорта). Экспорт услуг — 70,1 млрд. дол., а импорт — 69,3 млрд. дол. Италия экспортирует продукцию машиностроения и металлообрабатывающей промышленности, швейные, обувные и текстильные изделия, химическую продукцию, продовольствие, строительные материалы, офисную оргтехнику, руды черных и цветных металлов.
Основными торговыми партнерами Италии являются Германия, Франция, США, Саудовская Аравия, Ливия, Ирак и др.
Заключение
1992-94 года эксперты называют периодом становления Второй республики. Правительство берет курс на свободный рынок и это направление сохраняется и в настоящее время. Поэтому автор считает, что 1992-94 года уместно называть началом современного этапа в развитии экономики Италии.
Основные реформы были направлены на разгосударствление промышленности. Оно прошло через реализацию акций на частном рынке и таким образом привело к снижению доли государства в капитале, а также приватизации целого ряда компаний. В каждом отдельном случае вырабатывался индивидуальный подход к приватизации. Часть средств была передана убыточным предприятиям на реструктуризацию, а часть использована на покрытие государственного долга.
Италия - индустриально развитая страна, активно участвует в мирохозяйственных связях.
Развитие экономики Италии тесным образом связано с внешним фактором. Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора пути экономических преобразований: экспортировать, чтобы выжить. Это определило место Италии в международном разделении труда.
Таким образом, стимулирование экспорта является важным направлением экономической политики Италии.
В Италии существует проблема, связанная с дифференциацией экономического развития, с одной стороны, промышленных областей Севера и Центра страны, а с другой - аграрного Юга.
Проблема «Север - Юг» возникла во второй половине XIX в., когда Италия была раздроблена на отдельные княжества. Север и Центр Италии находились на стадии индустриализации и характеризовались как промышленные районы, тогда как Юг оставался во власти феодального строя и отставал в своем развитии от Севера.
Таким образом, для Италии актуальными по-прежнему остаются такие проблемы, как сохранение единства страны за счет преодоления экономического разрыва между Севером, Центром и Югом, организованная преступность и коррупция.
В целом можно обозначить три приоритетные цели, которые лежали в основе реформ, начатых в 90-е годы. Во-первых, стремление наряду с финансовой консолидацией социального бюджета к созданию более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением ее эффективности. Во-вторых, унификация предпосылок для расчета пенсий в разных отраслях. И в-третьих, переход к активной политике занятости и диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей для повышения эффективности воздействия на рынок труда.
Информация о работе Основные характеристики модели социальной политики Италии